Высший предок
ШАН-ДИ"Верховный владыка", "Верховный государь", "Высший предок".Категория кит. Культуры. Входящий в сочетание Ш.-д. Иероглиф ди ( 1 ) ("государь", "предок"), возможно, первоначально служил обозначением жертвоприношения, затем - объекта поклонения, к-рому приносились жертвы, в т.ч. (а впоследствии гл. Обр.) предка или предков царствующего дома, включая тотемных. Принято считать, что в эпоху Шан-Инь (16-11 вв. До н.э.) понятие Ш.-д. Стало обозначением первопредка и покровителя всего гос. Образования. После покорения Шан-Инь племенным союзом Чжоу в II в. До н.э. Чжоуский культ Неба (тянь), как полагают, соединился с культом Ш.-д. И это понятие стало синонимом Неба, что отражено в текстах 1-го тыс. До н.э. Начиная с "Хуайнань-цзы" (2 в.
До н.э.), где Ш.-д. Коррелирует с дао, это слово стало использоваться в даосизме применительно к персонификациям высших божеств, сил, а в нач. 12 в. Хуэй-цзун, император, дин. Сун, пожаловал титул Ш.-д. Верховному божеству даос, и нар. Пантеонов Юй-ди (Юй-хуан Ш.-д.). Слово Ш.-д. Применяется для передачи христианского понятия "Бог".Такое использование термина Ш.-д. Было инициативой миссионеров-иезуитов. Они полагали, что в древности китайцы исповедовали монотеизм, схожий с ветхозаветным иудаизмом. Хранителем остатков этой традиции является конфуцианство, а слово Ш.-д. Синонимично еврейскому Яхве (Иегова). Ж.М. Амио даже считал, что начертание состоящего из трех черт первого иероглифа из бинома Ш.-д. - шан (верх, верхний, верховный) демонстрирует знакомство древних китайцев с христианским понятием Святой Троицы.
Представители ордена доминиканцев и др. Противники иезуитов утверждали, что в отличие от христианского Бога - несотворенной и всепроникающей сверхличной первосущности Ш.-д. В кит. Традиции является вторичным порождением универсальной вселенской субстанции. В итоге осн. Кит. Обозначением Бога в католицизме стало слово "Тяньчжу" - "Хозяин Неба" (отсюда кит. Назв. Католицизма - Тяньчжу цзяо, "учение Хозяина Неба").*Шаталов О.В. Представления о Китае в трудах западноевроп. И рус. Миссионеров второй пол. XVIII века. Автореф. Канд. Дне. Л., 1987. Васильев Л.С. Проблемы генезиса кит. Мысли. М., 1989. С. 18. Его же. О Шанди (Шан-ди?) // 22-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1991. Кучера С. Ш.-д. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. Ду Эрвэй. Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Ш.-д.
Чжи бу (Исслед. Древних религий Китая. Проблемы терминов Тянь, дао, Ш.-д.). Тайбэй, 1976..
Дополнительный поиск Высший предок
На нашем сайте Вы найдете значение "Высший предок" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Высший предок, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 13 символа