Позитивный Экзистенциализм

143

('Un positivo esistenzialism', 1948) - работа Аббаньяно. Экзистенциализм трактуется не как 'философия отчаяния', сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как 'позитивная', дающая возможность человеку осуществить поиск того, что раскрывает истинную его природу и служит основанием его реализации в сообществе других людей, в мире. Это движение человека выявляет его важнейшие характеристики как экзистенции. Конечность и самость, понимание которых является лишь частью процесса 'вовлеченности в собственную конечность'. Как и Хайдеггер, который полагает, что понимание человеком своего бытия выступает как проект собственных возможностей этого бытия, Аббаньяно наряду с этим подчеркивает важность человеческого выбора, его позицию.

Согласно Аббаньяно, 'человек реализует до конца свою конечную природу, потому что решил выбрать ее'. Экзистенциализм характеризуется мыслителем не просто как школа или чистая доктрина, а как экзистенциальная позиция целостного человека. Субстанцией последнего и является этот поиск, становясь нормирующим началом и одновременно формируя человеческое Я в перспективе самореализации и обретения. Поиск у Аббаньяно - отнюдь не гарантия окончательного обладания чем-либо и тем более самим собой. 'Вовлеченность' как подлинное существование рождается на путях сомнения человека и выражается в определенной форме знания - форме проблематичности, которая характерна для философии. По мысли Аббаньяно, 'философия всегда стремилась объяснять и оправдывать все аспекты реальности, человека, мир и Бога, но в большинстве случаев она предавала забвению или пренебрегала объяснением и оправданием того, что касается ее ближе всего, - самой своей проблемы, а с ней неопределенности, неустойчивости и сомнения, которые сопровождают ее начало, развитие и ее выводы и которые вновь и вновь выдвигают как проблему каждый самый достоверный ее результат'.

Аббаньяно противопоставляет проблематичное знание, присущее конечному существу, - необходимому, отрицающему деструктивную силу времени, бесконечному и абсолютному. Неразрывная связь экзистенциальной философии с человеком как конечным существом выходит в своих проявлениях, по Аббаньяно, за пределы философии и наполняет своим духом современную культуру. Философия - нечто большее, чем познание и наука. В связи с этим мыслитель подвергает критике феноменологию, выдвинувшую идеал незаинтересованного самопознания, так как она не включает в себя 'изначальный акт - проблему самой философии'. Философия у Аббаньяно не имеет объекта, но предполагает задачу. Вовлечение человека в тот способ существования, который он будет считать собственным - возможность самоопределения человека в связи с миром и другими людьми.

Аббаньяно, анализируя становление экзистенции, вводит категорию 'возможность', на понимание и значимость которой как экзистенциала указывал в работе 'Бытие и время' Хайдеггер. 'Здесь-бытие есть именно то, чем оно может быть, первичное бытие-возможность. Как модальная категория наличности возможность означает то, что не действительно и то, что не необходимо. Бытие-возможность, каковое исконно есть здесь бытие экзистенциальное, столь же отличается от пустой логической возможности и от случайной составленности (контингентности) любого наличного, коль скоро с последним может произойти не одно, так другое. Онтологически возможность ниже, чем действительность и необходимость. Но возможность как экзистенциал есть наизначительнейшая и глубочайшая онтологическая определенность здесь-бытия'.

Наиболее яркими 'философами возможности' были Кант и Кьеркегор. Первый из них основывает мир человека в границах 'трансцендентальных возможностей', т.е. Обусловливающих и обосновывающих. Любая возможность человека у Канта разделяется на позитивную и негативную. 'возможность-которая-да' и 'возможность-которая-нет'. Кьеркегор же, считает Аббаньяно, философ негативной возможности, который усилил ощущение проблематичности экзистенции, проявив себя в парализующей силе отчаяния. Аббаньяно дает анализ всех возможностей человека, обнаружение которых строится на критерии выбора. 1) Любой выбор человека оправдан и поэтому все возможности равнозначны. Человек в бесконечной свободе располагает бесчисленными возможностями, - эта концепция близка Сартру и Камю.

2) Любой выбор оправдан, но один из них неукоснителен для человека - жить для смерти (Хайдеггер). Безусловно, смерть как факт чужда нам, а как возможность определяет нашу природу и существование. Смерть ввергает жизнь в крайнюю незащищенность, выявляя для человека существенность вопрошания о смерти и объявляя несущественным все остальное. В силу этого все возможности становятся равнозначными. Подобная схема возможности присуща и философии Ясперса, но уравнивающей все возможности является ситуация невозможности прикрепиться к Бытию, Трансцендентности. Отсюда вывод Аббаньяно. 'если все возможности, формирующие экзистенцию, являются по той или иной причине равнозначными, экзистенция невозможна'. Аббаньяно указывает на необходимость урегулирования оценочного требования, считая, что сами возможности должны иметь в себе критерий и меру своей ценности.

Подлинной является та, которая постоянно упрочивается в своем бытии, т.е. Возможность самой возможности. Мыслитель называет ее 'трансцендентальной возможностью'. 'Любая позиция выводит свою ценность не из того, что она была принята или может быть принята фактически, а лишь из возможности того, что и принятие не делает ее по сути дела невозможной'. Таким образом, всякая человеческая позиция имеет в себе норму собственной возможности. Аббаньяно размышляет о совпадении бытия и должного в концепциях бытия в терминах фактуальности и детерминирующего наличия. 'Если бытие существует лишь в форме фактуальности или наличия, должное само существует лишь как наличие и факт или, иначе говоря, оно чистое ничто. Сведение должного к факту оправдывает все факты или не оправдывает ни одного из них.

И в любом случае делает невозможным оценку и сопоставление фактов, лишь в горизонте возможного бытие может открыть себя в своей фундаментальной нормативности, лишь в этом горизонте оценка может предстать как свободный и ответственный акт'. Возможность - это всегда открытость будущему, так как нельзя понять человеческую экзистенцию с точки зрения времени как следование друг за другом мгновений, т.е. Лишенным смысла чередованием возможностей, когда она выпадает из своей сущностной нормативности. Возможность приобретает смысл, когда в ней присутствует вовлеченность и вера, она выступает не как потенциальность, которая неизбежно должна реализоваться, но как метод поиска, который позволяет постичь мир в опыте и уберечь человека от разочарования.

Только возможное может дать основание реализации в условиях, когда необходимо отсутствует самое основание или наличествует помеха для реализации. 'Безусловно, можно понимать необходимое как последнее звено в цепи элементов, каждый из которых определяет другой, и, следовательно, видеть в этой цепи процесс его реализации. Но в действительности и здесь процесс является лишь мнимым, ибо при подобном видении совокупность составляющих цепь элементов от первого до последнего образовывает - в силу основанной на необходимости детерминации, которая их связывает один с другим, - единое и устойчивое целое, присутствующее в своей тотальности уже в первом из них'. По мнению Аббаньяно, 'позитивный экзистенциализм' является источником поиска бытия и поэтому должен удовлетворять двум требованиям.

'1) Сохранить понятие возможность в его двойной позитивно-негативной форме и избегать ее превращения в основанную на необходимости неопределенность. 2) Обеспечивать хотя и не безупречный, но достоверный критерий выбора экзистенциальных возможностей'. Критерием выбора возможностей является их реалистичность. 'Реально возможное - это то, что мы можем продолжать выбирать без того, чтобы, будучи однажды выбранным, оно сделало бы невозможным дальнейший выбор'. Категория возможного, несущая ценностный смысл, есть категория понимания как способность давать себе отчет в том, что делает его возможным. Поэтому лишь конечное оказывается доступно пониманию. Понимание выступает конституентом человеческого мира. 'Позитивный экзистенциализм' отказывается убаюкивать человека во вселяющем слишком большие надежды оптимизме, который бы усыплял его бдительность и подвергал его, беззащитного, всем опасностям, обрекая его на бездеятельность.

Экзистенциализм Аббаньяно приглашает человека к выбору свободы и ответственности, стремясь определить условия диалога, который бы продолжался и развивался более плодотворно. ПОЗИЦИИ ('Positions'. Paris, 1972) - книга, включающая записи ранее публиковавшихся бесед Деррида с А.Ронсом (первая публикация данного фрагмента в 1967), Кристевой (первая публикация в 1968), Ж.-Л.Удбином и Г.Скарпетта (первая публикация в 1971). Согласно 'уведомлению' самого 'интервьюируемого', являя собой в качестве бесед обоюдный 'акт активной интерпретации', данный текст - как 'приуроченный' и 'датированный' - суть промысел, в который Деррида позволил некогда себя 'втянуть'. Посему данный сборник, по мысли Деррида, 'не в большей мере мне собственный, чем здесь - остановившийся на покой' /речь идет о ситуации, когда вольное течение бесед, некогда осуществившихся как свободное мыслеизъявление в диа- и полилоге, жестко фиксируется рамками опубликованного текста.

