Шпенглер

220

(Spengler) Освальд (1880-1936) - немецкий мыслитель и философ, один из основоположников философии культуры, автор оригинальной философско-исторической концепции. Продолжатель традиции немецкого романтизма и 'философии жизни', поклонник Ницше и Гёте. Основные сочинения. 'Закат Европы' (в двух томах, 1918-1922, на протяжении 1918- 1920 вышло 32 издания первого тома), 'Пруссачество и социализм' (1920), 'Пессимизм ли это?' (1921), 'Человек и техника' (1931), 'Годы решений. Германия и всемирно-историческое развитие' (1933) и др. В качестве несущей конструкции философии Ш. Выступает понятие 'души' - субстанциального начала всех начал или иррациональной 'совокупности возможностей, которые необходимо осуществить'.

'Душа' у Ш. Менее всего способна осознать себя самое и более всего стремится к самопроявлению. 'Свое иное' 'душа' обретает в 'жизни', органической, взаимосвязанно-целостной, противостоящей неживой природе как механической системе и 'царству причинности'. С точки зрения Ш., история (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов - плодов 'глубинного переживания') и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания. Если, по Ш., на первый план выходит 'ставшее', - это миры Парменида, Декарта, Ньютона или 'природа'. Если 'ставшее' уступает образу 'становления', - это мир Платона, Гёте, Бетховена или 'история'.

По мысли Ш., 'действительность становится природой, если все становление рассматривать с точки зрения ставшего. Она есть история, если ставшее подчинено становлению'. (В идее приоритета становления над ставшим Ш. Был последователем Гераклита.) В качестве фундамента исторического метода Ш. Выступал концепт 'смысла чисел', еще более дистанцирующий друг от друга природу и историю. По мысли Ш., духовная жизнь человека, наделенного 'бодрствующим сознанием', разворачивается во времени и в определенном направлении. Как результат, в сознании индивида конституируется присущая только ему, его личная картина мира. Либо образно-символическая, либо рационально-понятийная. Культура, подразделяемая III. На возможную и осуществленную (действительную), отображается в сознании человека.

Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществленного - 'природа', согласно Ш., 'исчислима'. История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчетам. При этом, согласно Ш., саморазвитие культуры возможно лишь в контексте осознания ее субъектами значимости процедур измерения, счета, формирования и фиксации образов внешнего мира и т.д. Так, в контексте концепции 'смысла чисел', античная культура, базирующаяся, по Ш., на конечности, телесности числового ряда, противоположена цивилизации современного Запада, фундируемой числовой идеей бесконечности. Древнеегипетская же культура, создавшая 'жуткие символы воли к длительности во времени', есть воплощение 'забот' о прошедшем и о будущем.

Мумифицирование, по Ш., - символ отрицания неумолимости времени. Свое собственное видение истории Ш. Определил как критику классического историзма. По его мнению, именно хронология и 'глубинное переживание' судеб культур обусловливают систематизацию явлений по историческому методу - культурология в таком контексте выступает в качестве 'морфологии' истории. По схеме Ш., все способы познания суть 'морфологии'. Морфология природы - это обезличенная систематика. Морфология же органического - жизни и истории - есть 'физиогномика' или перенесенное в духовную область подчеркнуто индивидуализированное искусство 'портрета культуры'. Традиционная линейная периодизация планетарного прогресса, представляющая исторический процесс как поступательное развитие человеческого общества во всемирном масштабе ('Древний мир - Средние века - Новое время') не имеет, по Ш., никакого значения для неевропейских обществ.

Концепция 'всемирной истории' определяется Ш. Как 'птолемеева система истории', основанная на европоцентризме в понимании иных культур. Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Ш. Предлагает заменить более богатой содержанием картиной - циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. С точки зрения Ш., 'человечество' - пустое слово, внимания заслуживает только 'феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр своей страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал - человечество - свою собственную форму, у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть'.

К числу 'великих культур', вполне реализовавших свои потенции, Ш. Относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также 'пробуждающуюся' русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее 'души'. В основе античной культуры лежит 'аполлоновская' душа, арабской - 'магическая', западной - 'фаустовская' и т.д. Постижение культурных форм, по мнению Ш., в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном 'чувстве жизни'. Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и географическая отнесенность, но, прежде всего, тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира и т.п.

