Быть

378

ВЭЙ (1). "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть"Термин кит. Философии, выражающий три осн. Понятия, производные от его трех грамматич. Функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).1. Как связка "делаться", "являться", "быть (чем-либо)" В. Означает процесс, результатами к-рого являются конкр. Состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. Определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово ("(деятельность) для, ради". Ср. Рус. "для, деля" - "дело", лат. Causa - "для") В. Образует этич. Понятие целевой ориентации, прямая дефиниция к-рого также содержится в "Мо-цзы" (гл.40, опр. 75). "В.- это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)".

По-видимому, монеты (см. Мо цзя) первыми придали В. Статус самост. Филос. Понятия, определив его с помощью трех фундамент, категорий. "знание" (чжи (2), см. Чжи - син), "воля" (чжи (3)) и "действие" (син (3)) ("Мо-цзы", гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления В. Была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. До н.э.?)- сам субъект ("Мэн-цзы", III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (В. Во) стало синонимом эгоизма. В совр. Лит-ре термин "В. Во" используется для передачи понятия "вещь – для нас" (Ding-ftlr-uns). "В. Во чжи у".2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" В. Как свои подвиды охватывает. Син (3)- "действие", "поведение", связанное с этич.

Нормативом "должной справедливости" (и (1)) и ши (3)- "дело", "служение", связанное с прагматич. Реализацией "пользы-выгоды" (ли (3)) ("Сюнь-цзы", гл.22).3. В. С оптативным отрицанием у (1), выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у В.), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. Порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматич. (моизм, легизм) позиций. У В. Предполагает, однако, специфич. (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (В. У В.). "Осуществляй недеяние, но не предавайся (ему)" (В. Эр бу ши) ("Дао дэ цзин", 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич.

Импульсов в социальную сферу ("Лунь юй", XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.). "Путь Неба - это осуществление (ши (8)), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это В." ("Цянь фу лунь", 32).*Кобзев А.И. К проблеме знания и действия в традиц. Кит. Философии // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979. Его же. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. Гл. 8. Титаренко М.Л. Древ-некит. Философ Мо Ди, его школа и учение.

М., 1985. С. 149-53. Graham A.C. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Kong - L., 1978. §1.4.32.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Быть

Общеславянское слово индоевропейской природы. Изначальное значение – "расти, пухнуть, разбухать, произрастать", затем – "становиться, быть".. ..

Быть

См. Якобы. ..

Быть

Наст. Нет (кроме 3 л. Ед. Ч. Есть и устар. 3 л. Мн. Ч. Суть). Буд. Бу́ду, бу́дешь. Прош. Был, -ла́, бы́ло (с отрицанием. Не́ был, не была́, не́ было, не́ были). Повел. Будь. Прич. Прош. Бы́вший. Деепр. Бу́дучи. Несов.. ..

Быть

Существовать, составлять, являться, фигурировать, присутствовать, находиться, лежать, красоваться, водиться, иметься, иметь место, обретаться, гнездиться, крыться, оставаться, продолжаться, пребывать, скрываться, попадаться, таиться, заключаться, замечаться, содержаться. Служить чем, играть роль чего.. ..

Быть

Бытие, бытность и пр. См. Бывать.. ..

Быть

Несов. Неперех.1) а) Как семантически самостоятельный глагол означает. 1) иметься, существовать. 2) присутствоватьб) располагаться, размещаться где-л.;в) разг. Находиться на ком-л. (об одежде). 3) посещать кого-л., что-л.;г) разг. Прибывать (о транспорте). 4) происходить, совершаться, случаться. 5) разг. Есть, имеется (при предположительном указании на количество).2) а) Как вспомогательный глагол или глагол-связка употребляется. 1) в составном именном сказуемом (в настоящем времени обычно опуска..

Быть

БЫТЬ наст. Вр. Нет (кроме 3 л. Ед. Есть. Книжн., 3 л. Мн. Суть). Будь, бу́дьте. Был, была́, бы́ло (с отриц. Не́ был, не была́, не́ было, не́ были). Бу́ду, бу́дешь. Бы́вший. Бу́дучи. Нсв.. ..

Быть

Наст. Нет (кроме 3 л. Ед. Ч. Есть и устар. И книжн. 3 л. Мн. Ч. Суть). Был, была, было (не был, не была, не было, не были). Буду, будешь. Будь. Бывший. Будучи. Несов. 1. Жить, существовать. Вопрос. Быть или не быть. Были люди в наше время. Помни о друге, когда его не будет. Прежде в лесу были волки. 2. Наличествовать, иметься, иметь место. Быть беде. Ошибки есть, были и будут. Чему быть, того не миновать (поел). Не всё коту масленица, будет и Великий пост (посл.). Был бы купец, а товар найдётся ..

Быть

Наст. Нет, кроме 3 л. Ед. Ч. Есть и устар. 3 л. Мн. Ч. Суть в нек-рых знач. (см. Эти слова), д. Н. Будучи, прош. Был, была, было (с отриц. Не был, не была, не было), буд. Буду, будешь, пов. Будь, несов. 1. Связка между подлежащим и именным сказуемым (в наст. Вр. Опускается). Я был рабочим. Ты будешь здоровым. Я был болен. Богатырь ты будешь с виду и казак душой. Лермонтов. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Пушкин. Лаврецкому такое множество народу было не по нутру. Тургене..

Быть

Общеславянское слово индоевропейской природы. Изначальное значение – "расти, пухнуть, разбухать, произрастать", затем – "становиться, быть".. ..

Быть

Общеслав. Индоевроп. Характера. Первоначальное значение «расти, произрастать» (ср. Быльем поросло, см. Былинка), затем — «становиться» и «быть, существовать», ср. Бытие.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Быть

Укр. Бу́ти, ст.-слав. Быти, сербохорв. Би̏ти, словен. Bíti, . Чеш. Býti, польск. Być, в.-луж. Być, н.-луж. Byś. Родственно лит. Bū́ti "быть", др.-инд. Bhū́tíṣ, bhūtíṣ, "бытие, хорошее состояние, преуспевание", ирл. Buith "бытие", далее, др.-инд. Bhávati "есть, имеется, происходит", греч. Φύομαι "становлюсь", лат. Fui "я был", futūrus "будущий", гот. Bauan "жить", д.-в.-н. Bûan. См. Бернекер 1, 114 и сл. М. – Э. 1, 359 и сл.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фа..

Буддизм

Философско-религ. Течение, начавшее проникать в Китай на р-же н.э. Из Индии.Процесс адаптации Б. К кит. Культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. Философии и культовой практики.Согласно традиции, основателем Б. Считается инд. Принц Сиддхартха Гаутама (6-5 вв. До н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды - "Просветленного". Б. Зародился в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. Версии, в противовес ему в среде небрахмани..

Бхутататхата

См. Реальность истинная. ..

Ван аньши

Ван Цзефу, Ван Баньшань.1021, Линьчуань, пров. Цзян-си, - 1086, Цзяннин (Нанкин)Гос. Деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсяна), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-76 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ, жизнью. Натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом. Вводились цен..

Ван би

Ван Фусы226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. Пров. Хэнань), - 249Философ, один из родоначальников сюанъ сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. О сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогич. Традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220 - 64). Излагал ориг. Идеи в коммент, к конф. И даос, классике, из к-рых сохранились. "Чжоу и люэ ли" ("Осн. Положения "Чжоу..

Дополнительный поиск Быть Быть

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Быть" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Быть, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа