Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия

143

Из Акраганта, Сицилия (490/487/482- 430/424/423) - древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения. Ноэмы 'Очищения' и 'О природе' - сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. Отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу). Профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза - с элементами научного рационализма, первобытная по сути демонология - с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в литературно-философской историографии Э. Именуют то 'поэтичнейшим из философов', то 'философичнейшим и ученейшим поэтом'.) Объяснения этому феномену выдвигались различные.

От скачкообразной духовной эволюции Э. До его принципиального дуализма (наличие 'водонепроницаемых перегородок' в его голове и, соответственно, в философском учении). По Гегелю, 'Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до настоящего времени'. Космогония Э. В целом носила натуралистический характер. Оболочка космоса - затвердевший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в пространстве. Космос - лишь небольшой фрагмент Вселенной, остальное - необработанная материя. Разделяя мистическое миропонимание орфиков, Э. Утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, 'корни всех вещей' (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотворимы и неуничтожимы.

Элементы эти, произошедшие 'от природы и случаем', по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное - абсолютного разделения под воздействием активных нематериальных начал - 'Любви' и 'Вражды'. (Кодировка главных понятий миропонимания Э. Являлась чисто мифологической. Огонь - Зевс, земля - Гера и т.д.) Одной из фаз этого процесса у Э. Выступает ступень зоогоническая. (У Э. Идея морфологической соотнесенности Вселенной и человека, макро-и микрокосма, как и у философии досократиков в целом, принципиальна и осознана.) Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособленных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных 'монстров', последние, в свою очередь, - в бисексуальные образования.

Последней стадией этого процесса является формирование полноценных животных с половой дифференциацией. Не разделяя чувственное восприятие и интеллект, Э. Утверждал, описывая наряду с физическими и физиологическими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоянно отделяются материальные 'истечения', проникающие в 'поры' органов чувств. Э. Выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений, животных и людей как наказании за преступление меры (ср. С семантикой апейронизации у Анаксимандра). После очищения от скверны этот 'круг рождений' завершается. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. Бросился в кратер Этны).

В 20 в. К творчеству Э. Обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэрроллу), его трактовали как основоположника 'неевклидовского видения реальности', как протагониста художественной картины мира неклассического типа. По текстам Э. Предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. Всегда оттеняют 'какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи'). Творчество Э. Рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка. Его словаря и спектра вербальных средств выразительности. Логических и коммуникативно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его понимания рационального знания.

Субъект философии Э. Не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность..

Значения в других словарях
Элиаде

(Eliade) Мирча (1907-1986) - румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Подготовил диссертацию о йоге во время жизни в Индии (1928-1932). Преподавал в Бухарестском университете (1933-1940), в Парижской школе Высших исследований, в Сорбонне (1945-1956). Профессор кафедры истории религий Чикагского университета (1957-1986). Основные сочинения по истории религии, мифологии, философии. 'Эссе о происхождении индийской ми..

Эманация

(позднелат. Emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. Генетически восходит. 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.). 2..

Эмпиризм

(греч. Empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. Только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наук..

Энгельс

(Engels) Фридрих (1820-1895) - немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии 'научного социализма'. В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М.Хесса. Основные сочинения. 'Положение рабочего класса в Англии' (1844). 'Манифест Коммунистической партии' (совместно с Марксом, 1848). 'Революция в науке господина Евгения Дюринга' (или 'Анти-Дюринг') (1878). 'Происхождение семьи, частной собственности и государства' (1884). 'Диалектика природы'..

Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия

(490/487/482— 430/424/423) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. СогласноАристотелю, создатель риторики. Основные сочинения. Ноэмы "Очищения" и "О природе" — сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. Отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу). Профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, ..

Дополнительный поиск Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 30 символа