Энциклопедия
(греч. Enkyklios - круг, 'завершенный цикл' дисциплин. Paedia - воспитание, образование, культура) - понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание 'enkyklios paedia' появляется в 1 в. До н.э. У Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. До н.э.), преподававшего, согласно Платону, 'энциклопедические знания'. Во французском языке (как идея) Э. Впервые упоминается Ф.Рабле, упоминавшем о 'кладезях и безднах Э.'. Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза - количественного параметра процесса социализации личности.
В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. - 'Философская жемчужина' Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) - включала 12 частей. Натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. (При этом предполагалась обращенность энциклопедических знании к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо философская первая Э. - Джованни Баттиста Бернардо 'Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков' (Венеция, 1582-1585). В 17 в. 'Философский реперторий' Н.Бурхарди, 'Философский лексикон' Р.
Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин 'Э.', введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны. 1) Э. Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др. (1751-1780). По Д'Аламберу, Э. Излагает 'порядок и последовательность человеческих знаний'. 2) 'Энциклопедия философских наук' Гегеля (1817). (По замечанию Аверинцева, 'будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы 'Опытов' Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией.
Нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор 'Великого зерцала', или Фома Аквинский с обеими своими 'Суммами'.) В современной трактовке Э. Являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. Научных дисциплин 'маргинального', 'пограничного' характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э.
Для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как 'моментальной', 'сиюминутной' характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ризома - в отличие от структурно-одномерного 'словаря' (Эко)..
Дополнительный поиск Энциклопедия
На нашем сайте Вы найдете значение "Энциклопедия" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Энциклопедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 12 символа