Тренделенбург
(Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802-1872) - немецкий философ и логик. С 1833 - профессор Берлинского университета. Глубокомысленный критик системы и метода Гегеля, Т. В своем учении примыкал к философии Аристотеля. Метафизика Т. Представляет попытку обновить аристотелизм на почве новейших философских учений Канта, Шопенгауэра и др. Основные сочинения. 'Элементы аристотелевской логики' (1836), 'Логические исследования' (1840), 'Исторический вклад философии' (в трех томах, 1846- 1867), 'Естественное право на основе этики' ( 1860) и др. Т. Разработал своеобразный и плодотворный способ изучения истории философии как историческое исследование отдельных понятий. Т. Принадлежит также ряд любопытных работ историко-культурного содержания.
'Афинская школа Рафаэля', 'Ниоба', 'Кельнский собор' и др. В главном произведении Т. - 'Логические исследования' - излагается его философская система, ценная преимущественно своей критикой умозрительного метода. Т. Придавал большое значение тому, что философские проблемы возникают на почве опыта. Именно размышление над тем, что дано в эмпирическом познании, ведет, по его мнению, к философии. Т. Выступил на философском поприще в эпоху самого разгара увлечения гегельянством. В рамках критики диалектического метода Т. Обращал особое внимание на 'коренные ошибки' гегельянской логики. 1) Гегель, описывая процессы 'чистой мысли', упускает из вида неустранимость из этого процесса элементов созерцания и движения, без коих диалектическая эволюция мысли невозможна и которые втихомолку 'забегают вперед и прислуживают' этому развитию.
2) стимулом для развития диалектического процесса является у Гегеля логическое отрицание, смешиваемое с реальным противоположением, между тем как то и другое представляют между собой лишь аналогию. 3) непрерывность и равномерность диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко новый круг мыслей сильно отстает от старого. 4) историко-философская периодизация применительно к диалектическому методу не соответствует хронологической эволюции идей в истории философии. Т. Заключает свою критику замечанием, что диалектика Гегеля, подобно диалектике Прокла в древности, знаменует собой философское декадентство. Т. Начинает развивать свою собственную точку зрения указанием на важность 'движения' для бытия и мышления.
Движение, по Т., - основной фактор в природе, покой объясним из движения, но не наоборот. Равным образом, в области психической все перемены предполагают смену образов - различение и сочетание, которые немыслимы без идеального движения. Пространство, время и причинность уже предполагают движение. Анализируя интуиции пространства и времени, Т. Подвергает критике учение Канта о трансцендентальной идеальности этих элементов познания. Согласно Т., необходимо, наряду с движением, при объяснении мировых явлений принять понятие цели, на которую направлено движение. В то время как Кант не придавал понятию цели объективного значения, Т., наоборот, осмысливает целесообразность как реальное мировое начало. 'в основе самих вещей лежит мысль, направляющая силы и руководящая ими'.
В понятии цели, по Т., причинное отношение меняется местами. Целое становится прежде частей, действие - прежде причины. Если движение воли определяется мыслью о цели, то и в материальной природе Т. Находит нечто аналогичное, т.к. Он считает невозможным объяснить органические явления, не придавая понятию цели правомерности в области естествознания. Наше мышление способно усмотреть ослабленные и преломившиеся в игре цветов лучи, но этим ведь оно не отвергает чистого света, служащего источником этих лучей. Основные факты, общие для бытия и мышления, которые служат посредниками между обоими и делают возможным согласование познания и действительности, по мысли Т., - это движение и цель. Этическое есть высшая ступень органического.
Пространство и время являются одновременно формами познания и бытия. Логическую форму нельзя отделять от содержания, понятие от созерцания. Задача философии, по Т., состоит в том, чтобы не отрицая существенных результатов критической философии, указать возможность познания бытия, как бытия внешнего, противоположного мысли. Трактовка Т. Философских категорий носит телеологически-аристотелевский характер, причем он считает, что категории должны составлять единство на базе категории 'движения' и 'органического' мировоззрения. Гибкости диалектических связей Т. Противополагает четкость и устойчивость связей формально-логических. Тем самым Т. По сути дела ратовал за отказ от диалектического метода, подметив слабости идеалистической системы Гегеля.
Т. Критикует диалектику Гегеля именно в тех ее звеньях, в которых идеалистический принцип тождества бытия и мышления и недооценка Гегелем всеобщности действия формально-логических законов в познании деформировали рациональное ее содержание. Т. Признается одним из первых серьезных критиков гегелевской философии..
Дополнительный поиск Тренделенбург
На нашем сайте Вы найдете значение "Тренделенбург" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тренделенбург, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 13 символа