Внутреннее единство культуры как живого организма выявляется изучением ее морфологии. Идея целостности культуры, 'физиогномического' единства всех ее проявлений оказала значительное влияние на философию культуры 20 в. Последовательно проводимый Ш. Тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности. Все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий. (С точки зрения Ш., историю надо рассматривать 'не глазами партийного человека, идеолога или современного моралиста, а с вневременной высоты'.) Сравнительный анализ культур, как считает Ш., обнаруживает единство их судьбы. Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах.

Все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития. Исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других. 'Я надеюсь доказать, - писал Ш., - что все без исключения великие создания и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки во всех культурах одновременно возникают, завершаются и угасают. Что внутренняя структура одной вполне соответствует всем другим, но нет ни одного, имеющего в исторической картине глубокое физиогномическое значение явления одной из них, к которому бы не нашлось параллелей во всех других, притом в строго показательной форме и на вполне определенном месте'. Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации ('цивилизация', по Ш., есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация.

Согласно Ш., 'в мировом городе нет народа, а есть масса. Присущее ей непонимание традиций, борьба с которыми есть борьба против культуры, против знати, церкви, привилегий, династий, преданий в искусстве, границ познаваемого в науке, ее превосходящая крестьянский ум острая и холодная рассудочность, ее натурализм совершенно нового склада, идущий гораздо дальше назад, чем Руссо и Сократ, и непосредственно соприкасающийся в половых и социальных вопросах с первобытными человеческими инстинктами и условиями жизни, то 'panem et circenses', которое в наши дни оживает под личиной борьбы за заработную плату и спортивных состязаний, - все это признаки новой по отношению к окончательно завершенной культуре и к провинции, поздней и лишенной будущего, однако неизбежной формы человеческого существования'.

Ш. Отказался от идей всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития, отрицал какой бы то ни было высший смысл истории, а также опровергал гипотезу об эпохальном ее членении ('наподобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой'). Культуры, по мнению Ш., возникают 'с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле', и столь же бесцельно уходят со сцены ('...лишь живые культуры умирают', - писал он), не оставляя после себя ничего. Морфология культуры Ш. Сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату. По убеждению Ш., рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлого, по мысли Ш., как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее.

Ш. Никогда не обманывался по поводу истинной сути и исторических судеб трагического российского эксперимента 1917. 'социализм, - по его убеждению, - вопреки внешним иллюзиям - отнюдь не есть система милосердия, гуманизма, мира и заботы, а есть система воли к власти. 'благоденствие' в экспансивном смысле. Все остальное самообман'. Ш. Также открыто отказался от сотрудничества с нацистами в Германии. 'Закат Европы' Ш. - одно из первых произведений, открывших тему кризиса культуры, имеющую фундаментальное значение для современного западного самосознания. Трансформация науки и философии в абстрактные и самодостаточные игры 'чистыми' понятиями и функциональными числами ('утончение интеллекта'), по Ш., - пагубна для Запада.

Тойнби, Ортега-и-Гассет и др. Не скрывали собственной увлеченности духом прорицаний Ш. Бердяев полагал гениальной мысль Ш. О том, что буддизм, стоицизм и социализм 'фазисно однородны'. По Ш., 19 век рассматривал историю как дорогу, по которой 'человечество храбро маршировало все дальше. Но куда. Как долго. И что потом..?'. Ш. Как метакультурный диагност, рационально предостерегавший о грядущем Апокалипсисе в Европе, разработавший многомерную и содержательную историческую концепцию, покончивший с плоским прогрессизмом рационалистического толка, оказался, прежде всего, философом будущего для любой современности..

Значения в других словарях
Шпенглер

(Spengler) Освальд (29.5. 1880, Бланкенбург, Гарц, — 8.5.1936, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни (См. Философия жизни). Стал известным после сенсационного успеха главного труда «Закат Европы» («Der Untergang des Abendlandes», Bd 1—2, 1918—22, рус. Пер., т. 1, 1923). В 20-е гг. Выступал как публицист консервативно-националистического направления, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. Бойкоту, ..

Шпенглер

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880 - 1936), немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых "организмов" (египетский, индийский, китайский и т.д.), выражающих коллективную "душу" народа и проходящих определенный внутренний жизненный цикл (длящийся около тысячелетия). Умирая, культура> перерождается в цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие> и окостенение. Главное сочинение -..

Шпенглер

(Lazarus Spengler, 1479—1534) — немецкий духовный поэт, уроженец Нюрнберга. По окончании юридического образования служил в родном своем городе, много потрудился при введении реформации и был депутатом на Вормском сейме, а затем на Аугсбургском. От него остались церковные песни. "Durch Adams Fall ist ganz verderbt" и "Vergebenstist all Müh' und Kost". Его жизнь описана Энгельгардтом (Билефельд, 1855) и Пресселем (Эльберфельд, 1862).. ..

Шпенглер

Шпенглер - автор нашумевшей книги "Закат Европы", в которой, на основании своеобразной теории развития культур, предсказывает гибель Европы. В Шпенглере удивительным образом сочетались пессимизм и отчаяние господствующих классов, потерявших всякую перспективу, и воинствующий дух германского империалиста, желающего жить и действовать и проповедующего "социализм" в духе Бисмарка и Фридриха Великого.. ..

Шпенглер

- автор нашумевшей книги "Закат Европы", в которой, на основании своеобразной теории развития культур, предсказывает гибель Европы. В Шпенглере удивительным образом сочетались пессимизм и отчаяние господствующих классов, потерявших всякую перспективу, и воинствующий дух германского империалиста, желающего жить и действовать и проповедующего "социализм" в духе Бисмарка и Фридриха Великого. /Т. 12/. ..

Шпенглер

(Spengler), Освальд (29.V.1880 - 8.V.1936) - немецкий философ, один из ведущих представителей "философии жизни". В 1908-11 - преподаватель гимназии в Гамбурге, с 1911 жил как свободный литератор в Мюнхене. Главная сфера интересов Ш. - философия культуры и философия истории. В кн. "Der Untergang des Abendlandes" (Bd 1-2, Münch., 1920-22, посл. Изд. 1965. В рус. Пер. - "Закат Европы", т. 1, М.-П., 1923) Ш. С исключительной силой выразил настроения пессимизма, охватившие европ. Интеллигенцию в конц..

Шлик

(Schlick) Мориц (1882-1936, застрелен бывшим своим студентом психопатом на лестнице в здании университета) - австрийский философ, физик и логик. Диссертация по физике под руководством М.Планка (1904). Профессор в Ростоке и Киле (1911-1922), Вене (с 1922), в Калифорнийском университете (1931-1932), ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель и председатель Венского кружка. Основные работы. 'Пространство и время в современной физике' (1917), 'Всеобщая теория познания' (..

Шопенгауэр

(Schopenhauer) Артур (1788- 1860) - немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. Учился в Геттингене и Берлине, защитил диссертацию о законе достаточного основания в Йенском университете. В 30-летнем возрасте Ш. Завершил свой основной труд 'Мир как воля и представление' (1819). Книга не имела успеха, и большую часть тиража ее издатель Ф.Брокгауз отправил в макулатуру. В 1820 Ш. Занял место доцента в Берлинском университете. Но и на почве пре..

Шпет

Густав Густавович (1879-1937) - русский философ и искусствовед. Учился на физико-математическом (с которого исключен за участие в революционной деятельности) и историко-философском у Челпанова (на который восстановился по выходе из тюрьмы) факультетах Киевского университета. Преподавал в российских частных гимназиях, с 1907 - на Высших женских курсах, в 1909 - в Народном университете Шанявского. С 1910 - приват-доцент. В 1910-1913 посещал лекции Гуссерля в Геттингене. Работал в библиотеках Берли..

Эйдос

(греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Шпенглер

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни, автор одной из наиболее значительных философско-исторических концепций 20 в. Основные сочинения. "Закат Европы" (в двух томах, 1918-1922), "Годы решения. Германия и всемирно-историческое развитие" (1933), "Пессимизм?" (1921), "Человек и техника" (1931) и др. Свое собственное видение истории Ш. Определяет через критику классического историзма, представляющего исторический процесс как прогрессивное развитие ..

Дополнительный поиск Шпенглер Шпенглер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шпенглер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпенглер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 8 символа