Если угодно попадает в состояние 'вечного покоя' - А.Г./. ПЕРВАЯ БЕСЕДА. Тематизмы письма (см.), грамматологии (см.), Differance (см.) и др. По мысли Деррида, его книги /по ситуации начала 1970-х - А.Г./ образуют 'единую систему', хотя и принципиально 'открытую'. Можно рассуждать, согласно Деррида, 'о некоторой текстуальной 'операции'...единой и дифференцированной, чье незавершенное движение не назначает себе никакого абсолютного начала и, будучи полностью растрачено на чтение других текстов, все же ни к чему, кроме как к собственному письму, известным образом не отсылает (...) надо прежде всего читать и перечитывать тех, в след кому я пишу, те 'книги', где на полях и между строк я прорисовываю и разгадываю некий текст, который одновременно очень похож и совсем другой...'.

С точки зрения Деррида, 'все эти тексты, годящиеся, наверное, быть предисловием, бесконечным, к другому тексту, который я очень хотел бы однажды иметь силы написать, или еще эпиграфом к какому-то другому, на который у меня никогда не наберется смелости, только то по сути и делают, что комментируют фразу о лабиринте шифров, выделенную в 'Голосе и феномене'. (Речь идет о рассуждениях Деррида, согласно которым '...мы должны найти другие имена взамен знака и репрезентации. Мы действительно сможем пользоваться новыми именами, если поймем как 'нормальное' и предизначальное то, что Гуссерлю, как он верил, надо было изолировать как частный и случайный опыт, как что-то зависимое и вторичное - т.е. Неопределенный дрейф знаков, как блуждание и перемену декораций, - сцепляющее репрезентации между собой без начала или конца.

Никогда не существовало никакого 'восприятия', а 'презентация' - это репрезентация репрезентации, которая стремится к себе, а следовательно, к своему собственному рождению или к своей смерти. Все, несомненно, имеет начало в следующем смысле. Упомянутое имя напоминает нам о Дрезденской галерее. Мы бродим по комнатам. Картина Тенъера. Изображает картинную галерею. Картины этой галереи могли бы, в свою очередь, изобразить другие картины, которые, в свою очередь, выставили читаемые подписи и т.д. /фрагмент из 'Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии' Гуссерля - А.Г./. Конечно, ничто не предшествует этой ситуации. Несомненно, ничто ее не прекратит. Она не охватывается, как бы Гуссерль этого ни хотел, интуициями и презентациями.

Галерея - это лабиринт, который содержит в себе свои собственные выходы'.) Согласно Деррида, 'граница, отталкиваясь от которой философия сделалась возможной, определилась как. Наука, функционирующая внутри системы основополагающих ограничений, концептуальных оппозиций, вне которых она становится неосуществимой'. 'Деконструировать' философию - это. 'продумать структурированную генеалогию ее концептов самым последовательным, самым вдумчивым образом, но в то же время, глядя от некоторого извне, для нее неустановимого, не поддающегося именованию выявить то, что эта история могла скрывать или воспрещать, делая себя историей через это вытеснение, иногда корыстное'. Как отметил Деррида, все тексты и философемы, принадлежащие культуре Запада, оказываются в таком контексте симптомами, 'чего-то такого, что не смогло присутствовать в истории философии, что и нигде не присутствует, поскольку дело во всем этом предприятии идет о постановке под вопрос этого заглавного определения смысла бытия как присутствия, определения, в котором Хайдеггер умел распознать судьбу философии'.

По мысли Деррида, осуществляя деструкцию метафизики, Хайдеггер, тем не менее, остается в плену 'онто-теологии', он продолжает отдавать предпочтение фонологизму, голосу как 'субстанции выражения'. Деррида не считает необходимой замену логоцентризма 'графоцентризмом'. Любой пункт дистанцирования от метафизики окажется не более, чем 'прежде всего пунктом языка или письма'. Грамматология дает начало 'не-желающей-ничего-сказать-мысли', которая выходит, ставя их под вопрос, 'за пределы желания-сказать и желания-слышать-себя-говорящей'. Эта мысль провозглашает 'как раз отсутствие всякой уверенности между внешним и внутренним'. Согласно Деррида, речь не может идти о замене одного 'центра' другим 'центром' либо о 'первородстве' письма.

'О грамматологии' - 'название определенного вопроса. О необходимости науки письма, об условиях его возможности, о критической работе, призванной снять. Гносеологические преграды. Но вопроса также и о границах данной науки. И эти границы, на которых я настаивал не в меньшей мере, суть в равной мере границы классического понятия науки, чьи проекты, концепты, нормы фундаментально и систематически связаны с метафизикой'. ВТОРАЯ БЕСЕДА. Тематизмы означивания (см.), 'трансцендентального означаемого' (см.), фонологизма (см.), Differance (см.), следа (см.) и др. По мысли Деррида, концепт знака, 'в своем корне и в своих импликациях. Целиком и полностью метафизический, систематически сплавленный со стоической и средневековой теологиями', тем не менее, 'в ходе его проработки и сдвигов, которым он был подвержен - и инструментом которых странным образом он сам же и был', выступил в двух ипостасях.

С его помощью был осуществлен 'разграничивающий' эффект. Была проведена критика 'метафизической принадлежности концепта знака' и одновременно удалось 'очертить n расшатать пределы системы, внутри которой этот концепт родился и начал служить'. Анализируя философские ходы Соссюра, Деррида отмечает, что тот сумел осмыслить то, что, во-первых, 'означаемое неотделимо от означающего, что означаемое и означающее суть две стороны одного и того же продуцирования', и, во-вторых, что 'невозможно, чтобы звук, материальный элемент, сам по себе принадлежал языку' и что 'в своем существе лингвистическое означающее никоим образом не фонично'. Но при этом, по Деррида. 1) поддержание строгого различения, оппозиции - по существу и по форме - между 'означающим' и 'означаемым' (это и есть 'принцип знака').

Знак равенства между 'означаемым' и 'умопостигаемым'=концептом оставляет формально открытой возможность помыслить означаемый концепт в нем самом, в его простом присутствии для мысли, в его независимости. Относительно системы означающих'. Иными словами, Соссюр 'отдал долг классической потребности в 'трансцендентальном означающем', которое не отсылает в себе, в своем существе, ни к какому означающему, не вписывается в знаковую цепочку и само в определеный момент уже не функционирует как означающее'. По мысли Деррида, необходимо признать, что 'всякое означаемое есть также нечто стоящее в положении означающего' и тогда 'различение между означаемым и означающим - самый знак - становится проблематичным в его корне'.

2) Соссюр традиционно отдает предпочтение всему тому, что связывает знак со звуком, хотя и признает. 'Не языковая речь присуща природе человека, но способность создавать язык, т.е. Систему различных знаков...'. Тем самым, по Деррида, остается за скобками возможность кода и артикуляции независимо от субстанции (например, звуковой). 3) Концепт знака (означающее/означаемое) несет в себе необходимость. Возвысить лингвистику до 'патрона' семиологии. Звук есть, по сути дела, означающая субстанция, которая предстает сознанию как интимнейше связанная с мыслью изначаемого концепта. Голос с этой точки зрения оказывается самим сознанием. Опыт этот - обман, но обман, на необходимости которого сложилась целая структура и целая эпоха.

От Платона до Гуссерля, проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т.д. 4) Только привилегия, врученная фонетическому и языковому знаку, способна санкционировать идею Соссюра о том, что 'лингвистический знак есть психическая величина, имеющая две стороны'. Деррида критикует сам порожденный в таком контексте 'семиологический' проект, включающий концепт коммуникации, который предполагает передачу, призванную переправить от одного субъекта к другому тождественность некоего обозначенного объекта, некоего смысла или некоего концепта, формально позволяющего отделить себя от процесса этой передачи и от операции означивания. Коммуникация, трактуемая подобным образом, предполагает субъектов (чья идентичность и присутствие конституируются до операции означивания) и объекты (обозначаемые концепты, некий помысленный смысл, не подлежащий ни формированию.

Ни трансформированию при передаче сообщения). Преодоление 'старой ткани' метафизики недостижимо единожды осуществленной 'гносеологической отсечкой'. По Деррида, 'нескончаемость' процедуры деконструкции суть 'существенная, систематическая и теоретическая'. Рассуждая о фонологизме, Деррида отмечает, что он есть 'в меньшей мере следствие применения алфавита в данной культуре, чем результат известной репрезентации, известного этического или аксиологического опыта этого применения'. 'Принцип различительности' требует, согласно Деррида, не только отказа от приоритета субстанции фонетической (или временной) и субстанции графической (или пространственной), но и велит трактовать 'весь процесс означивания как формальную игру различений.

То есть следов' (см. След). ТРЕТЬЯ БЕСЕДА. Тематизмы Differance (см.), 'общей стратегии' деконструкции (см.), рассеивания (см.), 'партийности философии', 'материи' (см. 'Скандал в философии') и др. (Часть проблем, обсуждавшихся в границах данного диалога, была инициирована своеобычным ренессансом в конце 1960-х в среде западных интеллектуалов левого толка предметных нолей марксизма-ленинизма.) Согласно Деррида, идея Differance как специфическая тематика в собственной интеллектуальной перспективе должна 'поддаваться сама по себе если не своей замене, то по крайней мере своему втягиванию в такую цепочку, которой она никогда не сможет управлять' (лекция, прочитанная 27 января 1968. Была включена в программный сборник школы 'Тель Кель' 'Теория множеств').

Деконструкция, имея первой фазой стадию 'переворота иерархии', отнюдь не должна выступать процедурой введения в традиционную бинарную оппозицию некоего третьего компонента с целью осуществить 'снятие' в гегелевском смысле. Деррида подчеркивает. '. Никогда текст Маркса, Энгельса или Ленина не представал передо мной в виде некоей гомогенной критики. В их отношении к Гегелю, например. И манера, в какой сами они осознавали и формулировали дифференцированную или противоречивую структуру своего отношения к Гегелю, не показалась мне, обоснованно или нет, удовлетворительной'. По мысли Деррида, 'вовсе не всегда в материалистическом тексте вообще (существует ли что-то подобное, материалистический текст вообще) и не во всяком материалистическом тексте концепт материи определяется как абсолютная внеположность или радикальная гетерогенность.

Я не уверен даже, что можно сформулировать 'концепт' абсолютной внеположенности'. И далее - '...означаемое материя представляется мне проблематичным только в тот момент, когда его но вое включение оказывается отягощено превращением его в новый основополагающий принцип, так что в порядке теоретической регрессии оно снова возводится . Трансцендентальное означаемое'. Последнее же, по Деррида, становится тогда 'последним референдом, согласно классической логике, имплицируемой этим значением референда, или 'объективной реальностью', абсолютно 'предшествующей' всякой работе означивания, семантическим содержанием или формой присутствия, гарантирующей извне движение общего текста'. Деррида отметил. 'Мои тексты не принадлежат ни к регистру 'философских', ни к регистру 'литературных', ибо отвечают на вопросы.

Почему мы называем cmpamегической операцию, которая отказывается в конечном счете подчиниться телео-эсхатологическому горизонту. До какой степени отказ этот возможен и как он выговаривает себе условия своей действенности. Почему он их обязан себе выговаривать, вплоть до вопроса о самом этом почему. Почему стратегия склонна отсылать скорее к игре стратагемы, чем к иерархической организации средств и целей?' И в наиболее общем развороте. 'В чем стратегическая необходимость, велящая иногда сохранить старое имя, чтобы пустить в ход новый концепт. /речь идет о метаморфозах понятия 'письмо' в контексте судеб неологизмов 'рассеивание' и 'differance' - А.Г. /. С точки зрения Деррида, 'истина - оторванная от знания - постоянно определяется как откровение, не-сокрытость, т.е.

Неизбежно как присутствие, презентация присутствующего, 'бытие сущего' . Или, в еще более буквальной хайдеггеровской манере, как единство сокровенности или раскрытия. (...) То, что конечное означаемое этого речения или этого логоса выступает как лакуна (несуществующее, отсутствующее и т.д.), ничего не меняет в этом континууме. '. Деррида особо акцентирует следующее. 'Я никогда не говорил, что 'субъекта письма' не существует (ср. 'Субъект письма не существует, если под ним понимать некое суверенное одиночество писателя. Субъект письма - это система отношений между слоями. Массива магии, психического, общества, мира. Внутри этой сцены классического субъекта с его точечной простотой обнаружить не удается' - 'Письмо и различие').

Нужно единственно только пересмотреть проблему эффекта субъективности, как он производится структурой текста. Того, что я только что обозначил как генеральный текст - его 'массив', - а не только лингвистического текста. Эффект этот явно неотделим от определенной связи между сублимацией и влечением к смерти, от движения интериоризации - идеализации - снятия - сублимации и т.д., т.е. От определенного вытеснения'. Характеризуя нынешнее состояние дел в философии языка, Деррида зафиксировал. 'Что происходит в нынешнем котле, так это переоценка отношения между общим текстом и тем, что считалось - под формой реальности (исторической, политической, экономической, сексуальной и т.д.) - простой внеположенностью, с которой соотносится язык или письмо, будь эта внеположность в простой позиции первопричины или в простой позиции акциденции'.

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponatius) Пьетро, по прозвищу Перетто Мантовано (1462-1524) - итальянский философ-гуманист. Учительствовал в Падуе, Ферраре и Болонье. Приверженец учения Аристотеля. Основные сочинения. 'О бессмертии души', 'Книга о причинах естественных действий, или о волшебстве', 'О судьбе, свободе воли, предопределении и Божественном Провидении' и др. Согласно П., интеллектуальная душа инициирует стремления и воления, внутренне присущие человеку. В отличие от чувственной души животных, интеллектуальная душа человека в состоянии постигать универсальное и сверхчувственное посредством чувственных образов. Вследствие этого душа неотъемлемо принадлежит телу и должна трактоваться как его форма. Душа не способна, по П., исполнять свои функции отдельно от тела.

Конечно, - полагал П., - душа превосходит собственной благородной сущностью все материальное вокруг себя, при этом она 'пропитывается нематериальным, хотя и не в абсолютной форме'. (В данном случае П. Хотел продемонстрировать то обстоятельство, что тезис о бессмертии души не может быть 'с достоверностью' доказан посредством разума. По мнению П., этот тезис суть предположение веры и призван фундироваться соответствующими процедурами, а именно - 'откровением и каноническим предписанием' - см. ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ.) По версии П., душа (как компонент человека - 'микрокосма') занимает высшее место в иерархии материальных существ, гранича с духовными. Она располагается 'посредине между ними, объединяя те и другие'.

Душа материальна в сравнении с нематериальными существами, нематериальна в сравнении с материальными существами. Может душа выступать и как божественное начало, и как животное. '...нет ничего в мире, что хоть каким-нибудь свойством не могло бы иметь общего с человеком, почему заслуженно называют его микрокосмом, или малым миром. Великое чудо есть человек, поскольку он является всем миром и способен обратиться в любую природу, так как дана ему власть следовать любому, какому пожелает, свойству вещей...'. Осмысляя профессиональный промысел философов, П. Отмечал. 'Прометей истинно является философом. Пытаясь узнать тайны Бога, он терзается вечными тревогами и тайнами. Не испытывает ни жажды, ни голода, не спит, не ест, не испражняется, осмеиваемый всеми, и почитаемый глупцом и святым, преследуемый инквизиторами, являет забавный спектакль для толпы.

Вот доходы философов, вот им награда'. Творчество П. Знаменовало эпоху, когда опыт и чувства людей начали выходить на первый план по сравнению с авторитетом древних. Сам П. В лекции (1523), посвященной 'Метеорологии' Аристотеля, комментируя аподиктический силлогизм Аристотеля и Ибн Рушда о непригодности для обитания земель между тропиком Рака и Козерога, заметил, что все это легко опровергается письмом его личного друга. Тот пересек эту зону и нашел ее населенной. Как полагал П., уже что-либо лучше может доказать опыт человека, а не почтенный Аристотель. Платонизм оказывался для мыслителей Возрождения более перспективным, нежели аристотелизм. ПОНЯТИЕ СТРАХА (1844) - сочинение Кьеркегора. Стремясь опровергнуть философскую систему Гегеля, во введении к 'П.С.' Кьеркегор писал.

'Шлейермахер говорил только о том, что знал, тогда как Гегель, несмотря на все свои превосходные качества и исполинскую ученость, во всех достижениях только лишний раз напоминает о том, что являлся в немецком значении слова профессором философии огромного масштаба'. Изложенное в форме трактата, 'П.С.' посвящено изучению психологических предпосылок возможности совершения человеком греха. Кьеркегор формулирует проблему. Какая же именно наука правомочна изучать грех. Это явно не классическая философия, 'чьей сущностью остается имманентность, или, в греческих терминах, воспоминание'. Поэтому Кьеркегор обращается к так называемой 'второй философии', сущность которой - 'трансцендентность, или повторение'. В действительности же, по мысли Кьеркегора, 'грех по сути своей вообще не принадлежит какой-либо науке'.

Догматика выдвигает лишь само понятие греха, не исследуя то, каким образом человек его переживает. 'Пережитое' фиксирует только этика, возлагающая на человека определенные обязанности. Догматика выявляет идею греха, а психология изучает его реальное воплощение. Как отмечает Кьеркегор, психология занимается не возможностью греха, а его действительностью. 'Как только грех действительно полагается, на этом месте тут же появляется этика, которая следует за каждым его шагом. Этику не заботит, как возник грех, за исключением того, что ей совершенно ясно, что грех вошел в мир как грех. Но еще меньше, чем о возникновении греха, этика беспокоится О скрытой эволюции возможности греха'. Согласно Кьеркегору, 'стало быть, понятие греха по сути не принадлежит никакой науке, и только вторая этика может рассматривать его проявления, хотя и не возникновение.

Начни же его рассматривать какая-либо иная наука, это понятие окажется искаженным'. Первый раздел 'П.С.' Кьеркегор посвящает осмыслению страха как предпосылки первородного (или наследственного) греха и как (одновременно) того, что ретроспективно разъясняет такой грех - разъясняет в направлении его истоков. По Кьеркегору, всякий индивид есть часть человеческого рода. Он связан с ним теснейшими узами, подобно тому, как и род тесно связан с каждым индивидом. 'Совершенство в себе самом - это совершенное участие в целом. Ни один индивид не может быть безразличен к истории рода, точно так же, как и род небезразличен к истории какого бы то ни было индивида'. Это утверждение полностью относимо и к легендарному Адаму, который был первым представителем человеческого рода.

'Он одновременно является собою самим и родом. А значит, то, что разъясняет Адама, разъясняет также и род, и наоборот'. Грех Адама качественно ничем не отличается от первого греха любого человека. 'Через первый грех в мир вошла греховность. Ни о каком позднейшем человеке никак нельзя сказать, что через его первый грех в мир вошла греховность, а между тем она входит в мир через него совершенно таким же образом. Греховность пребывает в мире лишь постольку, поскольку она входит через грех'. По мысли Кьеркегора, первому греху предшествует невинность. 'Невинность - это не что-то подобное непосредственному, не что-то, что должно быть снято, чьим определением является то, что оно должно быть снято, не что-то, что по сути вообще не присутствует здесь, но она сама, будучи снятой, становится впервые через то и впервые тогда, когда она была прежде, чем быть снятой, и теперь вот снимается'.

Род человеческий количественно накапливает грехи. Но с авторской точки зрения, 'невинность всегда теряется только через качественный прыжок индивида', т.е. Когда он совершает свой первый грех и, следовательно, теряет свою невинность. Кьеркегор считает, что первородный грех нельзя объяснить через понятие грехопадения. Он переходит к рассуждениям о страхе, сопутствующем невинности. Страх - это 'симпатическая антипатия и антипатическая симпатия', это чувство, овладевающее человеком, когда в нем зарождается догадка о существовании некоей силы, обладающей совершенно неведомыми возможностями. Таким образом, подобный 'страх столь сущностно свойствен ребенку, что тот вовсе не хочет его лишиться. Даже если он и страшит ребенка, он тут же опутывает его своим сладким устрашением.

И во всех народах, где детскость сохранилась как грезы духа, этот страх есть. И чем он глубже, тем глубже сам народ'. Человек может лишь свободно оставаться тем, что он есть. Синтезом души и тела, которые дух (а это и есть настоящее его 'я') полагает в действительность. 'Человек есть синтез душевного и телесного. Однако такой синтез немыслим, если эти два начала не соединяются в чем-то третьем. Это третье есть дух'. Страх к тому же есть невинность и неведение. Следовательно, страх - это предварительное условие первородного греха и средство объяснить его происхождение, идя от противного. 'Страх - это не определение необходимости, но он также и не определение свободы, страх есть скованная свобода, когда свобода не свободна в самой себе, но скована - и не в необходимости, но в себе самой.

Если грех пришел в мир необходимо (что является противоречием), значит, нет никакого страха. Если грех вошел в мир через акт абстрактной свободной воли. Страха опять-таки нет. Стремиться объяснить приход греха в мир логически - это глупость'. И с объективной, и с субъективной точек зрения, по мысли Кьеркегора, страх количественно возрастает в роде человеческом, как следствие и причина качественного скачка, в котором каждый человек грешит свободно и представляет, таким образом, одновременно самого себя и род. Далее Кьеркегор рефлексирует на предмет проблемы страха, рассматриваемого в прогрессии первородного греха. Он отмечает. 'Страх - это головокружение свободы, которое возникает, когда дух стремится полагать синтез, а свобода заглядывает вниз, в свою собственную возможность, хватаясь за конечное, чтобы удержаться на краю.

В этом головокружении свобода рушится'. Когда в собственном головокружении неустойчивая свобода предоставляет 'я' возможность совершить качественный скачок ('прыжок, который не объяснила и не может объяснить ни одна наука'), то 'я' полагается как грешник, т.е. Как неоправданная действительность. 'Страх - это самое эгоистичное чувство из всех, и ни одно конкретное проявление свободы не бывает так эгоистично, как возможность любой конкретности'. Индивид полагает себя своим грехом, а вместе с собой и весь род людской в качестве неоправданной действительности. Но этот вид полагания никак не подавляет страх. 'Существуют два вида страха. Это страх, в котором индивид полагает грех посредством качественного прыжка, и страх, который вошел в мир вместе с грехом и продолжает входить так всякий раз, когда индивид полагает грех, поэтому он входит в мир также и количественно'.

Страх принимает еще одну новую форму, относящуюся ко всей действительности, полагаемой в грехе, - например, чувственность, которая становится не грехом, а новой, детерминированной возможностью согрешить. 'Сексуальное как таковое - это еще не греховное'. Ведь у индивида остается свободный выбор - грешить ему или нет. Согласно Кьеркегору, 'только в то мгновение, когда полагается грех, сексуальное различие также полагается как порыв и влечение'. Кьеркегор показывает, как эта свобода выбора или отказа от греха увеличивает страх. 'Чем больше страха, тем больше чувственности. Страх перед грехом сам создает грех'. Иначе рассуждая, индивид одновременно виновен и невиновен. 'Индивид становится виновным в страхе не перед тем, что он стал виновным, но перед тем, что его считают виновным'.

Далее Кьеркегор двигается к осознанию проблемы страха, как следствия того греха, который является отсутствием сознания греха. Данная глава начинается с пространного рассуждения о времени. По Кьеркегору, дух позволяет осуществить синтез души и тела. Что же приводит к синтезу временного и вечного. Что является третьим здесь. Кьеркегор видит во времени последовательность. По его представлениям, не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Настоящее вообще невозможно определить. Существует лишь бесконечная последовательность. Для того чтобы в осознании времени выделить отдельное мгновение, необходимо воображение, которое размещает время во мгновении или наоборот. Понятие настоящего, следовательно, не имеет отношения ко времени, за исключением того, что оно 'бесконечно и лишено содержания', что опять-таки является бесконечным исчезновением.

Вечное, напротив, как раз и есть настоящее. Для мысли это - снятая последовательность. Древние римляне считали, что божество способно непосредственно вмешиваться в настоящее. Кьеркегор замечает, что о чувственной жизни обычно говорят, 'что она пребывает во мгновении и только во мгновении'. Мгновение обозначает настоящее 'как таковое, то, что не имеет ничего прошедшего и ничего будущего. Ведь именно в этом и заложено несовершенство чувственной жизни. Вечное также обозначает настоящее, не имеющее ни прошедшего, ни будущего, - в этом и состоит совершенство вечного'. Мгновение есть прикосновение вечности ко времени. Согласно Кьеркегору, 'мгновение - это та двузначность, в которой время и вечность касаются друг друга, и вместе с тем полагается понятие временности, в которой время снова и снова разделяет вечность, а вечность снова и снова пронизывает собой время.

Только теперь разделение, о котором мы говорили, получает наконец свой смысл. Настоящее время, прошедшее время, будущее время'. По мысли Кьеркегора, будущее имеет большее значение, чем настоящее и прошлое, ибо будущее есть целое, а настоящее и прошлое составляют лишь его части. В языке будущее можно также уподобить вечному. Прошлое выводится из мгновения и будущего. Кьеркегор рассказывает о восприятии древних греков, которые видели вечность в прошедшем. В него можно войти, лишь 'вернувшись назад'. Как отмечается в 'П.С.', 'синтез душевного и телесного должен полагаться духом, но дух - это вечное, а поэтому синтез появляется только тогда, когда дух полагает первый синтез вместе со вторым синтезом, то ест.

Значения в других словарях
Патристика

(лат. Patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) - с д..

По Ту Сторону Добра И Зла. Прелюдия К Философии Будущего

('Jenseits von Gut und Bose', 1886) - работа Ницше, занимающая особое место в его творчестве. 'ПоТ.С.Д.иЗ.' находится на пороге заключительного, наиболее интенсивного периода философской деятельности Ницше, задачи которого во многом были предопределены сформулированной им в книге 'Так говорил Заратустра' идеей о сверхчеловеке. Ориентация идеала Ницше на радикальное освобождение человека посредством самотворения, т.е. На овладение собственными, им же самим пробужденными иррациональными силами, пр..

Постструктурализм

Совокупное обозначение ряда подходов в социо-гуманитарном познании 1970-1980-х, ориентированных на семиотическое истолкование реальности ('текстуализованный мир' П.), опирающихся, подобно структурализму, на концепцию знака как единства означающего и означаемого, но осуществляющих пересмотр структуралистской парадигмы в плане центрации внимания на 'внеструктурных' параметрах ('изнанке') структуры и связанных с их постижением когнитивных процессах. Получил развитие сначала во Франции, а затем в СШ..

Похвала Глупости

(либо 'Похвальное слово Глупости'. 'Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus') - одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Была написана в 1509, а издана в 1511. Всего было выпущено около 40 прижизненных изданий этой сатиры. 'П.Г.' во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Идея написания подобного произведения созрела у него по дороге в Англию, а по прибытии к своему любимому другу, Мору, Эразм практически за несколько дней воплотил свой замысел ..

Дополнительный поиск Позитивный Экзистенциализм Позитивный Экзистенциализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Позитивный Экзистенциализм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Позитивный Экзистенциализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 26 символа