Самосознание

182

(само-со-знание) - противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности 'Я' как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности.

Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. 'вовнутрь'. С. Есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. В С. 'Я' познает себя и свое сознание, оценивает свое знание, т.е. Собственные условия-предпосылки, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы, одновременно оставаясь в них (последнее верно только для западной традиции). Отделяя сущности от данностей с помощью мышления (в восточной традиции - отстраняясь от мира), 'Я' в понимании простраивает субъективное отношение к предмету, другому и себе как рефлексирование, переинтерпретацию и реорганизацию смысловых структур своего бытия (в восточной традиции - 'снимая' субъективное и иные привязки к внешнему миру, а тем самым и саму возможность 'Я').

И в восточной и в западной версиях речь идет о самоочищении сознания (выявлении 'чистого' сознания) в процессах познания и самопознания. Однако это принципиально разные ориентации. Восток проговаривает необходимость элиминации мышления, возможности безобъектного ('не вовлеченного') сознания, снятии С. (будь то в пассивном пути дао или активных практиках йоги или дзена). Запад принципиально настаивает на опосредовании процессов осознавания мышлением, интенциональности сознания (его направленности всегда 'на', его необъяснимости из самого себя), его переводимости и постоянном переходе в С. По сути, речь идет о двух различных установках. Негативной (Восток) и позитивной (Запад). Позитивная установка предполагает переопределение позиций в смысловых полях, изменение смысловых границ и систем ценностей ('видений' - неокантианство, 'горизонтов' - феноменология, 'перспектив' - символический интеракционизм, ситуаций' - прагматизм и т.д.).

Она предполагает реализацию 'проекций', 'объективации', 'означиваний', т.е. 'привязку' к внешнему, удержание себя в мире, а также различение осознаваемых и неосознаваемых (бессознательное) мыслительных процессов (психоанализ, философия жизни и др.) и признание различных состояний - резче. Множественность - 'Я' (открытие разных типов рациональности и изобретение схем работы со многими знаниями). В конечном счете эти разные ориентации породили и разные техники работы с собой и своим сознанием - прежде всего медитацию (Восток) и оформляемую в мышлении и посредством мышления рефлексию (Запад). При этом рефлексия может быть рассмотрена как способ перехода от 'неявного' в С. (бессознательного, латентного, личностного и т.д.) к явному, но не через работу с предметными содержаниями (смутными или, наоборот, самоочевидными), что есть проблема и задача когнитивных практик (стратегий), но через выявление субъективных отношений к неявному, т.е.

Через его проблематизацию и выявление лакун, не заполненных знанием и готовыми схемами действия, рационализированными в мышлении. Или - другая сторона этого же - через вписывание себя в контексты ситуаций и действий. Рефлексия не имеет собственных содержаний, она есть своего рода остановка в мышлении, попытка увидеть себя в прошлом (в сделанном, прожитом) с поиском в нем опор для определения векторов движения и выявления его смыслов, через понимание (не транслируемых в рационально оформляемых в мышлении схемах) личностных контекстов. Таким образом, речь как раз и идет о проявлении своих самоидентификаций и самоопределений в прошедших жизненных и познавательных ситуациях, выявлении наличных знаний и способов (методов) работы с ним для определения через себя новых возникающих ситуаций (или, в данном случае, действительности).

Коль скоро ситуация не может быть определена из самой себя, она должна быть осмыслена в более широкой рамке. Такой предельной рамкой выступает трансцендированное вовне (само) сознание социума - его культура, задающая предельные границы возможных (улавливаемых) для любого 'Я' смыслов и координаты для самоидентификаций и самоопределений - абсолютизируемые в культуре ценности и символы. С. Культуры, в свою очередь, наиболее адекватно схватывается (проявляется) в философской и/или методологической рефлексии, задающей, соответственно, видения, горизонты, перспективы, ситуации и т.д. Для специфизированных и индивидуализированных С. Сознание не локализуемо в каждом отдельном субъекте, оно тотально. Мысль (идея) случается, она развивается и разрабатывается мышлением, фиксируется и переинтерпретируется в рационализированных системах знания, но не вырабатывается в мышлении.

Последнее структурируется и процессуализируется, развивается в той или иной традиции культуры. Сознание же, в силу своей тотальности и целостности ('нерасчленимости') реализуется как С., как способность быть 'здесь-и-теперь' в культуре через различные состояния сознания и множественность в культуре через различные состояния сознания или множественность сознаний, обусловливающих возможные познавательные процедуры. Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Декартом в его 'cogito ergo sum'. 'Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неотрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим'.

Установка на С. Как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Локком. Как осознание собственных содержаний сознанием трактовал С. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и С. Принадлежит в новоевропейской традиции Канту. 'Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня'. При этом С. Может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях. Гегель переинтерпретировал проблему в 'Философии духа' как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе.

'Перевернул' же проблему Фихте, у которого не сознание реализуется 'в' и 'через' С., а 'Я полагает само себя, свое собственное бытие', именно 'Я полагает не-Я', т.е. Сознание не дано, а задано, порождает себя (синтез Я и не-Я задается в абсолютном Я). Момент предзадаваемости С. Структурами практик и культурными формами актуализировала 'философия действия' или 'социального активизма' (соответственно - марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство). Тема горизонта 'жизненного мира' и феноменологической редукции введена феноменологией (специально разрабатывалась в феноменологической социологии), а тема выявления экзистенции как основы С., оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед 'небытием' ('ничто', 'пустотой' и т.д.) - экзистенциализмом.

Новый поворот проблематике С. Задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления 'Я'. Соотношение субъективного, отраженного (зеркального) и ролевого Я в структурно-функционалистских версиях социологии личности. Структур 'сверх-Я', 'Оно' и 'Я' во фрейдизме. Структур 'I' и 'те' в символическом интеракционизме. Проблема 'Я - Я' и 'Я - Он' в концепции автокоммуникации. Соотношение отношений 'Я - Ты'/'Мы' и 'Я - Он'/'Они' ('Оно') в диалогических концепциях и т.д. С другой стороны, в рамках социологии С. Рассматривается как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов.

В данном случае С. Понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. Выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии. В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъект, само С. Трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры, которая, в свою очередь, понимается как фиксируемая в языковых (дискурсивных) практиках и представляющая собой нецентрированный гипертекст.

Отдельной проблемой является выработка процедур и техник открытия замкнутых структур теоретического (научного, аналитического) мышления как опосредующего процессы С. В современных социокультурных ситуациях. (см. Также Я.) В современной философии постмодернизма концепт С. Подвергается радикальной деструкции (см. АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА)..

Значения в других словарях
Самосознание

осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. С. Свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. Человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественн..

Самосознание

САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.. ..

Самосознание

САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.. ..

Самосознание

Психический акт, посредством которого мы из суммы сменяющихся представлений о внутренней нашей душевной деятельности и о внешних ее проявлениях заключаем о непрерывности, тождестве и единстве своей духовной и физической личности или нашего "я". См. "Я".. ..

Самосознание

Пролетарское самосознание. Жарг. Угол. Шутл.-ирон. Воровство на производстве. Балдаев 1, 358.. ..

Самосознание

-я, ср.. ..

Самосознание

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Самосознание

Осознание и оценка человеком самого себя как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.. ..

Самосознание

Ср.Полное понимание своей сущности, самого себя, своей роли в жизни, в обществе.. ..

Самосознание

САМОСОЗНА́НИЕ -я. Ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Пробудить в ком-л. С. Рост самосознания личности. Национальное, классовое с.. ..

Самосознание

-я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с.. ..

Самосознание

Самосознания, мн. Нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и добиться своего освобождения заключается в борьбе с классом капиталистов и фабрикантов. Ленин. Национальное самосознание.. ..

Самосознание

— представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.. ..

Самосознание

Осознание человеком себя как личности с присущей ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения. Расстройства С. Наблюдаются при многих психических болезнях.. ..

Самосознание

Осознание человеком себя как личности с присущей ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения. Расстройства С. Наблюдаются при многих психических болезнях.. ..

Самосознание

Осознание человеком себя как личности с присущей ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения. Расстройства С. Наблюдаются при многих психических болезнях.. ..

Самосознание

(англ. Self-consciousness) - осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. Б. Направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. Ч. Само сознание (интроспекция, рефлексия). См. Также Интенция.С С. Иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникн..

Самосознание

Одна из сторон сознания – осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. В психиатрии приобретают важное диагностическое значение.. ..

Самосознание

Одна из сторон сознания – осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. В психиатрии приобретают важное диагностическое значение.. ..

Самосознание

В обычной разговорной речи убеждение в ценности собственной личности.. ..

Самосознание

— осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов, мотивов поведения, целостная самооценка.. ..

Сад

(Sade) Донасьен-Альфонс-Франсуа де (1740- 1814) - французский писатель, автор политических трактатов, гражданских речей и петиций, системной социальной утопии, литературных дневников, пьес и эротических романов. Родился в Париже, в аристократической семье. Образование - школа иезуитов, частные учителя-аббаты, кавалерийское училище. Участвовал в Семилетней войне. Прожил бурную и трагическую жизнь, включавшую тюремные заключения (27 лет), побеги, разорение и клинику для душевнобольных, где и закон..

Салливан

(Sullivan) Гарри (1892-1949) - американский социальный философ, психиатр и психолог. Автор оригинальной концепции психиатрии как научной дисциплины о межличностных взаимоотношениях. Представитель неофрейдизма. Доктор медицины (1917), профессор. Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). При жизни С. Опубликовал единственную книгу 'Концепции современной психиатрии' (1947). Ученики и последователи С. Опубликовали его книги 'Межличностная теория психиатрии' (1953), 'Психиатрические бесед..

Самость

(1) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. Введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческо..

Сапега Лев

Лев (1557-1633) - белорусский мыслитель, государственный, общественный и военный деятель, канцлер Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ), дипломат. Родом из оршанских бояр. Уже в детстве, кроме родного белорусского, он овладел польским, немецким, греческим и латинским языками. В возрасте 13 лет С. Становится студентом Лейпцигского университета, где в течение ряда лет изучает историю римского и церковного права, античную философию (прежде всего труды Платона и Аристотеля), хр..

Самосознание

САМОСОЗНАНИЕ - (само-со-знание) - противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяю..

Самосознание

— (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне опред..

Дополнительный поиск Самосознание Самосознание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самосознание" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самосознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа