Утопия
(греч. Ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. 'место, которого нет') - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. На каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества.
У. Возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У нередко истолковывается как следствие того, что У. Являют собой 'выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной'. У. В ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать. Мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения. Поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями. Ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие.
Надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса. Проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. Могли быть. А) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.). Б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-19 вв.). В) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия).
В античности У. Тесно переплетались с легендами о 'золотом веке', о 'блаженных городах и территориях', являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. Приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ('Город Солнца' Кампанеллы, 'Новая Атлантида' Ф.Бэкона, 'История севарамбов' Д.Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. Получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. Все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала.
У. Разнообразны по социальным задачам. Рабовладельческие У. (Платон - 'Государство', Ксенофонт - 'Воспитание Кира' и др.). Феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в. В.Андреа - 'Христианополис', 1619 и др.). Буржуазные У. (Дж.Гаррингтон - 'Республика Океания', 1656. Э.Беллами - 'Взгляд назад', 1888. Т.Герцки - 'Фрейландия', 1890, и др.). Различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье - 'Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации', 1822 и 'Новый хозяйственный социетарный мир', 1829. Де Сен-Симон - 'Катехизис промышленников', 1823-1824 и 'Новое христианство', 1825, и др.). Технократические У. (Веблен - 'Инженеры и система цен', 1921, и др.). Анархические У. (У.Годвин - 'Исследование о политической справедливости', 1793.
Штирнер - 'Единственный и его собственность', 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем. Трактаты о 'вечном мире' (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16-20 вв. Возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. На 'У. Реконструкции', направленные на радикальное преобразование общества, 'У. Бегства' от социальной действительности, а также 'обоснованные У', У. Воплощения в жизнь. У. Отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и 'окончательность' предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов.
У. Есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. В современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. Стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий..
Дополнительный поиск Утопия
На нашем сайте Вы найдете значение "Утопия" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Утопия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 6 символа