Шиллер

211

(Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - 'Разбойники', 'Заговор Фиеско в Генуе', 'Коварство и любовь' и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предрассудков сыграло большое значение для развития немецкого Просвещения, содействовало росту передовых настроений среди немецкой интеллигенции. Однако постепенно Ш. Отходит от революционного бунтарства 'Бури и натиска', ослабевают и его симпатии к французской революции и к революции вообще.

Даже в период своего наибольшего сочувствия революции, осознавая и перетолковывая ее в понятиях стоической этики гражданской доблести, Ш. Никогда не мог оправдать (ни морально, ни юридически) террор якобинцев. Более того, в своей работе 'Письма об эстетическом воспитании человека' он обосновал резко отрицательное значение революций вообще и отказал им в праве на существование. Ш. Пишет, что надежду на революцию как на средство восстановить в человеке целостную человечность, попранную историческим развитием государственных форм, следует считать тщетной и даже угрожающей самой человечности, во имя которой и совершается революция. По Ш., 'естественное государство', т.е. Общество, основанное не на законах, а на силе, 'не должно прекращаться ни на один момент'.

Поэтому, уничтожая естественное государство, разум рискует физическим и действительным человеком ради проблематичного нравственного человека, рискует существованием общества ради возможного (хотя в моральном плане и необходимого) идеала общества. Сам III. Отвергал этот 'риск' решительным образом. 'Нельзя же, - утверждал он, - ради того, чтобы познать достоинство человека, ставить на карту самое его сущее'. Ш. Полагал, что к революционному разрушению современного государства стремятся прежде всего низшие классы общества. 'В низших и более многочисленных классах, - писал Ш., - мы встречаемся с грубыми и беззаконными инстинктами, которые будучи разнузданы ослаблением оков общественного порядка, спешат с неукротимой яростью к животному удовлетворению'.

Революционные восстания масс против существующего государства III. Трактовал как анархическую деятельность 'субъективного человечества'. 'Разнузданное общество, - утверждал Ш., - вместо того, чтобы стремиться вверх к органической жизни, катится опять в царство стихийных сил'. Поэтому, признавая необходимость уничтожения 'естественного государства', Ш. Не допускал, чтобы это уничтожение было осуществлено революцией. Более того, Ш. Безусловно признает право государства защищаться силой против личности, поднявшейся на него во имя восстановления попранной и разрушенной целостности и человечности. Он требует от личности беспрекословного уважения к существующим формам государственности. Отвергая революционный путь решения главной проблемы всего своего творчества и деятельности, - вопроса целостности и всесторонности индивида, Ш.

Находит выход в идее об эстетическом воспитании человека. Эстетика становится для него вторым (после поэзии) призванием ('О фации и достоинстве', 1793. 'Письма об эстетическом воспитании', 1795 и др.). В его теоретической деятельности эстетике не приходилось соперничать ни с историей, ни с философией. Важно то, что Ш. Никогда не рассматривал эстетические проблемы только как частные вопросы художественной практики. Они были важнейшим элементом его мировоззрения. Решая проблему целостности, всесторонности и самоценности индивида, Ш. Развивает свою теорию прекрасного. Ш. Начинает с несколько отвлеченных рассуждений о возможных видах отклонения человека от идеи совершенной законченной человечности. Если совершенство человека заключается в согласной энергии его чувственных и духовных сил, то он может утратить его только или в случае отсутствия гармонии этих сил, или в случае ослабления их энергии.

Там, где нарушается гармония человеческого существа, возникает состояние напряжения. Там же, где единство человеческой природы сохраняется ценой равномерного ослабления чувственных и духовных сил, человек впадает в состояние ослабления. Таковы два противоположных предела, к которым движется человек в результате охватившего всю область общественной жизни разделения труда. Однако движению этому может быть все же положен конец. Ш. Доказывает, что оба противоположных предела (и распад цельности человека и ослабление энергии его физических и духовных сил) 'уничтожаются красотою'. Именно красота, и только она одна, утверждал Ш., 'восстановляет в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном - энергию'. Таким образом красота приводит нынешнее ограниченное состояние человека к безусловному и делает человека 'законченным в самом себе целым'.

Свое восстановительное и объединяющее действие красота оказывает, по III., и на чувственного человека и на человека духовного. Первого ведет к форме и мышлению, второго направляет обратно к материи и возвращает чувственному миру. Красота может стать средством для перехода от материи к форме, от ощущений к законам, от бытия ограниченного к бытию безусловному. Преодоление нынешней подавленности человека, разорванности его физических и духовных сил возможно только тогда, когда человек действует как художник, как творец художественной формы. По Ш., содержание, как бы возвышенно и всеобъемлюще оно не было, всегда действует на дух ограничивающим образом, и истинной эстетической свободы можно ожидать лишь от формы.

Ибо только она действует на всего человека в целом. Причем Ш. Считал, что действие на человека эстетической формы не есть действие только эстетическое, оно как бы возвышает человека со ступени чувственности на ступень разумности. Красота есть необходимое условие возвышения человека до разумности. 'Нет иного пути, - согласно Ш., - сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим'. Такое значение эстетического в жизни человека Ш. Объясняет тем, что эстетическое расположение духа есть расположение, которое 'заключает в себе всю человеческую природу в целом'. Расположение это 'благоприятствует всем функциям человеческой природы без различия'. В эстетическом расположении духа находится основание всех отдельных функций человеческой природы.

Все остальные виды деятельности дают духу специальное умение лишь ценой известного ограничения. Только эстетическая деятельность ведет к безграничному, и только в эстетическом состоянии человеческая природа 'проявляется в такой чистоте и неприкосновенности, как будто она еще не поддалась влиянию внешних сил'. Такова роль эстетической деятельности у Ш., ей он передоверил и передал функции решения всех задач общества, отнятых им у революции. Так, от неразумной реальной действительности Ш. Уходит в царство незамутненных идеалов (у Канта это будут идеалы чистого разума) - идеалов красоты. Эстетика Ш. - это не только попытка обосновать свой отказ от революционных путей решения общественно-исторических проблем, но и специальное поле деятельности, на котором он добился серьезных результатов.

Одним из центральных ее понятий стало понятие 'игры' как свободного самодеятельного раскрытия всех сил человека и его сущности. Человек, по Ш., в игре творит мир более высокого порядка, чем тот, в котором он живет. Он творит и себя самого как всестороннюю гармоническую личность и 'эстетическое общество'. Именно в игре происходит, по Ш., восстановление внутренней целостности человеческой личности, разорванной и искалеченной современным ей обществом. Ш. Внес большой вклад в типологизацию различных культур, выявив 'наивные' и 'сентиментальные' типы художественного творчества. ('О наивной и сентиментальной поэзии', 1795-1796.) Различие между наивным и сентиментальным искусством, согласно Ш., есть различие между самой природой и идеальным стремлением к ней, индивидуальностью и идеальностью.

Ш. Выступил непосредственным предтечей типологических построений немецких романтиков, которые впоследствии противопоставят 'классическое' 'романтическому' (А.Шлегель, Ф.Шлегель и др.)..

Значения в других словарях
Шиллер

IШи́ллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. По приказу герцога Карла Евгения был зачислен..

Шиллер

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759 - 1805), немецкий поэт, драматург и философ. Друг И.В. Гете. Мятежные порывы к равенству и свободе в драмах периода "Бури и натиска" - "Разбойники" (1781), "Коварство и любовь" (1784). Столкновение просветительских идеалов с низменной реальностью и деспотической властью, сильные характеры в исторических масштабных, но не свободных от декларативности трагедиях и драмах ("Дон Карлос", 1783 - 87, с образом благородного энтузиаста, "гражданина Вселенной" маркиза Позы...

Шиллер

Шиллер, Фридрих (1759 - 1805) - великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху "бури и натиска". К этому периоду относятся его первые драматические произведения (1781 - 1787). "Разбойники", рисующие образ благородного разбойника, бросающего вызов развращенному обществу, республиканская драма "Заговор Фиэско" и мещанская драма "Коварство и Любовь". Историческая драма "Дон Карлос" является завершением этого течен..

Шиллер

(Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759 - 9.V.1805) - нем. Поэт и драматург, историк. Выдающийся представитель нем. Просвещения. Род. В Марбахе (герцогство Вюртемберг) в семье фельдшера, офицера на службе герцога Вюртемберг-ского. Драмы III. В ранний период его творчества ("Разбойники", 1781, "Коварство и любовь", 1784, "Дон Карлос", 1787) проникнуты бунтарским духом, присущим лит. Движению "Бури и натиска", ненавистью к феод. Деспотизму и мракобесию, республиканизмом, верой в человечески..

Шестов Лев

Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866- 1938) - российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу. С 1921 - в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения. 'Добро в изучении графа Толстого и Ф. Ницше. (Философия и проповедь)' (1900), 'Достоевский и Ницше. Философия трагедии' (1903), 'Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)'..

Шизоанализ

(греч. Schizein - расколоть) - одно из направлений современного постструктурализма. Программным сочинением Ш. Выступил двухтомный труд Делеза и Гваттари 'Капитализм и шизофрения' (1972- 1980), объединивший критику структуралистских представлений и леворадикальные политические идеи конца 1960-х - начала 1970-х (особенно том первый - 'Анти-Эдип'). В рамках парадигмы Ш. Затрагивается широкий спектр проблем философии, социологии, политологии, психиатрии, экономики и пр. Спектр философских аспектов Ш..

Шлегель

(Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. Вместе с братом А.В.Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал 'Атенеум'. Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и 'томление по бесконечному' предопределили не только содержательное напол..

Шлейермахер

(Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834) - немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической - такого направления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с..

Шиллер

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Коварство и любовь" и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предра..

Дополнительный поиск Шиллер Шиллер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шиллер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шиллер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа