Слова И Вещи: Археология Гуманитарных Наук

156

('Les mots et les choses. Une archeologie des sciences humaines', 1966) - книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко - 'эпистемы'), существенно обусловливающие возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период. По мысли Фуко, необходимо разграничивать 'археологию', реконструирующую такие структуры, и традиционное историческое знание кумулятивистского типа, фиксирующее различные 'мнения' вне проблемы условий их возможности. Упорядочивающим принципом в рамках 'эпистемы' ученым полагалось пред-данное на каждом историческом этапе соотношение 'слов' и 'вещей'. Согласно Фуко, в границах западно-европейской культуры 16-20 вв.

Правомерно выделять три 'эпистемы'. 'ренессансную' (16 в.), 'классическую' (рационализм 17-18 вв.), 'современную' (рубеж 18-19 вв. По наше время). С точки зрения Фуко, в ренессансной эпистеме слова и вещи тождественны между собой, непосредственно взаимно соотносимы и (в пределе) взаимозаменяемы в виде 'слов-символов'. Язык как 'язык мира' сопричастен миру, а мир - языку. Слова и вещи конституируют единый 'текст', представляющий собой часть мироздания и могущий трактоваться исследователем как природное существо. Культурное наследие античности воспринимаемо аналогично природным феноменам - магия (предсказание событий) и герменевтическая эрудиция (дешифровка древних текстов) образуют тесное и законосообразное системное единство.

В эпистеме классического рационализма слова и вещи утрачивают непосредственное сходство и становятся соотносимыми лишь опосредованно - через мышление, а также в пространстве познавательных ('не-психологических') представлений в виде 'слов-образов'. Соотнесение слов и вещей в границах данной эпистемы осуществляется, по Фуко, при помощи процедур отождествления и различения. Основной целью пафосно рационального мышления выступает создание глобальной науки об универсальном порядке. Результируется данная познавательная установка в генезисе таких дисциплин, как 'естественная история', 'всеобщая грамматика', а также в процессах математизации знания. Естественные знаки ренессансной эпохи уступают место в качестве вербального инструментария природо- и обществознания - самым разнообразным системам искусственных знаков.

Последние - более просты в употреблении, сложные сочетания их элементов выводимы из простых составляющих и позволяют использовать в познавательных процедурах таблицы, комбинаторику, вероятностные подходы и т.д. Язык, с точки зрения Фуко, утратив признак непосредственного подобия миру вещей, обретает статус репрезентанта мышления. Включение содержательных пластов мышления в языковые формы структурирует и эксплицирует строй последних. 'Язык мира' становится 'языком мысли'. Сопряженное с этими интеллектуальными процессами становление 'всеобщей грамматики' и направлено, как полагал Фуко, на исследование линейных последовательностей словесных знаков в контексте одновременности познавательных представлений (ср.

С проектом 'Энциклопедии' Дидро и др. Отобразить мир и репертуары его постижения посредством языка и по алфавиту). Фуко обращает внимание на значимые особенности соотношения слов и вещей в организации дисциплин 'естественной истории'. В ее рамках слова и вещи не неразрывны, но сопринадлежат друг другу в едином смысловом поле постижения мира. Наблюдаемые объекты описываются и характеризуются по своим главным параметрам при помощи корректно простроенного и адекватного им языка. Как отмечал Фуко, наиболее распространенной процедурой организации знания в этот период было составление исчерпывающих таблиц различий и тождеств изучаемых объектов, сопряженное с разработкой наглядной их классификации по внешним признакам.

Тем не менее, как отмечал Фуко, даже при внешней противоположности метода Ж.Бюффона (полное описание одного объекта, последующее сопоставление его с другими, дополнение его иными характерными признаками, в совокупности задающими систему признаков вида либо рода) и системы К.Линнея (наделение последних произвольными признаками, элиминируя противоречащие им), их объединяют вера в то, что природа не допускает 'скачков' вкупе с приверженностью упорядоченным схемам тождеств и различий. По мнению Фуко, эволюционизм классического рационализма, фундированный постулатами линейности, а также идеей бесконечного (без качественных подвижек) совершенствования живого в пределах предзаданной иерархии, менее 'эволюционен', чем даже концепция Ж.Кювье, допускавшая радикальную прерывность.

Философ отмечает, что функции имен и глаголов во 'всеобщей грамматике' изоморфны статусу понятия 'структура' в естественной истории. Осуществимость взаимной трансформации суждений и значений в языке, структуры и признака в естественной истории была обусловлена рационалистическим постулатом перманентности соотношения бытия и его репрезентаций. Тем самым 'метафизическая' или философская составляющая классической эпистемы санкционирует, согласно версии Фуко, конкретное знание данной эпохи. Интенцию, приведшую к закату этой эпистемы, согласно Фуко, задал Кант, ограничивший своей критической проблематизацией обоснования познания сферу рационального мышления и познавательных представлений. Переход от классической эпистемы к современной оказался сопряжен с новым способом бытия предметов человеческого познания (по Фуко, 'конфигурации эпистемы').

Если ранее в этом качестве полагалось пространство, упорядочивающее совокупность отношений тождества и различия, то в настоящий момент роль 'пространства' и соответствующей парадигмы постижения бытия обретают 'время' и 'история'. В отличие от современной эпистемы, где слова и вещи, по мысли Фуко, опосредуются 'жизнью', 'языком', 'трудом' и т.д., в границах классической эпистемы мышление и бытие полагались свободными от посредников в процессах их взаимодействия. Лишь обретение 'жизнью', 'трудом' и 'языком' статуса конечных - в пределе потенциально неосмысливаемых - оснований человеческого бытия обусловило ситуацию взаимного обоснования бытия людей и указанных предельных его содержаний. Слова покидают пространство познавательных представлений и являют собой уже совокупность знаков в знаковых системах.

Язык во всевозрастающей мере становится самодостаточным и обретает самостоятельное бытие. (В случае 'слов-замкнутых-на-самое-себя'.) Для современности, с точки зрения Фуко, присуще взаимное 'оборачивание' интеллектуальных 'уделов' науки и философии. Вхождение в предмет филологии проблемы связи формальных структур и их словесных значений наряду с включением в строй биологии вопроса соотношения структур и признаков реально выступали, по сути, философскими процедурами членения и иерархизации прежнего естественно-научного мыслительно-бытийного континуума. В свою очередь, вопросы формализации анализируются в настоящее время усилиями специалистов по логико-онтологической проблематике. Репрезентация, познавательные представления, таким образом, утрачивают, по мысли Фуко, свою интегрирующую функцию в познавательном пространстве.

Смыслы постигаются посредством анализа грамматических систем, а специфические характеристики живых организмов - через имманентную и акцентирование неявную их внутреннюю организацию. Осуществившееся раскалывание цельного познавательного пространства результировалось, по версии Фуко, в конституировании нетрадиционных форм организации познания. Во-первых, трансформация 'жизни', 'труда' и 'языка' в новые предельные 'трансценденталии' бытия задала нетрадиционные условия возможности всякого человеческого опыта. Во-вторых, была осуществлена проблематизация пределов процесса синтеза представлений в контексте кантовского концепта трансцендентальной субъективности. В-третьих, наметились перспективы позитивного освоения бытия объектов, укорененных в 'жизни', 'труде' и 'языке'.

С точки зрения Фуко, данная схема ('метафизика объекта - критика - позитивизм') фундировала европейское естествознание, начиная с 19 в. Принципиально новой характеристикой современной эпистемы, по мнению Фуко, является ее человекоцентрированность. Причем, по гипотезе Фуко, вопрос заключается не столько в том, что на первый план выступила антропологическая проблема обреченного на неизбывный труд и биологически конечного человеческого существа, пронизанного пред-данными ему и автономными от него языковыми структурами, сколько в том, что был сформулирован важнейший вывод. Познание мира осуществляет не 'чистая' познающая инстанция, а всегда конкретный человек с присущими ему историческими обусловленными формами потребностей, телесной организации и языка.

Согласно Фуко, науку в настоящее время неправомерно трактовать как познавательную деятельность либо общественный институт - точнее оценивать ее функции в трех ипостасях. А) как особые типы дискурсов. Б) как конституирующие научную реальность социальные практики. В) как сеть властных отношений. Именно вовлечение 'жизни', 'труда' и 'языка' в познавательное пространство и результировалось, по схеме Фуко, в сформировавшееся представление о человеке как о единстве трансцендентального и эмпирического - как о субъекте, и постигающим эмпирические содержания, и осмысливающим их в культурном контексте исторического времени. При этом, осознавая, что вхождение человека в современную эпистему было обусловлено расколом между бытием и представлением, а также раздроблением некогда цельного языкового массива, Фуко неоднократно подчеркивал, что постмодернистские тенденции превращения языка в замкнутую, самодостаточную и 'самоосознающую' цельность вновь ставят под вопрос центральное место человека как в системе 'бытие - мышление', так и во всей современной культуре.

Фуко подчеркивает. '. Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием. Взяв . Европейскую культуру с начала XVI века, - можно быть уверенным, что человек в ней - изобретение недавнее. И конец его, может быть, недалек. Если эти диспозиции исчезнут так же, как они некогда появились, если какое-нибудь событие. Разрушит их, как разрушена была на исходе XVIII века почва классического мышления, тогда - можно поручиться - человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке'..

Значения в других словарях
Скриптор

('пишущий') - понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие 'автор' (см. СМЕРТЬ Автора') и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма. 1) причиняющим статусом по отношению к тексту. 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе 'не существует субъекта письма' (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. 'рождается одновременно с тексто..

След

Понятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида - не-понятие), противопоставляемое в рамках описываемой традиционной логикой сопряженной бинарной оппозиции ('С. - присутствие') 'присутствию' как принципу традиционной метафизики. (В известном смысле сопряженным с 'каноническим' значением провомерно полагать интерпретацию текста как исторического С. В разработках школы 'Анналов' и у Коллингвуда.) С. Обозначает, согласно Деррида, 'первоначальное прослеживание и стирание' и конституиру..

Случайность, Ирония И Солидарность

('Contingency, Irony and Solidarity'. Cambridge, Mass., 1989) - работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия. Решение этой проблемы имеет давнюю историко-философскую традицию, в рамках которой Рорти выделяет два основных подхода, определяющих полярные спектры теоретической полемики по этому вопросу. Первый из них восходит к платоновско-христианской версии исходного совпадения целей индивидуальной самор..

Смерть Автора

Парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. В аксиологической системе постмодернизма А. Символизирует идею внешней принудительной каузальности, в ситуации которой линейный тип детерминизма предполагает и линейное объяснение явления через указание на его единственную и исчерпывающую причину, в качестве которой для текста выступает А., ибо, по оценке Р.Барта, в системе отсчета традиционной западной рацион..

Дополнительный поиск Слова И Вещи: Археология Гуманитарных Наук Слова И Вещи: Археология Гуманитарных Наук

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слова И Вещи: Археология Гуманитарных Наук" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слова И Вещи: Археология Гуманитарных Наук, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 42 символа