Философия Истории

223

Работа Риккерта (1904). По мысли Риккерта, исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида образования понятий. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. Общие феномены, хотя ничто на самом деле в точности не повторяется. В данном случае объекты превращаются в экземпляры общего родового понятия, причем в такие, которые взаимозаменяемы без ущерба в отошении содержания этого общего понятия, несмотря на то, что объекты сами по себе никогда не могут быть равными.

Интерес к окружающему миру проявляет себя и в случае иного понимания действительности, когда в предмете выделяется нечто особенное, его отличительное качество. Данный вид образования понятий называется Риккертом индивидуализирующим, и он является сущностью исторического познания. Не следует смешивать индивидуальность некоей вещи как предмета научной телеологии с индивидуальностью вещи самой по себе, поскольку данная индивидуальность (в той же мере, что и общее родовое понятие) есть не что иное, как продукт нашего понимания действительности. Цели, которые преследует историческая наука, требуют особую форму научной обработки действительности. Таким образом, материал, данный в чувственности, может преобразовываться посредством двух различных способов его абстрагирования и логико-теоретической обработки.

В свою очередь, две разновидности логической формы знания детерминируют появление двух альтернативных логик науки. Логики естествознания и логики истории. Предмет генерализирующей логики соответствует предмету общей логики (в кантовском смысле), тогда как предмет индивидуализирующей - предмету логики трансцендентальной, вместе с тем генерализирующая и индивидуализирующая логики носят сугубо описательный характер - отличаются не логическими законами (они признаются общими), а принципами соотнесения понятий. Отличие двух видов соотнесения понятий, как результат двух специфических рядов их образования, определяется, по мысли Риккерта, следующим логическим свойством. Историческая наука дает не просто изображения индивидуального содержания своих предметов, а конструирует систему скоординированных понятий с индивидуальным содержанием, где на любом уровне общности будет иметь место все та же единичность, но уже с большим единством ('общая' историческая связь и есть не что иное, как само историческое целое, а отнюдь не система общих понятий').

Структура исторического знания обусловлена стремлением понимать исторический предмет 'как единое целое, в его единственности (Einmaligkeit)', т.е. И как единое, и как единичное. Единичность целого обнаруживается потому, что в историческом процессе причина, как и действие, индивидуальна - в историческом развитии всегда появляется нечто новое. Именно поэтому, обобщая единичные события, мы получаем все же единичные понятия различного уровня общности. В сравнении с содержанием своих частей понятие целого оказывается богаче содержанием. Но если в индивидуализируемых понятиях объем и содержание являются прямо пропорциональными, то в генерализируемых понятиях, как мы помним из логики, они обратно пропорциональны друг другу.

В логике естествознания общие понятия всегда беднее содержанием, чем подчиненные им экземпляры, поскольку в них устранена связь между содержанием объекта и нашим интересом к нему. При генерализирующем понимании, чем более общее по объему понятие, тем слабее его связь с ценностью. В исторических же понятиях на всех уровнях сложности привлекается точка зрения той или иной ценности. Однозначная привязка к некоторой ценности и высвечивает, с точки зрения Риккерта, индивидуальность, неповторимость объекта в его понятийном отображении. Такая связь, делая объект специфическим, полагает его в исторический горизонт. Через соотнесение с ценностями выявляются существенные и несущественные элементы чувственного мира, что протекает в соответствии с общим принципом расчленения действительности на объекты, обладающие ценностью или лишенные таковой.

Так, части целого, которые не имеют особого значения для индивидуальности данного целого, попросту игнорируются историком. Исторический материал, по Риккерту, рассматривается историком всегда выборочно. Любые ценности следует считать априорными, т.к. Они заранее предполагаются в индивидуализировании объекта, т.е. Именно они делают его исторический горизонт априорно обусловленным. Посредством ценностей раскрывается смысл истории. Идея 'Ф.И.' Риккерта об образовании понятий эксплицирует наиболее существенный аспект понимания понятийных структур..

Значения в других словарях
Философия истории

раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. И. Существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. В средневековой христианской Ф. И. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение (люди – только актёры ..

Философия Истории

ФИЛОСОФИЯ истории - раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. Представители философии истории (термин ввел Вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (Августин), божественный разум (И. Г. Гердер), абсолютный дух (Гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, Л. Фейербах). В философии истории нового времени выдвигаются концепции ис..

Философия истории

Определение Ф. Истории. Под этим названием разумеют. 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого-либо народа (Ф. Истории Франции), какой-либо эпохи (Ф. Истории французской революции) и т. П. 2) философское исследование общих законов исторического процесса, отвлеченно взятого, 3) философскую теорию исторического знания, а иногда и 4) практические уроки морального либо политического характера, которые могут быть извлечены из истории. Эта неопределенность терми..

Философия Истории

Учение, определяющее понимание истории, как науки о развитии обществ. Форм и о законах человеческого прогресса.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Философия Истории

Раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. Представители философии истории (термин ввел Вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (Августин), божественный разум (И. Г. Гердер), абсолютный дух (Гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, Л. Фейербах). В философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговор..

Философия Истории

- раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основного направления исторического процесса, раскрывающий методы его познания.. ..

Философия Истории

Раздел философии, связанный с интерпретацией ист. Процесса и ист. Познания. Содержание и проблематика Ф. И., стоящей как бы на стыке философии и истории и являющейся старейшей из всех теоретич. Дисциплин истории, существенно изменялись в ходе ее развития.Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. Антич. Мышлению была чужда мысль о смысле и направленности ист. Процесса как цело..

Философия Жизни

Направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. В Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. Утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж. Феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи. Ф.Ж. Возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первы..

Философия И Зеркало Природы

('Philosophy and the mirror of nature', 1979) - работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной 'теории познания' и - как следствие - против философии, рассматриваемой как отличное от других областей знание, в основе которого лежат эпистемологические вопросы (по Рорти, 'написание данной книги это попытка дать обзор развития философии в последнее время, с точки зрения антикартезианской и антикантианской революции - революции, которая была инициирована проницате..

Философия Права

Работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права, предназначенного для слушателей его лекций. 'Главным мотивом публикации этого очерка явилась необходимость дать в руки слушателям путеводную нить к тем лекциям, которые я официально читаю по философии права. В этом пособии более полно и более систематически излагаются фундамент..

Философская Антропология

1) - специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. Через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она выступала лишь фрагментом философской системы) по принципу спецификации собственного 'объекта' и 'тематизма' его рассмотрения (человек в философской рефлексии. Учение о 'человеке, его сущности и природе') в ряду. 'учение о природе', 'учение о социуме'..

Философия Истории

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. Разрабатывает определенную трактовку специфики исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношения исторической необходимости и человеческой свободы, единства и многообразия истории и т.п. Исторический процесс развития ..

Философия Истории

Раздел философии, дающий филос. Интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. Осмысления истории содержались еще в антич. Филос. И историографических работах. В Средние века филос. Исследование истории не отделялось сколько-нибудь ясно от теологических представлений об истории. Как особый раздел философии Ф.и. Сложилась только в 18 в. Сам термин "Ф.и." был введен Вольтером в 1765. В работах И.Г. Гердера Ф.и. Конституировалась как автономная дисциплина. Важный вклад в последующее ее разви..

Философия Истории

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ..

Дополнительный поиск Философия Истории Философия Истории

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философия Истории" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философия Истории, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа