Философия Жизни

193

Направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности.

Осознание такого рода 'экзистенциального будущего' оказалось чревато серьезной внутри-философской переориентацией. Наступает полоса сильных в своем пафосе умонастроений, когда иррациональность общества пытались эксплицировать через аналогичные свойства самой человеческой природы, как имеющей глубинные и вечные, 'как сама жизнь' корни. Отсюда и столь резкий протест против панлогического усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность и абстрактный рационализм, оказавшихся во многом несостоятельными перед запросами времени. Была выдвинута идея о том, что в своей попытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно на естественные науки. Более того, она не должна абстрагироваться и от конкретного человека с его реальными жизненными проблемами.

В имманентно-философском плане в Ф.Ж. Сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной движущей силы - науки. Акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое явление. Ф.Ж. Может быть рассмотрена, таким образом, как реакция (хотя и гипертрофированная) против издержек рассудочного века Просвещения. Реакция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления. Целостная реализация данного умонастроения и привела в конечном счете к такого рода философскому движению, как Ф.Ж., представленному именами Ницше, Дильтея, Зиммеля, Шпенглера и Бергсона.

Среди философских предшественников этого направления - молодой Гёте периода 'Бури и натиска', призывавший дополнить 'единодержавие рассудка красотой непосредственного воззрения и стихией жизненного чувства'. Немецкие романтики. Шопенгауэр и, как это ни парадоксально, представители немецкой трансцендентально-критической философии (особенно Гегель с его феноменологизмом и Шеллинг как автор учения о слепой бессознательной воле). Однако в отличие от своих предшественников, взгляды которых находились еще в пределах классического типа философствования, т.к. По существу ставили задачу примирить хотя и различные, но в сущности родственные элементы познания, Ф.Ж. С самого начала была ориентирована на принципиальный разрыв этой гармонии, отводя разуму по преимуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной активности.

Ф.Ж. Возникла также и как реакция на тот кризис, который в последней трети 19 в. Переживало механистическое по своей сути естествознание. Под влиянием успехов в биологии, вплотную приблизившейся к исследованию проблемы живого, наметились попытки объяснить законы неорганической материи, опираясь на так называемый новый 'витализм' и 'органицизм'. Сложилась устойчивая тенденция 'жизненного объяснения' всего и вся, которая постепенно выходит за рамки естественных наук, охватывая психологию, культурологию, историю, этику, религию и т.д. Позднее ее концентрированным выражением станет герменевтический метод в философии и науке, а пока интерпретацией такого рода интенций занялась Ф.Ж., ставящая перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие 'жизни' - этой первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разделению мира на идеальное и материальное.

При этом жизнь понималась не только как сущность мира (онтологический аспект). Она же провозглашается и единственным органом его познания (гносеологический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой. Так, особенности предмета постижения диктуют специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтологическую реальность-жизнь в плоскость психического по сути процесса - непосредственного переживания, которое расшифровывалось здесь как расширение человеческого Я - до 'космического' посредством 'вживания' в то, что должно быть познано. В этом смысле 'жизнь' становится непосредственно переживаемой сущностью мира. С помощью понятия 'жизнь' создавалось представление о мире как целом, о способе его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают 'жизни' этот смысл.

При этом возникла чисто виталистская теория ценностей, дедуцируемая из тех же основополагающих принципов Ф.Ж. Если мир в его глубочайших основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится универсальным принципом мироздания, охватывая одновременно и проблемы бытия, и проблемы познания и ценностей. Спектр взглядов основных представителей Ф.Ж. Оказывается чрезвычайно многообразен, т.к. Само понятие 'жизни' в силу его расплывчатости и многозначности дало возможности для самых различных его интерпретаций, как биологических, психологических, так и культурно-исторических. Ф.Ж. Оказала, без преувеличений, колоссальное воздействие на европейскую культуру и самосознание 20 в.

Особенно велико это влияние оказалось для гуманитарной сферы знания, представители которой до сегодняшнего дня эффективно реализуют многие из методологических установок Ф.Ж. (дескриптивно-деструктивный феноменологизм и филологизм Ницше, герменевтику Дильтея, антиисторицизм и антицентризм Шпенглера с его циклической моделью уникально-автономных культурных организмов, идеи о 'закрытом обществе' Бергсона и многое другое). Задав мощную, инородную философской классике антисциентистскую традицию, Ф.Ж. Явилась, по сути, первым историческим выражением нового типа философствования, ставшего господствующим в европейской ментальности, начиная с 1930-1940-х со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее системоосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого мира и разума..

Значения в других словарях
Философия жизни

иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. Ж. Явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Ф. Ж. Весьма разл..

Философия Жизни

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповтор..

Философия Жизни

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение конца 19 - начала 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественно-органическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В...

Философия Жизни

Философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальны..

Философия Жизни

- идеалистическое философское течение конца XIX—начала XX вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Наиболее адекватной формой познания «жизни» является символ. Для Ф. Ж. Характерны иррационализм и интуитивизм. Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др. Представители. Ф. Ницше, Л. Клзгес, Т. Лессинг, Л. Фробеииус, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер.. ..

Философия

(греч. Phileo - люблю, sophia - мудрость. Любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. Стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру..

Философия Возрождения

Особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях. По словам Гегеля, в эту эпоху различие между теологией и философией представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени. Свое название Ф.В., как и эпоха в целом, получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы не была велика роль античного философского н..

Философия И Зеркало Природы

('Philosophy and the mirror of nature', 1979) - работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной 'теории познания' и - как следствие - против философии, рассматриваемой как отличное от других областей знание, в основе которого лежат эпистемологические вопросы (по Рорти, 'написание данной книги это попытка дать обзор развития философии в последнее время, с точки зрения антикартезианской и антикантианской революции - революции, которая была инициирована проницате..

Философия Истории

Работа Риккерта (1904). По мысли Риккерта, исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида образования понятий. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. Общие фено..

Философия Жизни

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - направление в западноевропейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, гл. Обр., в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает прояв..

Философия Жизни

— направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять пер..

Дополнительный поиск Философия Жизни Философия Жизни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия Жизни" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия Жизни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 15 символа