Эманация

178

(позднелат. Emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. Генетически восходит. 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.). 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. Aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. С исходной семантикой Софии в античной культуре).

3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума. 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как 'первоогня', пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до 'холодной' неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. Мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. С креативной семантикой 'сперматического логоса' в стоицизме). 'представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе.

Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия' (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. Будет трансформирована в идею Э. Как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание 'дерзости' - tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями.

Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. И, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока. У Плотина это фиксировано постулатом 'восхождения к Единому' и передается термином 'экстаз', у Прокла в 'Первоосновах теологии' формулируется тезисом. 'все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе' (ср. С концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре 'припоминания' душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом 'эросе' - стремлении - к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. Понимается в неоплатонизме как нисходящее движение ('истечение от верховного светоча'), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником.

'искра Божья' в душе человеческой и ее 'устремление к соединению с Божественным светом' у Амальрика Бенского в христианстве. 'капля, стремящаяся в океан' у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи. Наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. Иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. Как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. Глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон ('Ареопагитики' и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э.

Как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. Как основа принципа 'аналогии бытия', открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. На европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем ('Государство', VI).

Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христианства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции. Душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма. Явление Яхве Моше 'из среды огня' (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. С христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура 'Солнце'). В концепции ишракийа (арабск.

'ишрак' - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет ('Сияющий' у Сухраварди). Символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей 'свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид' (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи.

Зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. Как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом). Начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. Этимологию понятия 'Просвещение')..

Значения в других словарях
Эманация

IЭмана́ция (позднелат. Emanatio — истечение, распространение, от лат. Emano — вытекаю, распространяюсь) в античной идеалистической философии и особенно в Неоплатонизме — распространение избыточной полноты абсолютного бытия за собственные пределы. В основе термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого, или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося в самом себе таким же светлым. В процессе Э. Как ступенчатого ни..

Эманация

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. Emanatio - истечение - исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.. ..

Эманация

ЭМАНАЦИЯ (от позднелатинского emanatio - истечение, исхождение), центральное понятие> неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое>) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как "истечения" - солнце> и солнечный свет (был воспринят христианской теологией).. ..

Эманация

(лат. Истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение о происхождении мира путем истечения его из божества, низшего из высшего, более простого из более сложного. Постепенное ухудшение путём истечения. Противоположна эволюции.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А...

Эманация

Эманирование, излучение, радон, истечение. ..

Эманация

Em, исторически первое название элемента радона.. ..

Эманация

1. Ж.Истечение, излучение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира (в древнеримской философии).2. Ж. Устар.Старое название радона.. ..

Эманация

ЭМАНА́ЦИЯ -и. Ж. [лат. Emanatio]. Книжн. Истечение, излучение, выделение чего-л. Откуда-л. Э. Энергии. Э. Ионов из радиоактивной породы. Э. Газа.. ..

Эманация

Эманации, ж. (латин. Emanatio) (книжн.). 1. Только ед. Истечение чего-н. Откуда-н., появление чего-н. В результате выделения из чего-н. Более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По представлению древних, вселенная есть эманация божества. 3. Только ед. Излучение, испускание лучей радиоактивными веществами (физ.). 4. То, что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ (физ., хим.).. ..

Эманация

Выделение радиоактивных газов (в частности, радона) твердыми телами.. ..

Эманация

— первоначальное назв. Радона . В настоящее время так называют природные газообразные продукты естественных радиоактивных рядов. См. Радон , Торон, Актинон .. ..

Эманация

Em, первое (ист.) назв. Элемента радона. ..

Эманация

– истечение – центральное понятие неоплатонизма, означающее «путь вниз», «развитие вспять», от высшего, более общего, к низшему, менее общему, менее совершенному. Э. Как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию. Кроме того Э. – исторически первое название элемента радона.. ..

Элементы

(лат. Elementum - стихия, первовещество. Калька греч. Stoiheia, от stoihos - члены ряда, т.е. Первоначально буквы алфавита) - в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как 'пятый элемент' (лат. Quinta essentia - 'пятая сущность') - ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. Как правильных многогранников). Аристотель придал Э. Статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древ..

Элиаде

(Eliade) Мирча (1907-1986) - румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Подготовил диссертацию о йоге во время жизни в Индии (1928-1932). Преподавал в Бухарестском университете (1933-1940), в Парижской школе Высших исследований, в Сорбонне (1945-1956). Профессор кафедры истории религий Чикагского университета (1957-1986). Основные сочинения по истории религии, мифологии, философии. 'Эссе о происхождении индийской ми..

Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия

Из Акраганта, Сицилия (490/487/482- 430/424/423) - древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения. Ноэмы 'Очищения' и 'О природе' - сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. Отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу). Профетическая религия спасения соседст..

Эмпиризм

(греч. Empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. Только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наук..

Эманация

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. Emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. Генетически восходит. 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Лев-кипп, Демокрит..

Эманация

(позднелат. Emanatio — истечение) — термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. Генетически восходит. 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.). 2..

Эманация

Эманация (позднелат. Emanatio, от лат. Emano - вытекаю) - в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы, в астрологии. Наиболее полно теория эманации сформулирована неоплатониками. Глава этой школы Плотин учил, что ступенями эманации сверхсущего являются ум, мир идей, мировая душа, единичные души и телесный мир. Гностические секты также разви..

Дополнительный поиск Эманация Эманация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эманация" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эманация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 8 символа