Эразм Роттердамский
(Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469-1536) - нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там знакомится с Мором и становится его близким другом. В 1499 в Англии встречает Дж.Колета, видного богослова того времени, который побуждает направить его знания древних языков и литературы на изучение библейских текстов. Э.Р. Сыграл важную роль в подготовке Реформации как критик церкви и ученый-библеист. В 1509 выходит его сатирическое произведение 'Похвала глупости', высмеивающая монашество и настаивающая на важности внутренней духовности. Эта книга, выдержав десятки изданий при жизни Э.Р., становится первым бестселлером новой эпохи.
Другим классическим произведением становится 'Оружие христианского воина' (1503. 23 переиздания в период 1515-1521), в котором Э.Р. Утверждает, что успех в нравственном уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви. Чтение Священного Писания изменяет человека, давая ему новые мотивы для любви к Богу и ближнему. В Базеле в 1516 в типографии Фробена выходит первый печатный греческий текст Нового Завета, подготовленный Э.Р. На основании четырех манускриптов. Таким образом Э.Р. Предоставил возможность всем интересующимся сверить 'Вульгату' (прежнюю версию данного текста) Иеронима с греческим оригиналом. Э.Р. Не примкнул к протестантам, несмотря на свою резкую критику католической церкви.
В силу склада своего характера он искал компромиссное решение и в итоге оказался между католиками и протестантами. Ни те, ни другие не признавали его своим. Окончательный разрыв с протестантским движением вообще и с Лютером в частности произошел после публикации в 1524 произведения Э.Р. 'Диатриба, или рассуждения о свободной воле'. Спустя год Лютер ответил книгой 'О рабстве воли' и тем самым провел резкую грань между гуманизмом и протестантизмом. Э.Р. Считал, что основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли. В противовес этому Лютер утверждал, что воля человека настолько порабощена грехом, что пока Бог по своей благодати не освободит ее, то человек не только не способен уподобиться Христу, но даже стремиться к нему.
В концепции Э.Р. Проявилась оптимистическая вера в неколебимость человеческой природы, созданной по образу Бога. (см. Также ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ (ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ).).
Дополнительный поиск Эразм Роттердамский
На нашем сайте Вы найдете значение "Эразм Роттердамский" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эразм Роттердамский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 19 символа