След

194

Понятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида - не-понятие), противопоставляемое в рамках описываемой традиционной логикой сопряженной бинарной оппозиции ('С. - присутствие') 'присутствию' как принципу традиционной метафизики. (В известном смысле сопряженным с 'каноническим' значением провомерно полагать интерпретацию текста как исторического С. В разработках школы 'Анналов' и у Коллингвуда.) С. Обозначает, согласно Деррида, 'первоначальное прослеживание и стирание' и конституируется самой их возможностью. В интерпретации Деррида концепция С. И сопряженная с ней конфигурация терминов выступают одним из значимых оснований для преодоления традиционалистского метафизического мировоззрения. Ввиду убежденности Деррида в эвристической ограниченности предикативно-объяснительных возможностей метафизических структур и подходов бинарного типа, а также в рамках стандартной для его философии процедуры выработки означающих, предшествующих предельным исходным оппозициям классической метафизики, понятию 'С.' предпосылается термин 'архи-С.' или 'нечто' - итогом перечеркивания которого являются легитимные словоформы ('присутствие' и 'С.').

(Словопорождающий механизм - генератор термина 'архи-С.' - аналогичен интеллектуальным репертуарам конституирования понятийного комплекса 'differance - различие' (см. DIFFERANCE}. Если классическая метафизика осмысливает различие между двумя понятиями посредством присвоения одному из них ранга господствующего и трактовки другого как производного и внешнего, то, согласно Деррида, 'самотождественность' может являться исключительно как 'отличная от другого'.) С точки зрения Деррида, прежде чем выяснять, чем X отличается от Y, мы должны предполагать, что есть X, т.е. В чем именно заключается его самотождественность. Архи-С. Тем самым трактуется Деррида как артикулятор самой формы различия, как необходимое условие осуществимости последнего, как предшествующий и организующий процедуру различия ('дифференцирующую игру') между любыми X и Y (будь то явление или понятие).

'Присутствие' у Деррида, таким образом, исходно инфицировано различием (см. DIFFERANCE}. Самотождественность понятия, немыслимая сама по себе, требует в качестве обязательного условия свою собственную дубликацию с целью ее соотнесения с другим. 'Прослеживание' С. (если угодно - в 'гносеологическом' контексте) тождественно его стиранию и самостиранию. По мнению Деррида, '. Такой след не мыслим more metaphisico. Никакая философема не в состоянии его подчинить. Он 'есть' то самое, что должно избежать подчинения. Лишь присутствие подчиняется. Способ начертания такого следа в метафизическом тексте настолько немыслим, что его нужно описать как стирание самого следа. След продуцируется как свое собственное стирание. И следу следует стирать самого себя, избегать того, что может его удержать как присутствующий.

След ни заметен, ни незаметен'. В рамках концептуальной схемы Деррида, в процессе производства и осмысления различий (формирования оппозиций) между понятиями и явлениями, архи-С. Может являть собственное стирание как в виде присутствия, так и в форме отсутствия. С. Конституирует себя в качестве отношения к другому С. По формулировке Деррида. 'Поскольку след запечатлевает себя отнесением к другому следу. Его собственная сила производства прямо пропорциональна силе его стирания'. Не имея собственного места, перманентно перемещаясь и отсылаясь, архи-С., по Деррида, не может быть буквально представлен. 'Письмо есть представитель следа в самом общем смысле, оно не есть сам след. Сам же след не существует'. Предметной областью социогуманитарных исследований, апплицирование на которую концептуальной схемы 'С.

- архи-С.' результировалось в эвристически значимых теоретических моделях, выступила проблема знаковой природы языка в языковых системах. В границах гипотезы Деррида, знак конституируется не как фиксация определенного отношения означающего к означаемому, а посредством соотнесения означающего с иными означающими. Согласно Деррида, фиксация различия между означающими предполагает существование определенного смыслового 'люфта' или интервала, который и конституирует знак, одновременно дифференцируя его. Тем самым любая возможность (архи-С.) конституирования знака предполагает 'обход' через другого - 'самостирание' - возможное в силу феномена итеративности. В данном контексте архи-С. Демонстрирует то, что двойное движение референции-'самостирания' не предполагает очевидного тождества, а будучи неспособным принять вид фиксированной тождественности, это движение означает акт различия как такового.

По схеме Деррида, 'различие, конституируемое в результате движения референции и самостирания' есть 'С.- архи-С.'. Последний 'стирает' себя в том, что он же и репрезентирует, ибо, по Деррида, сам С. Выступает результатом именно 'стирания' как такового..

Значения в других словарях
След

По Русской Правде, если преступник не был застигнут на месте преступления, начиналось разыскивание "следов". Предполагалось, что там, где лежит "лицо" (улики), там скрывается и преступник. Поэтому если найдена "голова" (труп убитого), то вервь, где лежит голова, должна разыскать виновника и выдать его, или сама вервь платила дикую виру. Если украденная вещь найдена в чьем-либо доме, то хозяин дома отвечает за татьбу. Затем понятие о "лице" расширяется. "лицом" признается самый "С.", оставляемый ..

След

В каждый (всякий) след. 1. Орл. Везде, повсюду. СОГ 1992, 5. 2. Ряз. Всегда, во всякое время. ДС, 522.. ..

След

См. Следствие. ..

След

• глубокий след. ..

След

См. Знак, малость, следствие. ..

След

М.1) а) Отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-л. Поверхности.б) Углубление или полоса, остающиеся от чего-л. Движущегося по поверхности.в) перен. Результат, последствия чьей-л. Деятельности, какого-л. События.2) а) Углубление, знак, метка на чем-л. От прикосновения, надавливания, царапания.б) То, что является чьим-л. Признаком, свидетельствует о чем-л.3) Сохранившаяся, уцелевшая часть чего-л. Остаток.4) а) разг. Нижняя часть ступни. Подошва.б) Соответствующая часть чулка или обуви.. ..

След

Следа и следа Гслёду), следом, в (на) следе и следу, мн. -ы, -бв, м. 1. Отпечаток чего-н. На какой-н. Поверхности, а также полоса, оставшаяся после движения чего-н. С. Ноги на песке. С. Самолёта в небе. С. Лодки на воде. Заячий с. С. Саней. Собака взяла с. (найдя чьи-н. Следы, начала поиск, преследование). Напасть на чей-н. С. (также перен. После розысков узнать, где кто-н. Находится, где его искать). Следы ведут хуоа-н. (также перен. О признаках,помогающих обнаружить что;н.). Идти по чьим-н. Сл..

След

Только в простореч. Выражениях. Не след - не следует, не должно. След ли, или Что за след, какой след кому и т. П. - разве следует, разве подобает, нужно. Нашему брату жениться не след. А. Островский. Ну, след ли такой, можно сказать, особе по уши в грязи барахтаться. Салтыков-Щедрин. Что за след тебе в эти дела мешаться. Даль.. ..

След

(следы) чего и от чего. Следы заячьих лап (от заячьих лап). Следы саней (от саней).. ..

След

Общеслав. Того же корня, что латышск. Slids «скользкий», др.-в.-нем. Slito «сани». След исходно — «след от полозьев».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

След

Род. П. -а́, укр. Слiд, блр. След, др.-русск., ст.-слав. Слѣдъ ἴχνος (Супр.), болг. Следа́, сербохорв. Сли̏jед, род. П. Сли̏jеда, словен. Slẹ̑d, род. П. Slẹ̑da, slẹdȗ, чеш., слвц. Sled, польск. Ślad, в.-луж., н.-луж. Slěd. Праслав. *slědъ родственно лит. Slidùs "гладкий, скользкий", лтш. Slids – то же, slaîds "покатый, гладкий", sliẽdе "след, колея", др.-прусск. Slidenikis "собака-ищейка" (М.–Э. 3, 937 и сл.), лит. Slýsti, slýstu, slýdau "скользить", лтш. Slist, slīst – то же, slide..

След

Понятие (в границах языковых игр, прису-щих творчеству Деррида - не-понятие), противопос-тавляемое в рамках описываемой традиционной логи-кой сопряженной бинарной оппозиции ("С. - присутст-вие") "присутствию" как принципу традиционной мета-физики. (В известном смысле сопряженным с "канони-ческим" значением провомерно полагать интерпрета-цию текста как исторического С. В разработках школы "Анналов" и у Коллингвуда. Ср. Понятия Фрейда. "по-следействие" - "Nachtraglichkeit", "пролагание путей" "Bah..

След

   в трасологии отображение морфологических особенностей внешнего строения объекта, имеющего устойчивые пространственные границы, образующееся в результате взаимодействия, сопряженного с событием преступления (след — отражение).. ..

След

1. Гипотетическое изменение нервной ткани в результате любой формы стимуляции. 2. Незначительное количество вещества. 3. Знак или признак.. ..

След

- отображение Sр K/k поля Кв поле k(где К- расширение k), являющееся гомоморфизмом аддитивных групп и ставящее в соответствие элементу след матрицы k-линейного отображения , переводящего b из Кв ab. Если K/k - сепарабельное расширение, то где si- пробегают все k-изоморфизмы поля Кв алгебраич. Замыкание ноля k. Отображение следа обладает свойством транзитивности. Если L/К и K/k - конечные расширения, то для любого Л. В. Кузьмин. СЛЕД квадратной матрицы - сумма элементов этой мат..

Скотизм

Схоластическое направление средневековой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник - Иоанн Дунс Скот. Основные представители. Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. Явилась проблема индивидуации (лат. Individuatio - индивидуализация), т.е. Проявле..

Скриптор

('пишущий') - понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие 'автор' (см. СМЕРТЬ Автора') и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма. 1) причиняющим статусом по отношению к тексту. 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе 'не существует субъекта письма' (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. 'рождается одновременно с тексто..

Слова И Вещи: Археология Гуманитарных Наук

('Les mots et les choses. Une archeologie des sciences humaines', 1966) - книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко - 'эпистемы'), существенно обусловливающие возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период. По мысли Фуко, необходимо разграничивать 'археологию', реконструирующую такие структуры, и традиционное историческое знание кумулятивистского типа, фиксирующе..

Случайность, Ирония И Солидарность

('Contingency, Irony and Solidarity'. Cambridge, Mass., 1989) - работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия. Решение этой проблемы имеет давнюю историко-философскую традицию, в рамках которой Рорти выделяет два основных подхода, определяющих полярные спектры теоретической полемики по этому вопросу. Первый из них восходит к платоновско-христианской версии исходного совпадения целей индивидуальной самор..

След

— понятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида — не-понятие), противопоставляемое в рамках описываемой традиционной логикой сопряженной бинарной оппозиции ("С. — присутствие") "присутствию" как принципу традиционной метафизики. (В известном смысле сопряженным с "каноническим" значением провомерно полагать интерпретацию текста как исторического С. В разработках школы "Анналов" и у Коллингвуда.) С. Обозначает, согласно Деррида, "первоначальное прослеживание и стирание" и конституи..

След

След, отпечаток, к-рый оставляют при ходьбе человек или животное (Иов 13:27. Песн 1:7). В переносном значении - путь, цель и душевные стремления (Пс 88:52. Рим 4:12. Пет 2:21).. ..

Дополнительный поиск След След

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "След" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением След, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа