Эйдос

322

(греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. Фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. С понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином 'Э.'.

Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. Оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. Idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник Э. - с отцовским, мужским - см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э.

Понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия 'Э.' существенно трансформируется. Прежде всего, Э. Понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. Имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. Обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус. Трансцендентный мир идей или - синонимично - мир Э. Как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. С 'Бытием' у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э.

Как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. Как вид) его образ (Э. Как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. Объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. К душе человека, т.е. Ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. Объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. Мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. Этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление).

В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин 'Э.' употребляется также в значении 'вид' как классификационная единица ('вид' как множество объектов определенного 'вида' как способа организации) - в соотношении с 'родом' (genos). В аналогичном значении термин 'Э.' употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. С понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ('сперматический логос'). В рамках неоплатонизма Э. В исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его 'мыслей' (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. В аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации.

Семантика Э. Как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии. Archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера). Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли. Концепция species (образ - лат. Эквивалент Э.) в позднем скотизме. Презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э.

Обретает второе дыхание. Спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля. Учение Шопенгауэра о 'мире разумных идей'. Эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета 'интеллектуальной интуиции'. Концепция 'идей' Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином 'эйдетизм' обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками 'постметафизического мышления' и 'постмодернистской чувствительности' (см.

ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПОСТМОДЕРНИЗМ) понятие Э. Оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. МЕТАФИЗИКА, ЛОГОЦЕНТРИЗМ) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. СИМУЛЯКР, СИМУЛЯЦИЯ) и конституируемой постмодернизмом 'метафизики отсутствия'. Так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию 'наличия вещи' со 'взглядом на нее как на eidos'. (см. Также ГИЛЕМОРФИЗМ.).

Значения в других словарях
Эйдос

(греч. Éidos — вид, образ) термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность», «телесная или пластическая данность в мышлении». Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и преимущественно «прекрасную наружность». В античной натурфилософии Э. Понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. Выступал как сущность, правда, так или иначе вид..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид - образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя)2)] В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта. Т. Н. Эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

ЭЙДОС (греческое eidos - вид, образ), термин> древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную, видимую сущность (Парменид>), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель>). В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта.. ..

Эйдос

Сущность, явленность. ..

Эйдос

– вид, образ – термин древнегреческой философии и литературы, первоначально означал «видимое», то, что видно, «наружность» (Гомер), затем – конкретную жвленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель). В феноменологии Э. Гуссерля – сущность и отличие от факта. Отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Шпенглер

(Spengler) Освальд (1880-1936) - немецкий мыслитель и философ, один из основоположников философии культуры, автор оригинальной философско-исторической концепции. Продолжатель традиции немецкого романтизма и 'философии жизни', поклонник Ницше и Гёте. Основные сочинения. 'Закат Европы' (в двух томах, 1918-1922, на протяжении 1918- 1920 вышло 32 издания первого тома), 'Пруссачество и социализм' (1920), 'Пессимизм ли это?' (1921), 'Человек и техника' (1931), 'Годы решений. Германия и всемирно-истори..

Шпет

Густав Густавович (1879-1937) - русский философ и искусствовед. Учился на физико-математическом (с которого исключен за участие в революционной деятельности) и историко-философском у Челпанова (на который восстановился по выходе из тюрьмы) факультетах Киевского университета. Преподавал в российских частных гимназиях, с 1907 - на Высших женских курсах, в 1909 - в Народном университете Шанявского. С 1910 - приват-доцент. В 1910-1913 посещал лекции Гуссерля в Геттингене. Работал в библиотеках Берли..

Эйнштейн

(Einstein) Альберт (1879-1955) - выдающийся мыслитель 20 в., создатель физической теории пространства, времени и гравитации, для которой исторически утвердилось название 'теория относительности Э.'. Нобелевская премия по физике за заслуги в области теоретической физики и особенно за открытие законов фотоэффекта (1921). Член научных обществ многих стран мира, в том числе член Прусской Академии наук (1913-1933), почетный иностранный член Академии наук СССР (с 1927). Родился в г. Ульм (Германия) в ..

Экзегетика

(греч. Exegeomai - истолковываю) - 1) - Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения. Поскольку в рамках христианского канона исходное Божественное откровение трактуется как данное в слове Священного Писания, постольку тексты последнего выступают центральным предметом Э. Однако наличие в ее основоположениях тезиса о том, что чем ближе по времени тот или иной автор-толкователь к исходному откровению, тем более адекватна его интерпретация, -..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ ..

Эйдос

(греч. Eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Эйдос

Термин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид, образ. В V в. До н.э. Принимает значение, близкое в "виду" как классификационной единице. У Демокрита употребляется в значении "атом". У Платона - синоним слова "идея", трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны. Объект достоверного научного знания. В философии Аристотеля - "вид" как классификационная единица, подчиненная "роду".. ..

Дополнительный поиск Эйдос Эйдос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйдос" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйдос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 5 символа