Хрисипп

256

(Chrysippos) из Сол (281/278-208/205 до н.э.) - древнегреческий философ. Считается 'вторым основателем' стоицизма после Зенона из Китиона. Считалось, что до того, как X. Стал слушателем Зенона, он был бегуном 'дальнего бега'. Предположительно, это метафорическая оценка литературного стиля философа. Ведь им было написано, по свидетельству Диогена Лаэртского, свыше 705 сочинений, из которых логике было посвящено более 300. Ни одно сочинение X. Не сохранилось. Некоторые из логических работ. 'О суждениях', 'О временных высказываниях' (2 кн.), 'К вопросу о следствии', 'О возможном' (4 кн.), 'О повелениях' (2 кн.), 'Краткое изложение об общем и частном вопросе', 'Краткое изложение об ответе', 'О сказуемых' (10 кн.), 'Об именах собственных' (2 кн.), 'О софизме 'Куча' применительно к звукам' (3 кн.), 'Об элементах речи и слов' (6 кн.), 'О построении слов' (4 кн.), 'Введения к двусмысленностям' (5 кн.), 'Пособия по рассуждениям и оборотам' (5 кн.), 'К Агафону, или о последовании вопросов', 'Об умозаключении и связанной или связанных посылках', 'О заключениях', 'О рассуждениях с заключением', 'О первичных недоказуемых умозаключениях', 'О разрешении умозаключений', 'Об умозаключениях по ложным фигурам' (5 кн.).

'О предположениях' (3 кн.), 'Предположительные рассуждения в теоремах' (2 кн.), 'Рассуждения по образу 'Лжеца', 'О лжеце' (6 кн.), 'Ответ полагающим, что в 'Лжеце' есть как истина, так и ложь', 'О софизме 'Никто' (8 кн.), 'О диалектических неразрешимостях' (5 кн.) и др. Философия, по X., имеет три вида. Логику, физику и этику. Если сравнивать философию с плодоносным полем, то ограда вокруг него будет соответствовать логике, земля и деревья - физике, а урожай - этике. Логика подразделяется на риторику (искусство красноречия) и диалектику (искусство спора или науку об истинном, ложном и ни том, ни другом). Та, в свою очередь, распадается на две области. Означаемое и звук. Область означаемого имеет следующие разделы.

Представления, возникающие из них суждения, подлежащие и сказуемые, прямые и обратные высказывания, роды и виды, рассуждения, свертывания и умозаключения, софизмы. К разделам области звука относятся части речи, неправильные обороты и слова, поэтичность, двусмысленность и т.д. Логика для X. Имеет физические корни, всякое рассуждение оказывается возможным лишь благодаря наличию в мире причинности. Все тела распределяются по четырем категориям - это субстрат. Качество. Состояние, определенное изнутри. Состояние, определенное извне. Каждая предыдущая категория раскрывается в последующей. Принципом, оформляющим сущее по категориям, выступает 'пневма', разумное дыхание или воздухоогонь. Пневме имманентно присущ разум (логос), поскольку в ней одновременно осуществляется движение внутрь и наружу - движение, присущее только логосу.

Этот особый вид движения называется тоническим, т.е. 'напряжением'. Напряжение есть сосуществование движения и покоя в одной и той же сингулярной системе. По мысли X., именно таким специфическим движением обеспечивается единство космоса, т.к. В его результате происходит экспансия мельчайших количеств вещества в область более крупных количеств, вследствие чего любое место, занимаемое каждым из них, занимается ими вместе. Если пневма представляет собой действующий принцип каузальных отношений, то логос выражает конкретные причины. Тоническое же движение предоставляет причинности возможность осуществляться в каждом единичном случае. В субстрате пневма еще мало проявляет себя, тогда как в качестве имеется некая пропорция воздухоподобной и огнеподобной сущностей, а в состоянии, определяемом извне, уже полностью раскрывается существо каузальности.

Благодаря наличию в мире причинности - суждения могут быть истинными или ложными. Помимо простых суждений, состоящих из одного подлежащего и одного сказуемого, бывают суждения составные, включающие два и более простых. Виды простых суждений. Отрицательные ('день не стоит'), неопределенно-отрицательные ('никто не ходит'), ограничительные ('не добрый он человек'), утвердительные ('Дион гуляет'), указательные ('он гуляет'), неопределенные ('некто ходит'). Виды сложных суждений. Условные ('если стоит день, то светло'), утвердительно-условные ('поскольку стоит день, то светло'), соединительные ('и день стоит, и светло'), разъединительные ('или день стоит, или ночь'), причинные ('так как стоит день, то светло'), сравнительные к большему ('день больше, чем ночь'), сравнительные к меньшему ('ночь меньше, чем день').

В логике X. Наибольшее значение имеет трактовка условий истинности условного суждения. Данный вид суждения считается, согласно X., истинным только в том случае, если противоположность заключению противоречит началу. Так, в суждении 'если стоит день, то светло' 'не светло' противоречит 'стоит день', следовательно, высказывание истинно. Рассуждением (логосом) X. Называет сочетание большой посылки, малой посылки и вывода. Если противоположность выводу противоречит посылкам, то о рассуждении говорится, что оно имеет заключение. Истинным рассуждение считается тогда и только тогда, когда вывод образуется из истинных посылок. Всякое рассуждение с заключением предполагает пять недоказуемых рассуждений. Во-первых, 'если первое есть, то и второе есть.

