Ван аньши

381

Ван Цзефу, Ван Баньшань.1021, Линьчуань, пров. Цзян-си, - 1086, Цзяннин (Нанкин)Гос. Деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсяна), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-76 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ, жизнью. Натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом. Вводились централизованное регулирование цен и гос. Ссуды под залог будущего урожая. Сельское население сводилось в иерархию численно упорядоченных соединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями (система ба-оцзя).

Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа (минь) и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации гос-вом ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм. Деятельность В.А. Вызывала сопротивление многих видных его современников, среди к-рых были крупнейшие представители кит. Культуры - Оуян Сю, Сыма Гуан, Су Ши, Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И и др. Эта борьба получила широкое и разноречивое отражение как в идеологич., так и в художеств, лит-ре Китая.Будучи в основе конфуцианской, в части, ориентированной на утопич. Идеал системы '*колодезных полей" (цзЛн тянь), социально-политич. Программа В.А. Включала в себя утилитаристские принципы легизма.

Опору на законы (фа (1)), в особенности карательные ("суровые наказания за малые проступки"), поощрение воинской доблести (у (2), см. Вэнь), отказ от признания абс. Приоритета "древности" (гу (1)) над современностью. Теоретически обосновывая свою программу (предполагавшую также усиление практич. Направленности системы образования и гос. Экзаменов), В.А. Создал "новое учение" (синь сюэ 12), п. 1), основанное на оригинальной интерпретации трех конф. Канонов - "Ши цзина", "Шу цзина" и "Чжоу ли", последний из к-рых в области социально-политич. Идеологии он ставил выше предпочитавшейся тогда конфуцианцами канонич. Летописи "Чунь цю".Из соответствующих экзегетич. Произведений В.А. Сохранился лишь трактат "Чжоу гуань синь и" ("Новый смысл чжоуского управления"), посвященный "Чжоу ли".

В обл. Онтологии вместо сложной комбинаторики 64 гуа "Чжоу и" В.А. Стремился использовать более простую схему "пяти элементов" (у син (1)), содержавшуюся в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), что отражено в его гл. Филос. Соч. - коммент. К этому тексту ("Хун фань чжуань"). Интерес В.А. К даосизму, проявившийся в создании коммент. (чжу) к "Дао дэ цзину" (сохранились фрагменты) и сочувств. Эссе о Чжуан Чжоу, послужил для Чжу Си (12 в.) поводом к упрекам В.А. В подверженности даос, влиянию. Интерпретируя "Дао дэ цзин", В.А. Трактовал дао как общемировую субстанцию, "телесную сущность" (ти (1), см. Ти-юн) к-рой составляет покоящаяся "изнач. Пневма" (юань ци (1)), а "проявление" (юн (2))-движущаяся всенаполняющая (чун) "пневма" (ци |1)).

"Покой" (цзин (2))- "господин движения" (дун, см. Дун - цзин), высшей закономерностью к-рого является "предопределение" (мин ). В мире движущихся и постоянно изменяющихся вещей все проникнуто парами (оу) противоположностей (дуй) по модели инь ян и подчинено бесконечным взаимопорождениям и взаимопреодолениям "пяти элементов", к-рые конкретизировались В.А. В 12 категориях. "времена", "места", "материалы", "пневмы", "индивидуальные природы" (син (1|), "телесные формы" (син (2)), "дела" (ши (3), см. Вэй (1)), "чувства" (цин (2), см. Син (1)), "цвета", "звуки", "запахи", "вкусы". "Дух" (шэнь (1)) способен отрешиться от этой расчлененности и вернуться к изнач. "покою", хотя он и произволен от "телесной формы". Он "рождается от индивид, природы, индивид, природа - от подлинности ("искренности"-чэн (1)), подлинность - от сердца (синь (1))".

В.А. Считал, что "индивид, природа" человека нейтральна по отношению к категориям "добра" и "зла" (см. Син (1)), к-рые приложимы лишь к ее деятельному проявлению - "чувствам". Отсюда он выводил возможность активного педагогич., юридич., экономич. И политич. Воздействия на людей и изменения их привычек, обусловленных "чувствами".Эксперименты В.А. Были прекращены после его отставки, но его социально-политич. Взгляды продолжали оказывать существ. Влияние на мн. Средневек. Кит. Мыслителей, в т.ч. На Ван Янмина (15 - 16 вв.), а в кон. 19 - нач. 20 в. - на реформаторов нового типа Кан Ювэя, Лян Цичао и др. Модернизированный вариант идеологич. Аргументации В.А. - тезис об "огосударствлении" осн. Сфер экономич. И обществ, жизни для ограничения частного "произвола" и во имя блага народа, интересы к-рого неотделимы от интересов надклассового об-ва-гос-ва, присутствует в доктринах ряда политич.

Течений Китая 20 в., прежде всего Гоминьдана и Гос.-социалистич. Партии. Однако распространенные в лит-ре оценки В.А. Как этатиста-социалиста, провозвестника гос. Капитализма исторически некорректны.*Линьчуань сяньшэн вэнь цзи (Собр. Лит. Творений учителя из Линьчуани). Шанхай, 1959. Ван Вэнь-гун цюань цзи (Поли. Собр. Соч. Вана, князя Культуры). Пекин, 1962.**Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. СПб., 1909. Лапина З.Г. Политич. Борьба в средневек. Китае (40 - 70-е гг. XI в.). М., 1970. Позднеева Л. Д. Кит. Преобразователь XI в. В совр. Ему памфлете // ВМУ. Востоковедение. 1970. №1. Хоу Вайлу, Цю Ханьшэн. Вэйучжуичжэ В.А. (Материалист В.А.) // Лиши яньцзю. 1958. №10. WilliamsonH.R. Wang An-shih, a Stateman and Educationalist of the Sung Dynasty. Vol. 1 - 2. L., 1935-7.

Liu T.C.J. Reform in Sung China. Wang An-shih (1021 - 1086), and His New Policies. Camb., 1959. Wang An-shih. Practical Reformer. Ed. By Meskill J. Boston, 1963.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Ван Аньши

ВАН АНЬШИ (1021-86) - китайский реформатор. В 1070-74 и 1075-76 первый министр. Ввел систему государственных ссуд крестьянам, заменил наемное войско армией, комплектуемой путем рекрутского набора, пытался регулировать рыночные цены. Большая часть реформ была отменена в 1085.. ..

Ван Аньши

ВАН АНЬШИ(1021-1086), Ван Цзефу, выдающийся китайский социальный реформатор, государственный деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Родился в Линьчуань в провинции Цзянси в семье мелкого чиновника, уже в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсян), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-1076 проводил реформы, направленные на усиление контроля государства над экономикой и общественной жизнью. Натуральные и трудовые пови..

Бхутататхата

См. Реальность истинная. ..

Быть

ВЭЙ (1). "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть"Термин кит. Философии, выражающий три осн. Понятия, производные от его трех грамматич. Функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).1. Как связка "делаться", "являться", "быть (чем-либо)" В. Означает процесс, результатами к-рого являются конкр. Состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. Определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управлени..

Ван би

Ван Фусы226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. Пров. Хэнань), - 249Философ, один из родоначальников сюанъ сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. О сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогич. Традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220 - 64). Излагал ориг. Идеи в коммент, к конф. И даос, классике, из к-рых сохранились. "Чжоу и люэ ли" ("Осн. Положения "Чжоу..

Ван тинсян

Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань.4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань,- 23.9.1544Философ-неоконфуцианец, гос. Деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. Науками, гл. Обр. Астрономией. Род. В семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530 - 33) и глава цензората (1533 -41), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов...

Дополнительный поиск Ван аньши Ван аньши

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван аньши" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван аньши, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа