Ван тинсян
Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань.4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань,- 23.9.1544Философ-неоконфуцианец, гос. Деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. Науками, гл. Обр. Астрономией. Род. В семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530 - 33) и глава цензората (1533 -41), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Гл. Филос. Произв. В.Т.- сб. Эссе "Шэнь янь" ("Осмотрительные слова"), 13 цзюаней ("свитков"), и "Я шу" ("Переложения классики"), 2 цзюаня.Оставаясь в рамках неоконфуцианства, В.Т. Выступал против обоих его гл.
Направлений. Офиц.- Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы и неофиц.- Лу (Цзююаня) - Ван (Янмина) школы. По онтологич. Взглядам близок к Чжан Цзаю (11 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изнач. Пневму" (юань ци (1)), существовавшую "до рождения Неба (тянь) и Земли (ди (2))", являющуюся "наивысшей вещью (у (3))", корнем и телесным субстратом (ти (1), см. Ти - юн) "принципов" (ли (1)) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун (3)) всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", В.Т. Определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци (1)). "Изнач. Пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по В.Т., тождественна "Великому пределу" и в гносеологич.
Смысле - как пределу познания. Помимо "изнач. Пневмы" В.Т. Выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в к-ром воплощаются "формы" (син (2)) и "принципы" и полностью актуализируется дао.В отличие от ортодокс, конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в обществ, жизни, В.Т. Признавал их изменчивость во времени. "Индивид, природа" (син (1)) человека, по В.Т., неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта "индивид, природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (см. Шэн (1)), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодокс, для конфуцианства положениям учения Мэнцзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв.
До н.э.) и сближает взгляды В.Т. С концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. До н.э.). Исходя из эмпирич. Обусловленности знания, В.Т. Критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма В.Т. Выступал против теологич. Тенденций Дун Чжуншу (2 в. До н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).*В.Т. Чжэсюэ сюаньцзи (Избр. Филос. Соч. В.Т.). Ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965;**Чжу Куйцзюй. В.Т. Дэ жэньшилунь чутань (Введение в гносеологию В.Т.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзи-кань (Сб. Исследований по истории кит. Философии). Вып. 2. Шанхай, 1982. Гэ Жунцзинь. В.Т. // Чжунго гудай чжумин чжэсю цзя пинчжуань (Кри-тич. Биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение).
Кн. 4. Цзинань, 1982. Его же. Мин Цзяцзин чу нянь чжэсюэ шан дэ и чан бянь-лунь (Филос. Спор в первый год (эры) Цзяцзин (эпохи) Мин (1522)) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1982. №4. Его же. В.Т. Дэ юань ци лунь (Теория изнач. Пневмы В.Т.) // Там же. 1983. №4. Чжун Эрцзюй. Лунь В.Т. Дэ чжэсюэ гунсянь цзи ци лиши дивэй (О вкладе В.Т. В философию и его месте в истории) // Там же. 1984. №2.А. И. Кобзсв.
Дополнительный поиск Ван тинсян
На нашем сайте Вы найдете значение "Ван тинсян" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван тинсян, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 10 символа