Но первое есть. Стало быть, и второе есть'. Во-вторых, 'если стоит день, то светло. Но стоит ночь, стало быть день не стоит'. В-третьих, 'Платон не может быть сразу и жив и мертв. Но Платон мертв. Стало быть, Платон не жив'. В-четвертых, 'есть или первое, или второе. Но есть первое. Стало быть, нет второго'. В-пятых, 'или день стоит, или ночь. Ночь не стоит. Стало быть, стоит день'. Для сведения всех рассуждений с заключением к одной из перечисленных фигур существовали четыре определенных 'правила' ('темы'). Сохранились свидетельства только о двух 'темах'. Во-первых, 'если из двух высказываний следует третье, то из наличия одного из них при наличии противоположного заключению следует противоположное другому высказыванию'. Во-вторых, 'если из двух высказываний следует третье и если есть другие высказывания, из которых можно вывести одну из посылок, то другая посылка вместе с этими высказываниями требует вывода (третьего высказывания)'.

По параметрам системной целостности и логичности философских построений X. Можно сопоставлять, среди античных мыслителей, лишь с Аристотелем, в логике же X. Превосходит даже и его. По словам современников, 'если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу'. Именно уроженец Сол явился создателем первой системы пропозициональной логики, которая обладала большими выразительными возможностями, чем силлогистика Аристотеля..

Значения в других словарях
Хрисипп

(Chrýsippos) из Солы (около 280 — 208/205 до н. Э.), древнегреческий философ, «второй основатель» Стоицизма (после Зенона из Китиона) и его главный систематизатор, глава школы стоиков после смерти Клеапфа (232 до н. Э.). Автор более 700 работ (сохранились только фрагменты), около половины из которых посвящена проблемам логики. Разрабатывал логику высказываний, установил Двузначности принцип, легший затем в основу классической логики, и др. (см. Логика, раздел История логики). Соч. Stoicorum vete..

Хрисипп

ХРИСИПП (ок. 280-208/205 до н. Э.) - древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма. Разрабатывал логику высказываний, ввел двузначности принцип.. ..

Хрисипп

(ок. 280 — ок. 204 гг. До н.э.) философ, ученик Клеанфа, сформировал канон стоического учения, из Сол (Киликия) Кто раскрывает таинства непосвященным, тот кощунствует. Но первосвященник именно раскрывает таинства непосвященным. Стало быть, первосвященник кощунствует.Душа дана (свинье) вместо соли, чтобы мясо ее не испортилось.Кто-то попрекал его (Хрисиппа), что он не ходит слушать Аристона (Хиосского), как все. «Если бы я делал все, как все, я не был бы философом», — ответил Хрисипп.(Хрисипп) по..

Хрисипп

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Хрисипп

Хрисипп (281/278-208/205 до н. Э.) Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось. Если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу».. ..

Хрисипп

ХРИСИПП. ..

Хоркхаймер

(Horkheimer) Макс (1895- 1973) - немецкий философ и социолог. Директор Института социальных исследований (1931-1965). В 1934-1949 - в эмиграции в США. Один из авторов программной работы Франкфуртской школы 'Диалектика просвещения' (в соавторстве с Адорно, 1948). Основные сочинения. 'Штудии о семье и авторитете' (1936), 'Традиционная и критическая теория' (1937), 'Затмение разума. Критика индустриального разума' (1947), 'Исследования предрассудка' (в 5 томах, 1949- 1950), 'Ностальгия по совершенн..

Хорни

(Нorny) Карен (1885-1952) - немецко-американский социальный философ, психоаналитик и психолог, один из основателей и лидеров неофрейдизма. Родилась и получила образование в Германии. Основные работы. 'Невротическая личность нашего времени' (1937), 'Новые пути в психоанализе' (1939), 'Самоанализ' (1942), 'Наши внутренние конфликты' (1945), 'Неврозы и развитие человека' (1950) и др. В 1932 эмигрировала в США. Стремясь сформулировать 'новые пути в психоанализе', X. Подвергла критической переработке..

Хюбрис

(франц. L'hubris - от греч. Ubris - необузданность, невоздержанность, бесчинство) - термин, используемый в современной западной философии (при отсутствии соответствующего слова в обыденных языковых практиках) для обозначения предпороговых форм стихийных процессов, задающих неустойчивые параметры функционирования определенной системы и открывающих возможности новых форм ее бытия. В контексте парадигмальных установок античной культуры, чье значение актуализируется этимологией термина, понятие X. Д..

Центризм

Структурный и смысловой модуль таких понятий постмодернистского дискурса, как 'фоноцентризм', 'логоцентризм', 'фаллоцентризм' и др., результат процесса 'центрации', т.е. Подчинения всех элементов некоторой системы всеобщему эквиваленту, занимающему выделенное положение. В процессе 'центрации' одна сторона множества отношений, из которых составлена система, приобретает преимущественное положение, а другая вытесняется на периферию ('окраину'), так что разнообразие отношений между всеми элементами ..

Хрисипп

(род. 281/278 – ум. 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии) – древнегреч. Философ. Возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем. Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.. ..

Хрисипп

(Χρύσιππος), в греческой мифологии сын Пелопа и нимфы Аксиохи. По одной версии мифа, его похитил и соблазнил Лай. Опозоренный X. Наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род (Apollod. Ill 5, 5. Schol. Eur. Phoe. 1760). По другой версии, X. Убили его сводные братья Ат рей и Фиест, которых подговорила к этому их мать Гипподамия, боявшаяся, что X. Как старший сын Пелопа лишит наследства её сыновей. За убийство X. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста.в. Я.(Источник. «Мифы народов мира»...

Дополнительный поиск Хрисипп Хрисипп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хрисипп" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хрисипп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа