Эон

282

(греч. Aion - век) - понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало 'век', 'путь жизни', время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения 'века жизни', понятие 'Э.' приобретает впоследствии значение 'вечности' (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона 'Э. - вечность' окончательно противопоставляется 'времени'. Э. В своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования 'идей' - о нем, согласно Платону, невозможно говорить 'был' или 'будет' - только 'есть'. Аристотель, несколько смягчив противоречие, 'Э. Как жизненный век' - 'хронос', уподоблял Э. Божеству, трансцендирующему как пространство, так и время. В эпоху эллинизма персонифицированный Э.

В качестве божества становится объектом религиозного культа (Э.-Зурван в мистериях Митры). В традициях раннего христианства 'Э.' приобретает новое значение - 'мир', но мир в его временном историческом развертывании - в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. Употреблялось в схожих контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Д.Андреевым). У Х.Л.Борхеса в описании 'Вавилонской лотереи' ('...если лотерея является интенсификацией случая, периодическим введением хаоса в космос, то есть в миропорядок, не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном. Разве не смехотворно, что случай присуждает кому-то смерть, а обстоятельства этой смерти - секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час - неподвластны случаю.

В действительности, число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождая другие. Невежды предположат, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного времени. На самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой') очевидна проблема. Какому же именно времени не нужна бесконечность, а достаточно лишь быть 'бесконечно делимым'. Согласно Делезу, по существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Э. - в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мнению Делеза, 'величие мысли стоиков' и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как совокупности 'изменчивых настоящих' и как 'бесконечного подразделения на прошлое и будущее') одновременно необходимы и взаимоисключаемы.

С точки зрения Делеза, ' ...в одном случае настоящее - это всё. Прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими. Одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае - настоящее - это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которые оно разделено. Именно этот момент без 'толщины' и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее. Э. - это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от настоящего. Есть два времени. Одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлое и будущее.

Одно имеет всегда определенный вид - оно либо активно, либо пассивно. Другое - вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно - циклично. Оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое - чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи. Э. - это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств. Каждое событие в Э. Меньше наимельчайшего отрезка в Хроносе. Но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделяясь в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э. И становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях. Э. - прямая линия, прочерченная случайной точкой.., чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего.

Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие коммуницирует со всеми другими, и все вместе они формируют одно Событие - событие Э., где они обладают вечной истиной. В этом тайна события. Оно существует на линии Э., но не заполняет ее. Вся линия Э. Пробегается 'Вдруг', непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места. /Ср. 'Вдруг' у Платона - это 'atopon', т.е. То, что лишено места -А.Г./. Только Хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает меру. Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. Делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не находя в нем пристанища - События всех событий. Язык непрестанно рождается в том направлении Э., которое устремлено в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается'.

В целом разведение терминов 'хронос' (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте количественных интервалов его) и 'Э.' имело и имеет важное значение для философской традиции Западной Европы. (см. Также Событие, Плоскость.).

Значения в других словарях
Эон

(греч. Aion — век, эпоха) (геол.), промежуток времени геологической истории Земли, в течение которого сформировалась Эонотема. Включает несколько эр геологических (См. Эра геологическая). Длительность последнего — фанерозойского эона (См. Фанерозойский эон) (см. Также Геохронология), по данным изотопных определений, оценивается в 570 млн. Лет.. ..

Эон

ЭОН (греч. Aion - век - эпоха) (в геологии), отрезок времени геологической истории, в течение которого сформировалась эонотема. Объединяет несколько эр.. ..

Эон

Этап. Фанерозой, архей, криптозой. ..

Эон

(от греч. Aion - век, эпоха * a. Aeon, eon. Н. Aon. Ф. Eon. И. Eon) - подразделение геохронологич. Шкалы, отвечающее крупнейшему и принципиально отличному от смежного этапу геол. Развития Земли и органич. Мира (биосферы). Геохронологич. Эквивалент Эонотемы. Разделяется на Эры геологические. Tермин предложен амер. Геологом Дж. Дана в 1875. Bыделяются фанерозойский (длительность 570 + 20 млн. Лет) и криптозойский Э., однако последний ввиду своей длительности (св. 4 млрд. Лет) должен быть разделён ..

Эон

[лат. Aeon от греч. Tucnv — длительный промежуток или период времени], Dana, 1875,— геохронологическое подразделение, объединяющее несколько эр. Общепринятого стратиграфического термина, соответствующего Э., нет, но в лит. Широко вошли назв. Таких подразделений, как криптозои , фанерозой .. ..

Эон

(греч. Aion - век, эпоха), наиб. Кр. Геохронологич. Подразделение, объединяющее неск. Геол. Эр. Стратиграфич. Эквивалент Э.- эонатема. ..

Эон

– век, эпоха – отрезок времени геологической истории, в течение которого сформировалась эонотема, объединяет несколько эр.. ..

Энциклопедия

(греч. Enkyklios - круг, 'завершенный цикл' дисциплин. Paedia - воспитание, образование, культура) - понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание 'enkyklios paedia' появляется в 1 в. До н.э. У Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. До н.э.), преподававшего, согласно Платону, 'энциклопедические знания'. Во французском языке (как идея) Э. Впервые упоминается Ф.Рабле, упом..

Энциклопедия Философских Наук

('Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse', 1817) - третья после 'Феноменологии духа' и 'Науки логики' крупная работа Гегеля, излагающая его систему абсолютного идеализма. Ближайшим поводом к изданию данного 'всеохватывающего обзора философии' явилось стремление автора дать руководство для слушателей его философских чтений, которые он планировал начать в Берлинском университете в осенний семестр 1818. При жизни Гегеля 'Э.Ф.Н.' издавалась трижды - в 1817, 1827 и 1830. Впосле..

Эпиктет

(греч. Epictetus - не имя собственное, а разговорное прозвище раба - 'приобретенный') (50- 125/135/138?) - античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. Явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. Избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - кра..

Эпикур

(341-270 до н.э.) - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы 'Сад Э.'. Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. 'Э. Приветствует Пифокла' (письмо). 'Э. Приветствует Менекея' (письмо). 'Большой обзор' (предназначенный для начинающих). 'Малый обзор', или 'Письмо к Геродоту' (для более подготовленных последователей). '..

Эон

ЭОН (греч. Аion - век) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения "века жизни", понятие "Э." приобретает впоследствии значение "вечности" (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона, "Э. - вечность" окончательно противопоставляется "времени". Э. В своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования "идей" - о нем, согласно Платону, невозможно говорить "был" или..

Эон

(греч. Aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения "века жизни", понятие "Э." приобретает впоследствии значение "вечности" (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона "Э. — вечность" окончательно противопоставляется "времени". Э. В своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования "идей" — о нем, согласно Платону, невозможн..

Эон

(греч.αϊων, «век, вечность»), в мифологических представлениях позднеантичного язычества, испытавшего влияние иранской мифологии, персонификация времени (ср. Зерван). В эпоху распространения в Римской империи культа Митры складывается иконография Э. Мощный старец с львиной головой, скалящей пасть, вокруг тела которого обвилась змея. В эсхатологии иудаизма и христианства термин «Э.» выступает как греч. Передача евр. 'olâm («век») и означает очень продолжительное, но принципиально конечное состояни..

Дополнительный поиск Эон Эон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эон" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 3 символа