Психология Масс И Анализ Человеческого Я

155

Произведение Фрейда (1921), посвященное социально-психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования. Такой переход осуществляется в форме применения положений психоанализа к объяснению социальных процессов и явлений. Фрейд стремится связать уровень индивидуально-психического со структурными и динамическими аспектами общественных феноменов. Согласно Фрейду, психология личности в расширенном смысле является одновременно и социальной ('массовой') психологией, так как в психической жизни человека всегда присутствует 'другой'. 'Массовая психология' рассматривает человека как члена социальной общности или как составную часть толпы.

Фрейд, используя материал Лебона и Мак-Дугалла, указывает на социально-психологические эффекты, возникающие в массе, - повышение аффективности и снижение интеллекта. Индивидуально-психические основы процессов образования и функционирования массовидных общностей трактуются им на основании теории либидо. Под либидо понимается энергия первичных позывов, 'которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви'. Возникающие на основе либидо эмоциональные связи и представляют собой сущность 'массовой души'. Фрейд рассматривает массы на примере церкви и войска. И церковь, и войско представляют собой искусственные (связанные с наличием внешнего принуждения) массы. Функционирование церкви и войска основано на культивировании иллюзии о наличии верховного властителя, любящего равной любовью каждого отдельного члена массы (Христа в церкви, полководца в армии), либо заменяющей его ведущей идеи.

Связь каждого члена массы с верховным существом является, по мнению Фрейда, одновременно и причиной связи между членами массы. В этих массах каждый человек либидонозно связан в двух направлениях. С одной стороны, с вождем, а с другой стороны, с другими членами массы. При этом общность индивидов в данной массе коррелирует с враждебностью к другим массам. Объединение людей в массу рассматривается как влекущее за собой ограничение индивидуального нарциссизма. По мысли Фрейда, ограничение в массе нарциссического себялюбия является доказательством того, что сущность массообразования заключается в специфических либидонозных связях членов массы друг с другом. Механизмами таких связей являются перенаправление сексуальной энергии и идентификация.

Идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом. Регрессивным путем (интроекцией объекта в Я) она становится заменой либидинозной объектной связи. Она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов. Идентификация как механизм массообразования действует через принятие некоторым числом индивидов одного и того же объекта в качестве Я-идеала. Отдельный человек замещает свой Я-идеал массовым идеалом, воплощенным в вожде. Как результат, индивиды идентифицируются между собой в своем Я. Фрейд утверждает, что в массовидных общностях пробуждаются социально-психологические механизмы 'первобытной орды'. К ним относятся 'психология индивидов' и 'психология отца, возглавителя, вождя'.

Вождь-'праотец', полагает Фрейд, не был связан либидинозными ограничениями и при этом препятствовал удовлетворению сексуальных потребностей своих сыновей. Отношения в массе трактуются как восходящие к таковым в первобытной орде. Вождь массы является эквивалентом праотца, к которому все преисполнены страха. Праотец является идеалом массы и вместо Я-идеала владеет человеческим Я. Наиболее подверженными такой трансформация оказываются индивиды нарциссичные, с низкой степенью отграниченности Я от Я-идеала. Соответственно вождю зачастую нужно обладать типичными характеристиками членов массы и производить впечатление большей силы и либидонозной свободы, чтобы занять доминирующую позицию. Другие же индивиды - с идеалом, несоответствующим данному - вовлекаются через механизм идентификации..

Значения в других словарях
Псевдо-дионисий Ареопагит

(от греч. Член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) - христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали. Петр Ивер (412-488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. - 'Corpus Areopagiticum' - включает четыре трактата ('О божественных именах', 'О небесной иерархии', 'О церковной иерархии', 'О мистическом богословии') и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский я..

Психоанализ

В узком значении - разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов П. На комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать П. Как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. В их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческ..

Пуанкаре

(Poincare) Жюль Анри (1854-1912) - французский мыслитель, математик и астроном, автор философской доктрины конвенционализма, труды которого, с одной стороны, завершили построение математики и физики классического периода, а с другой стороны, открыли пути развития математики нового типа, где одновременно с количественными соотношениями устанавливались факты, носящие качественный характер. П. Получил образование в Политехнической (1873-1875) и Горной (1875-1879) школах в Париже, профессор Парижско..

Пустой Знак

Понятие постмодернистской философии, фиксирующее парадигмальную презумпцию постмодернизма на восприятие семиотических сред как самодостаточной реальности - вне какой бы то ни было гарантированности со стороны внетекстовых феноменов. Данная презумпция фундирована постмодернистской критикой референциальной концепции знака и, в свою очередь, фундирует постмодернистский отказ от понимания смысла в качестве гарантированного внетекстовым референтом и его интерпретацию в качестве релятивно-плюрального ..

Дополнительный поиск Психология Масс И Анализ Человеческого Я Психология Масс И Анализ Человеческого Я

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психология Масс И Анализ Человеческого Я" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психология Масс И Анализ Человеческого Я, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 40 символа