Утопия

265

(греч. Ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. 'место, которого нет') - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. На каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества.

У. Возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У нередко истолковывается как следствие того, что У. Являют собой 'выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной'. У. В ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать. Мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения. Поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями. Ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие.

Надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса. Проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. Могли быть. А) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.). Б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-19 вв.). В) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия).

В античности У. Тесно переплетались с легендами о 'золотом веке', о 'блаженных городах и территориях', являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. Приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ('Город Солнца' Кампанеллы, 'Новая Атлантида' Ф.Бэкона, 'История севарамбов' Д.Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. Получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. Все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала.

У. Разнообразны по социальным задачам. Рабовладельческие У. (Платон - 'Государство', Ксенофонт - 'Воспитание Кира' и др.). Феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в. В.Андреа - 'Христианополис', 1619 и др.). Буржуазные У. (Дж.Гаррингтон - 'Республика Океания', 1656. Э.Беллами - 'Взгляд назад', 1888. Т.Герцки - 'Фрейландия', 1890, и др.). Различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье - 'Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации', 1822 и 'Новый хозяйственный социетарный мир', 1829. Де Сен-Симон - 'Катехизис промышленников', 1823-1824 и 'Новое христианство', 1825, и др.). Технократические У. (Веблен - 'Инженеры и система цен', 1921, и др.). Анархические У. (У.Годвин - 'Исследование о политической справедливости', 1793.

Штирнер - 'Единственный и его собственность', 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем. Трактаты о 'вечном мире' (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16-20 вв. Возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. На 'У. Реконструкции', направленные на радикальное преобразование общества, 'У. Бегства' от социальной действительности, а также 'обоснованные У', У. Воплощения в жизнь. У. Отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и 'окончательность' предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов.

У. Есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. В современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. Стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий..

Значения в других словарях
Утопия

(от греч. U – нет и topos – место, т. Е. Место, которого нет. По другой версии, от ей – благо и topos – место, т. Е. Благословенная страна) изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные ..

Утопия

УТОПИЯ (от греч. U - нет и topos - место - т. Е. Место, которого нет. По другой версии, от eu - благо и topos - место, т. Е. Благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Жанр научной фантастики. Обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).. ..

Утопия

УТОПИЯ (от греческого u - нет и topos - место, т.е. Место, которого нет. По другой версии, от eu - благо и topos - место, т.е. Благословенная страна>), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Жанр научной фантастики. Обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин> происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).. ..

Утопия

Грамматическая дефиниция утопии. Будущее совершенное время. Максим Звонарев Лучше пусть погибнет человечество, чем система, — вот девиз всех утопистов и фанатиков. Пьер Жозеф Прудон Следы многих преступлений ведут в будущее. Станислав Ежи Лец В переливе трехаршинного кругозора одиночного заключения и сибирской тайги — символ ограниченного утопизма современников. Григорий Ландау Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос. Как избежа..

Утопия

(от греч. U - не, нет, и topos - место). 1) сказочная страна, описанная Томасом Муром, с идеальным образом правления, в которой люди блаженствуют. Небывалая, фантастическая страна. 2) все несбыточное, мечтательное, грезы о счастье.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)название воображаемого острова в романе знаменитого писателя XVI в. Томаса Мора. Самый роман также назыв. Утопией, в чем автор пытался представить свободный от недостатков общес..

Утопия

См. Мечта.... ..

Утопия

Утопист.Утопический.Ср. Ежели встретишь человека, который будет приглашать тебя в качестве попутчика в страну утопий, то жди покуда не будет тебе выдана подорожная.Салтыков. Круглый год. 1-е августа.Ср. Без утопий истинно плодотворная деятельность невозможна. Ежели правда, что утопия не имеет права на немедленное практическое осуществление, то несомненно и то, что плодотворное ее действие на инициаторские силы человеческого разума все-таки остается вне всякого спора.Салтыков. Письма из провинции..

Утопия

Греч. Небывалая, блаженная страна. Все мечтательное, несбыточное, грезы о счастии.. ..

Утопия

1. Ж.1) Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования.2) Литературное произведение, рисующее такой идеальный общественный строй.2. Ж.Неосуществимая мечта. Фантазия.. ..

Утопия

УТО́ПИЯ -и. Ж.. ..

Утопия

-и, ас. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строи будущего]. И прил. Утопический, -ая, -ое. У. Социализм (восходящее к “УТОПИИ” Т. Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).. ..

Утопия

Утопии, ж. (от греч. И - не и topos - место). 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 в. М. М. Щербаков написал утопию под названием "Путешествие в землю Офирскую". (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. Писателя Томаса Мора (15 - 16 вв.).). ..

Утопия

Это ставшее нарицательным название несуществующей страны с идеальным государственным устройством было придумано английским философом Томасом Мором. В названии используются греческая основа topos – "место" и отрицательная приставка и, что в сумме дает значение "место, которого нет".. ..

Утопия

Заимств. В первой трети XVIII в. Из англ. Яз., где слово является новообразованием Т. Мора (начала XVI в.) Этим словом был назван воображаемый остров с идеальным обществом. Англ. Utopia — суф.-преф. Производное (u- «не» — -ia) от греч. Topos «место». Утопия буквально — «место, которого нет».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Утопия

- (от греч. U - нет и topos - место, то есть место, которого нет. Или eu - благо и topos - место, то есть благословенное, лучшее место) - жанр, в основе которого лежит изображение вымышленной страны, призванной служить образцом идеального общественного устройства. Слово У. Придумано английским писателем Томасом Мором ("Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516)). Наиболее известные в мировой литературе У. "Государство" ..

Утопия

Идеальное общество. Заимствованный из произведения Томаса Мора 1516 г. С таким же названием, этот термин относится к любой фантастической системе социального, политического и личного совершенства. Различные люди со времен Мора приложили руку к описанию утопий, американский бихевиорист Б.Ф. Скиннер был среди них. См. Вальден два.. ..

Утопия

- место, которого нет, благословенная страна, несбыточная мечта.. ..

Уильям Оккам

(Ockham, Occam) (около 1285- 1349) - английский философ, логик и теолог, монах-францисканец. Философские трактаты, сочинения по логике и комментарии к 'Сентенциям' Петра Ломбардского были написаны им в так называемый оксфордский период. 'Сумма логики' - в Авиньоне. Политические трактаты - в последнее десятилетие его жизни в Мюнхене. Противоречивые интерпретации У.О. Как видного представителя схоластической традиции, с одной стороны, и как ее разрушителя - с другой, обусловлены тем, что в его уче..

Универсалии

(лат. Universalis - общий) - общие понятия. Проблема У. В историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как. Проблема соотношения единичного и общего. Проблема соотношения абстрактного и конкретного. Проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом. Проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная). Проблема онтологического статуса идеального конструкта. Проблема соотношения бытия и мышления - являясь фактически пер..

Учителя Церкви

Мыслители, удостоенные Ватиканом почетным именем 'doctor ecclesiae'. Греческие отцы церкви - У.Ц. - Афанасий (296-373), Василий Великий, Григорий Богослов (330-390), Иоанн Златоуст (347-407). Римские отцы церкви - У.Ц. - Амвросий Медиоландский (340-397), Иероним (345- 420), Аврелий Августин Блаженный, Григорий Великий (папа римский в 590-604), а также иные У.Ц. Гиларий из Пуатье (315-366), Кирилл Иерусалимский (315-386), Кирилл Александрийский (патриарх в 412-444), Лев I (папа римский в 440-461)..

Фалес

(около 640/625 - около 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из 'семи мудрецов'. В 585 до н.э. Предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. Были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субс..

Утопия

УТОПИЯ (греч. Оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. ..

Утопия

(гр. И нет + topos место, букв, место, которого нет) - теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция У. - функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является " Государство" Платона. Термин "У." восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516). Общими чертами всех У. Являются критика существующего общественного устройства и..

Утопия

(греч. Ou — отрицательная частица, topos — место, т.е. "место, которого нет") — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. ..

Дополнительный поиск Утопия Утопия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Утопия" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Утопия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 6 символа