Сен-симон

190

(Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760-1825) - французский мыслитель, социолог. Автор утопических социальных проектов - 'Промышленная система', 'Новое христианство'. Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя 'гражданином Бономом'. В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта.

С 1797 обращается к научным знаниям. Слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. Сплотился небольшой кружок учеников и последователей - Б.П.Анфантен, С.А.Базар, О.Родриг и др., образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения. 'Письма женевского обитателя к современникам' (1802), 'Очерк науки о человеке' (1813-1816), 'Труд о всемирном тяготении' (1813-1822), 'О промышленной системе' (1821), 'Катехизис промышленников' (1823- 1824), 'Новое христианство' (1825). С.-С., видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии.

Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести 'кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах'. Единственный путь к достижению этой цели С.-С. Видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. Обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы 'социальной физики' и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления.

Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития. 1) 'теологическую' (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство). 2) 'метафизическую', основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю. 3) 'позитивную' - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и 'промышленниками'.

Общество будущего, по С.-С., - это общественный идеал, воплощенный в 'промышленной системе', переход к которой является универсальной исторической неизбежностью. 'Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...'. Основной принцип 'промышленной системы', согласно С.-С., искоренение 'всякого паразитизма' и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса 'промышленников', охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства. Земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Будущее общество у С.-С.

Основано на. Научно- и планово-организованных производствах с сохранением частной собственности и классов. Введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение 'по способностям'. Управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. 'Промышленная система' была дополнена концепцией 'нового христианства', имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. Считал, что 'простой народ' не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с 'прогрессом наук'. Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ('Все люди - братья') должны были дополнить моральными материальные стимулы 'промышленной системы'.

Исторические взгляды С.-С. Явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. Рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох 'органических' и 'критических'. Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. Были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С.

Положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества. Идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии. С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия 'гражданское общество' и 'государство', ввел термины 'индустриализация', 'индустриальное (промышленное) общество'. Идеи С.-С. Оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. О роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии (см.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ)..

Значения в других словарях
Сен-Симон

IСен-Симо́н (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую С.-С. Приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявля..

Сен-Симон

СЕН-СИМОН Луи де Руврэ, герцог (Louis de Rouvroy duc de Saint-Simon, 1676-1755) - французский мемуарист. Р. В Париже, в семье вельможи. Служил в армии, но рано вышел в отставку (1702). Будучи личным другом Филиппа Орлеанского, в годы Регентства был назначен членом регентского совета, но вскоре удалился от дел, посвятив себя составлению «Мемуаров». Эти записки обнимают собою век Людовика XIV и эпоху Регентства. С.-С. Частично использовал при их составлении обширный «Дневник придворной жизни» Данж..

Сен-Симон

Сен-Симон, Анри (Генрих) (1760 - 1825) - французский социалист-утопист, родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде, Сен-Симон становится решительным врагом паразитических сословий. В своих многочисленных сочинениях Сен-Симон развивает мысль о прогрессивном движении человеческой истории и предсказывает замену современного ему эксплоататорского строя социалистическим обществом, основанным на началах взаимной солидарности и общего сотрудничества. В этом будущем ..

Сен-Симон

(Saint-Simon) Анри де (полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон) (17 октября 1760, Париж. ..

Сен-симон

1.(Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), де (17.Х.1760 - 19.V.1825), граф, - франц. Мыслитель, социолог, социалист-утопист. Род. В аристократич. Семье. Получил под руководством Д'Аламбера домашнее образование в духе века Просвещения и смолоду проявлял глубокий интерес к достижениям естеств. Наук и передовой обществ. Мысли. Офицером вступил в ряды франц. Армии. Добровольцем участвовал в войне за независимость сев.-амер. Колоний против Англии. В 1783 вернулся во Францию. В годы Вел. Фран..

Семиотика

(греч. Semeion - знак) - научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. Играет заметную роль в методологии гуманитарных наук. Любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства и философии - неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В поле зрения С. Находятся естественные и искусственные языки (в то..

Семь Мудрецов

В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7-6 вв. До н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ('Протагор'), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Периандр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источниках варьируются в различных вариантах 17 имен. Наиб..

Сенека

Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) - древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма. Талантливейший оратор своего времени. С. Учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и во..

Сенсуализм

(лат. Sensus - чувство, ощущение) - философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта. 1) в классической философии - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур. 2) в неклассической философии - основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определе..

Сен-симон

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 пр..

Дополнительный поиск Сен-симон Сен-симон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сен-симон" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сен-симон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа