Шлегель

385

(Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. Вместе с братом А.В.Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал 'Атенеум'. Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и 'томление по бесконечному' предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принципиальной незавершимости всякого творчества.

'Пока не найдена единственно истинная система. Систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим. Бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины'. Первый период творчества Ш. Отмечен сильным влиянием идей И.И.Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. Античностью, греческой поэзией как 'золотым веком' единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти 'эстетическая революция', очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к 'объективной красоте' и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое Ш. И берется. В этом контексте он разрабатывает понятия 'поэзия', 'классическое', 'романтическое' и др.

Второй период жизнедеятельности Ш. Связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой 'величие индивидуальности' превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. Через разработку понятий 'ирония', 'рефлексия', 'цинизм', 'либеральность', 'игра', 'остроумие'. Центральным в этом списке является понятие иронии. Ирония как форма 'указания на бесконечность' является у Ш. И онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом.

Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. 'Иронична' природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, '...внутри которого возросло и созрело мироздание'. Эта же тема развивается Ш. И в теории романтической поэзии (или иначе - 'трансцендентальной поэзии', где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это 'соединение двух абсолютов - абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности'. Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. Пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы.

Развитие собственных философских взглядов Ш. Во многом конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. О символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как 'сотворчество', ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я.

Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как 'жизни жизни', как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. 'Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического'. Но любовь - не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. 'всякое конечное я - это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой'. Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. Делает ядром своей гносеологии понятие 'чувство' как единство духовных и душевных способностей человека.

Зрелый Ш. Трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. Волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. Сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. В 'Философии жизни' (1828), 'Философии истории' (1829) и 'Философии языка и слова' (1830). По Ш., 'эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью.

Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм. Недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами. Но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права...' В целом философия Ш. Отвечает едкой формуле русского философа Шпета. 'романтизм - падавшее христианство' и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры..

Значения в других словарях
Шлегель

IШле́гель (Schlegel) Август Вильгельм (8.9.1767, Ганновер, — 12.5.1845, Бонн), немецкий историк литературы, писатель. Брат Ф. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Гёттингенском университете (1787—91). С 1818 преподавал в Боннском университете историю литературы, занимался санскритологией. Один из основоположников сравнительного языкознания. Принадлежал к йенскому кружку нем. Романтиков (см. В ст. Романтизм). В своих работах (берлинский курс лекций о литературе и искусстве, 1801..

Шлегель

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772 - 1829), немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Брат А.В. Шлегеля. Ведущий теоретик йенских романтиков (учение о романтической иронии и другое). Один из основоположников немецкой индологии. С 1809 на австрийской государственной службе, сотрудничал с К. Меттернихом.. ..

Шлегель

(Schlegel), Фридрих (10.III.1772 - 12.I.1829) - нем. Литературовед, критик, писатель, философ. Один из теоретиков романтизма. Происходил из ганноверской бюргерской семьи. Политич. И методологии, взгляды Ш. Претерпели существенную эволюцию. Для раннего Ш. Характерна близость к идеям Просвещения и классицизма, увлечение античностью (особенно афинской демократией), защита принципов Великой франц. Революции, республиканизм, близость к Г. Форстеру. В 1797-1801, в иенский период жизни, Ш. Становится о..

Шизоанализ

(греч. Schizein - расколоть) - одно из направлений современного постструктурализма. Программным сочинением Ш. Выступил двухтомный труд Делеза и Гваттари 'Капитализм и шизофрения' (1972- 1980), объединивший критику структуралистских представлений и леворадикальные политические идеи конца 1960-х - начала 1970-х (особенно том первый - 'Анти-Эдип'). В рамках парадигмы Ш. Затрагивается широкий спектр проблем философии, социологии, политологии, психиатрии, экономики и пр. Спектр философских аспектов Ш..

Шиллер

(Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - 'Разбойники', 'Заговор Фиеско в Генуе', 'Коварство и любовь' и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предрассудков..

Шлейермахер

(Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834) - немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической - такого направления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с..

Шлик

(Schlick) Мориц (1882-1936, застрелен бывшим своим студентом психопатом на лестнице в здании университета) - австрийский философ, физик и логик. Диссертация по физике под руководством М.Планка (1904). Профессор в Ростоке и Киле (1911-1922), Вене (с 1922), в Калифорнийском университете (1931-1932), ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель и председатель Венского кружка. Основные работы. 'Пространство и время в современной физике' (1917), 'Всеобщая теория познания' (..

Шлегель

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. Вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержатель..

Дополнительный поиск Шлегель Шлегель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шлегель" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шлегель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа