Фейербах

242

(Feuerbach) Людвиг Андреас (1804- 1872) - немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. Пишет отцу. 'За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года'.) В 1828 защитил диссертацию 'О едином, всеобщем и бесконечном разуме', выдержанную в духе гегелевского идеализма. После защиты - приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. 'Мысли о смерти и бессмертии', в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни, бессмертие закреплялось Ф. Лишь за человечеством в целом. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф. Закрываются университетские кафедры. Ф. Сотрудничает с журналами.

В 1833 опубликовал первый том книги 'История новой философии' (т. 2 вышел в 1837, т. 3 - в 1838). Книга принесла предложения ряда журналов ('Берлинер Ярбухер' заказал Ф. Рецензии на 'Историю философии' Гегеля и 'Философию права' Г.Шталя). Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф. Того времени (юмористические философские афоризмы 'Писатель и человек', 1834). Основные философские труды пишутся Ф. В деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837. Ф. Провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848-1849. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. Был разрыв с учением его наставника - Гегеля. В 1839 Ф. Была написана работа 'К критике гегелевской философии', за ней последовали.

'Предварительные тезисы к реформе философии' (1842) и 'Основные положения философии будущего' (1843), в которых Ф. Критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. 'Гегель начал с бытия, с понятия бытия, или с абстрактного бытия. Так почему бы не начать с самого бытия, т.е. Реального бытия', - отмечал Ф. И далее писал. 'Спекуляция, выходящая за пределы человеческого, тщетна, как тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого, кроме гротескных фигур, у него не получается...' ('К критике гегелевской философии'). Мир рассматривался Ф. Как органическая целостность, в центре которой - человек.

Человек трактуется Ф. Как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию. Особое значение имела книга 'Сущность христианства' (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. Дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена, стремясь 'свести религию к антропологии'. По мысли Ф., религия - сугубо человеческий факт. (Согласно Ф., 'бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо'.) Что человек думает, какие исповедует принципы, - таков его Бог. Собственная ценность человека формирует и ценность его Бога. Бог - внутренний образ, сущность выраженного человека.

'возвращение к самому себе есть открытое признание того, что сознание Бога - это сознание вида'. Критика религии становится основной темой творчества Ф. Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф. Учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф. Предлагал заменить 'теономией', рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. 'То, что человек думает о Боге, - это осознание человеком самого себя'. Чувство зависимости и обусловило, по Ф., возникновение феномена религиозной веры.

По Ф., 'Бог - это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где и покоится тайна ее бессилия и ее ничтожества'. Антропологизм Ф. Вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е. Предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества - создания 'царства Божьего' на земле. (Как отмечал Ф., 'моей первой мыслью был Бог, второй - Разум, третьей и последней - человек'.) В философии Ф. На место любви к Богу ставится любовь к Человеку. Суть гуманизма, по Ф., - 'не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане - полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте'.

Последующие работы Ф. 'Сущность религии' (1845), 'Теогония' (1857). Ф. Конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860). Философия Ф. Получила различные интерпретации. Марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии..

Значения в других словарях
Фейербах

IФейерба́х (Feuerbach) Ансельм (14.11. 1775, Хайнихен, близ Йены, – 29.5.1833, Франкфурт-на-Майне), немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права (См. Классическая школа уголовного права). Отец философа Л. Фейербаха. Выдвинул ряд прогрессивных принципов буржуазного уголовного права (например, равенство всех перед законом), разработал юридическую конструкцию вменяемости как основания уголовной ответственности. Обосновал т. Н. Теорию психического принуждения (психического..

Фейербах

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг (1804 - 72), немецкий философ-материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем (1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии Файербаха - человек>, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение> человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "..

Фейербах

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Фейербах

, Ансельм (Feuerbach, Anselm) 1829, Шпейер — 1880, Венеция. Немецкий живописец. Племянник философа Л. Фейербаха. С 1836 занимался в Университете Фрейбурга. В 1845—1848 учился в дюссельдорфской Академии художеств у Шадова, К. Ф. Зона, Ширмера, в 1848—1850 — у К. Раля в мюнхенской Академии художеств, где увлекся исторической живописью. В 1850 некоторое время посещал Академию художеств Антверпена. С 1851 по 1854 занимался в ателье Кутюра в Париже, испытал его влияние, интересовался живописью Курбе...

Фейербах

(Feuerbach). ..

Фейербах

(Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 - 13.IX.1872) - нем. Философ-материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Род. В г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823-28 учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. В Берлине слушал лекции Гегеля и стал его последователем, хотя и расходился с ним в отношении к религии. Написал в духе гегелевского идеализма дисс. "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". С 1828 преподавал философию в Эрлангенском ун-те. За..

Фалес

(около 640/625 - около 547/545 до н.э.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из 'семи мудрецов'. В 585 до н.э. Предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. Были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субс..

Фейерабенд

(Feyerabend) Пол (Пауль) Карл (1924-1994) - американо-австрийский философ и методолог науки. Уроженец Вены, изучал историю, математику и астрономию в Венском университете, теорию драматургии - в Веймаре. Научную карьеру начал в 1951, работая в Англии, с 1958 - в ряде североамериканских университетов и в университетских центрах Западной Европы. С 1967 Ф. Профессор Калифорнийского университета (Беркли). Основные сочинения. 'Против метода. Очерк анархистской теории познания' (1975), 'Наука в свобод..

Феноменологическая Редукция

Процедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая 'радикальное сомнение' Декарта. Декарт кладет в основу своей философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение к ego cogito означает, по мнению Гуссерля, переворот во всей философии. Декарт изменяет весь стиль философствования, делает радикальнейший поворот от наивного объективизма к трансцендентальному субъективизму. Согласно радикальному сомнению Декарта, ничто не должно считаться действительно научным, если оно не обосновано ..

Феноменология

Течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. Использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины - середины 20 в. Такие философские произведения, как 'Формализм в этике и материальная этика ценности' Шелера (1913- 1916), 'Бытие и время' Хайдеггера, 'Бытие и ничто' Сартра, 'Феноменология воспри..

Фейербах

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1828 защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", выдержанную в духе гегелевского идеализма. После защиты - приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. "Мысли о смерти и бессмертии", в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф..

Дополнительный поиск Фейербах Фейербах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фейербах" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фейербах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа