Бодхидхарма

362

Ум. 528 или 536. Санскр. "Дхарма просветления", "Учение о просветлении".В кит. Транскр.- Путидамо, сокр. Дамо. В чань-буддизме традиционно считается 28-м буд. Патриархом, первым патриархом Чань школы. Личность во многом легендарная, нек-рые исследователи отрицают ее историчность. По преданию, родом из Южн. Индии, принадлежал к варне брахманов или кшатриев, происходил из царской семьи, был третьим наследником царя. Покинув семью, примял буддизм махаянского толка и стал монахом-миссионером. Прибыл в Китай (г. Гуанчжоу) морским путем в конце пер. Правления дин. Лю Сун (420 - 79), по др. Версиям - в 520 или 527. Между 516 - 26 отправился в г. Лоян, где в монастыре Юннинсы проповедовал буд. Учение. Затем ушел в монастырь Шаолиньсы на горе Суншань, где провел девять лет, "непрерывно созерцая каменную стену в сидячей медитации" (цзо чань би гуань), поэтому современники прозвали его "брахманом, созерцающим стену" (би гуань поломэнь).

В общей сложности провел на севере Китая более 40 лет, распространяя учение о "просветлении" (у (4)) и передавая эзотерич. Методы буд. Практики психотренинга. Пользовался большим уважением среди кит. Монахов как "наставник медитации" и знаток буд. Канона, имел много учеников и последователей, среди к-рых наиболее известны Хуэйкэ, Таньлинь, Даоюй и др. Своим преемником и вторым чаньским патриархом назначил Хуэйкэ, передав ему для распространения в качестве осн. Канонич. Текста школы Чань "Ланкаватарасутру" в четырех цзюанях ("свитках"). Наряду с толкованием этой и др. Махаянских сутр (гл. Обр. В традиции йогачары) разработал учение о "двух путях и четырех методах" достижения "просветления". Первый "путь" - "вхождение в принцип" (жу ли) означал осознание того, что все живые существа обладают одной и той же изначально "чистой" (цин (1)) природой, лишь поверхностно "омраченной" (у мин (2)) неведением, поэтому необходимо отбросить все ложные взгляды и вернуться к "истинной реальности" (чжэнь жу) посредством практики "созерцания стены" (би гуань).

Под вторым "путем" - "вхождением в практику" (жу ши) имелось в виду освоение адептом "четырех методов". Охотно принимать все горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред. Следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату. Избавиться от страстей и ни к чему не стремиться. Быть в согласии с Дхармой (см. Фа (1), п. 2), т.е. Учением Будды. Ему приписывается также разработка четырех основополагающих принципов чань-буддизма. "особая передача вне Учения". "не опираться на слова и тексты". "прямое указание на сознание человека". "созерцая свою природу, становиться буддой". Однако новейшие исследования показали, что эти принципы были сформулированы не ранее гер.

Правления дин. Тан (618-907).*Даосюань. Сун гао сэн чжуань (Биографии высоких монахов, сост. В эпоху Сун) // Тайсё синею Дайдзокё (Заново сост. Трипитака гг. Тайсё). Т. 50. Токио, 1 960. Даоюань. Цзиндэ чуань дэн лу (Записи о передаче светильника, сост. В эру Цзиндэ) // Там же. Т. 51. Early Ch'an in China and Tibet. Berk., 1985.H.B. Абаев.

Значения в других словарях
Бо ху тун

"Отчет (о дискуссии в Зале) Белого тигра", "Диспут в Зале Белого тигра". Др. Назв. - "Б.х.т.и." ("Исчерпывающий отчет (о дискуссии в Зале) Белого тигра"), "Б.х.т. Дэ лунь" ("Рассуждения о благодати /добродетели (в Зале) Белого тигра").Энциклопедич. Соч., составленное ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди дин. Вост. Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонич. Лит-ры - "Пяти канонов", "У цзин" (первая состоялась в 51 до н.э. В Пал..

Дополнительный поиск Бодхидхарма Бодхидхарма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бодхидхарма" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бодхидхарма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа