Бальтасар Грасиан - Карманный Оракул, Или Наука Благоразумия

184

Автор, в строгой последовательности, озаглавив каждый из своих афоризмов, пишетследующее: В нынешнее время личность достигла зрелости. Все достоинства нанизаны на двастержня — натуру и культуру.Для достижения успеха нужно «действовать скрытно»и неожиданно.В основе величия лежат «мудрость и доблесть». Разум и сила —глаза и руки личности.Для преуспеяния в жизни нужно поддерживать в окружающих нуждув себе и достигнуть зрелости путем работы над собой.Опасно и неразумно достигать«победы над вышестоящими», советовать им должно в форме напоминания.Кратчайшийпуть к доброй славе о себе заключается в умении владеть своими страстями и преодолениинедостатков, присущих твоим соотечественникам.Если счастье непостоянно, то славанеизменна, и достичь её можно только школой знаний, общением с тем, у кого можно научиться,которые образуют своеобразную «академию благих и изысканных нравов».Обучаясь,человек постоянно борется с кознями людей.

Поэтому ум проницательный должен учиться«предвидеть происки и отражать все умыслы недоброжелателей».Во всех делах важнособлюдать любезность, она смягчает даже отказ. Грубость вредит всему.Поступки надо совершать,опираясь на мнение людей мудрых, которыми следует окружить себя, либо пользуясь властью, либодружбой. Только благая цель поступков может привести ко многим успехам.Успех делаопределяется разнообразием способов действия, которые нужно менять в зависимостиот обстоятельств, а также прилежания и одаренности. Слава покупается ценой труда. Чтолегко дается, невысоко ценится.Начиная дело, не выкладывай всю предполагаемую выгоду,пусть «действительность превзойдет ожидания».Не каждый человек соответствует времени,в котором он живет, но только мудрому дано понимать это и принадлежатьк вечности.Только благоразумный может быть счастлив в своей добродетелии усердии.Искусство свободной и поучительной беседы важнее, чемназидательность.одним из признаков совершенства является умение преодолеть или скрытьсвой недостаток, обратив его в преимущество.«Управляй своим воображением», умейоставаться проницательным и различай природные склонности людей для того, чтобы использоватьих для своей пользы.Суть величия не количество, а качество, лишь глубина дает истинноепревосходство.

Не стремись к общедоступности, толпа глупа, мыслить трезво дано лишьнемногим.Праведным следует считать лишь такого человека, который всегда на сторонесправедливости, ни толпа, ни тиран не вынудят его изменить ей.В поведении избегайчудачеств и других «неуважительных занятий», слывя человеком, склонным делатьдобро.«Ограничивай себя даже в друзьях» и не требуй от них большего, чем онимогут дать. «Излишество всегда дурно», особенно в общении с людьми. Не насилуй своюнатуру, развивай лучшую из своих способностей, а потом остальные. Обо всем составляй своесуждение, не полагайся на чужие.Умение вовремя отступить так же важно, как вовремянаступить. Непрерывного везения не бывает.Снискать любовь народа трудно, одних достоинствмало, нужно творить благодеяния.

Не восторгаться сверх меры, только прирожденная властностьприводит к власти.Для достижения власти необходимо быть «в речах с большинством,а в мыслях с меньшинством», но не злоупотреблять с расчетоми не показывать антипатии.«Одно из первейших правил благоразумия» —избегать обязательств и сдерживать внешнее проявление чувств. Внутри должно быть больше, чемснаружи, и не обстоятельства должны управлять тобой, а ты ими.Для внутреннегоравновесия «никогда не теряй уважения к себе», т. е. бойся суда внутреннего больше,чем внешнего.Другое важное правило благоразумия — не раздражаться, сочетаярешительность с рассудительностью. Торопись не спеша, а в отваге будьблагоразумен.Для успеха в делах хорошо быть быстрым в решениях, но уметь ждатьудобного случая.Будь разборчив в помощниках, старайся быть первым и избегай огорчений.Неприятных вестей не сообщай, а паче того не слушай.

Лучше пусть другой огорчится теперь,чем ты потом.Правило разумных — идти против правил, когда иначе не завершитьначатое.Не поддавайся прихотям и умей отказывать, но не сразу, пусть остаетсянадежда.Нужно быть решительным в делах, но избегать самодурства, ускользатьиз запутанных ситуаций, например прикинуться непонимающим.Для успеха в деле необходимопредвидение и размышления, при ведении дела следует «быть остроумным, но не слишкомчасто пускать в ход этот прием», чтобы не прослыть пустым человеком. Нужно сохранять меруво всем, хотя иногда небольшой огрех — лучшая рекомендация достоинства.«Лестьопасней ненависти». Разумному больше пользы от недругов, чем глупцуот друзей.«Человек рождается дикарем» и только воспитанием создает личность,целостную в повседневном.

Только познав себя, сможешь властвовать над своими чувствамии жить достойно и долго.«Непроницаемость в познании себя другими» помогаетуспеху. Когда не знают и сомневаются, почитают больше, чем когда знают.О вещах судят«не по их сути, а по виду», в людях чаще довольствуются наружностью.Влюбых ситуациях держись как король, будь велик в деяниях, возвышен в мыслях. «Подлиннаяцарственность в высоте души».Для гармонического развития необходимо «испробоватьразличные занятия» и ни в одном из них не быть надоедливым.Не корчи важнуюперсону, «хочешь покрасоваться — хвались достоинством».Чтобы стать личностью,выбирай друзей по противоположности, во взаимодействии крайностей устанавливаетсяразумная середина.Благоразумно удалиться от дел раньше, чем дела.

Удалятся от тебя. Имейв запасе друзей и должников и избегай соперничества.В делах имей дело с людьмипорядочными, «с подлостью не договоришься». О себе не говори и заслужишьрепутацию учтивого, с которым считаются все.Избегай вражды,, она точит душу, хочешь житьмирно, держись смирно, но не в делах нравственных.В тайне держи свои слабости.Ошибаются все, а «доброе имя зависит от молчания, нежели от поведения.Не жалуйся».Непринужденность — важнейшая природная способность, она украшаетвсе.Не принимай быстрых решений, оттягивай время, это всегда на пользу, при любом исходе.Избегать неурядиц, это давать делам идти своим чередом, особенно в отношенияхс людьми.Умей распознавать «дни неудач» и мириться с ними как с неизбежнымзлом, судьба неизменна.Упрямство против очевидного в делах — зло.

Внешностьобманчива, ведь зло всегда сверху, поэтому имей наперсника, который трезво судит и умеетсоветовать.В искусстве выживания важно иметь «козла отпущения», которому поношениябудут платой за честолюбие.Чтобы придать цену товару, никогда не объявляй егообщедоступным. Все падки на необычное.Чтобы преуспеть, общайся с «выдающимися»,когда преуспел — со средними. Чтобы только сравняться с предшественниками, надо иметь«достоинств вдвое». Даже в приступах безумия сохраняй рассудок. Терпение — залогбесценного покоя. Если не можешь терпеть — «укройся наединес собой».Благоразумно не сострадать неудачнику, предварительно выяснять желания тех,от кого хочешь что-то добиться. В людском мнении твои удачи не замечаются,а неудачу подметит каждый.

Поэтому действуй только наверняка. В этом смысле «половинабольше целого».Иметь важных друзей и уметь их сберечь — важнее, чем иметьденьги.Человек порядочный в драку не спешит — ему есть что терять,он наслаждается не спеша, стремится к основательности, избегает фамильярности, одержанв общении.Не говори всю правду, не всякую правду можно сказать, об одной умолчи радисебя, о другой — ради другого.За высокое место судьба мстит ничтожеством души.Должность придает достоинство внешнее, коему лишь иногда сопутствует достоинствовнутреннее.В делах нельзя «ограничиваться одной попыткой», если она неудачна,то должна научить сделать следующую.Лучшая «отмычка» в любом деле — чужаябеда, умей дожидаться.«Хочешь жить сам, давай жить другим».

Если родина — мачеха,не бойся для достижения успеха покинуть её.Усердие совершает невозможное. «Великиеначинания даже не нужно обдумывать».Никогда не «защищай себя пером», онооставит след и сопернику скорее принесет славу, нежели кару.Лучший прием узнатьчто-либо — притворное недоверие. Нарочитым пренебрежением выманивают самые заветныетайны.Не доверяйся долговечности ни в дружбе, ни во вражде.Будь с видупростодушен, но не простоват, проницателен, но не хитер.Вовремя уступить —победить, не хватает силы — действуй умом.«Язык — дикий зверь», одерживайречь, властвуй собой, не выделяйся «странностями».Не блещи остроумием на чужойсчет — тебя ждет месть.«Не показывай незаконченное деле», гармония тольков целом.Не обольщайся тайной, переданной тебе вышестоящим.

Забудь её, ибо осведомленныхне любят.Умей так просить, чтобы это выглядело услугой. То, что понятно, не ценится.«Беда не приходит одна», поэтому пренебрегать нельзя даже малой бедой.Чтобы потерятьдруга — достаточно неоплатной услуги. Не в силах отдать долг, должник становитсянедругом. «Худшие враги — из бывших друзей». Не жди полной преданностини от кого.«Что все говорят, то либо есть, либо должно быть».Обновляй свойхарактер по природе, а не по должности. Иначе «в 20 лет — павлин,в 30 — лев, в 40 — верблюд, в 50 — змея, в 60 — собака, в 70 —обезьяна, в 80 — ничто».Поступай всегда так, как будто на тебя смотряти ты не сделаешь ошибки.«В 20 лет царит чувство, в 30 — талант, в 40 —разум».В последнем, 300-м афоризме, Грасиан пишет.

«Добродетель — центр всехсовершенств, средоточие всех радостей». «Ничего нет любезней добродетели, ничегоотвратительней порока».

Значения в других словарях
Бальмонтк.д. - Камыши

Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.О чем они шепчут. О чем говорят?Зачем огоньки между ними горят?Мелькают, мигают - и снова их нет.И снова забрезжил блуждающий свет.Полночной порой камыши шелестят.В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.В болоте дрожит умирающий лик.То месяц багровый печально поник.И тиной запахло. И сырость ползет.Трясина заманит, сожмет, засосет."Кого. Для чего. - камыши говорят,Зачем огоньки между нами горят?"Но месяц печальный безмолвно по..

Бальмонтк.д. - Снежинка

Светло-пушистая,Снежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!Дорогой бурноюЛегко проносится,Не в высь лазурную,На землю просится.Лазурь чудеснуюОна покинула,Себя в безвестнуюСтрану низринула.В лучах блистающихСкользит, умелая,Средь хлопьев тающихСохранно-белая.Под ветром веющимДрожит, взметается,На нем, лелеющем,Светло качается.Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено.Но вот кончаетсяДорога дальняя,Земли касается,Звезда кристальная.Лежит пушистая,Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая..

Бальтасар Грасиан - Критикон

В обращении к читателю автор говорит о том, что при создании своего труда ориентировался на то,что более всего ему нравилось в произведениях Плутарха, Апулея, Эзопа, Гомера или Баркли. Пытаясьсочетать столь различные свойства в одном тексте, Грасиан начинает свой роман, состоящий изглав-«кризисов» так.На морском пути из Старого Света в Новый, вблизи острова Святой Елены, отчаянно борется за жизнь,уцепившись за доску, испанец Критило. Ему помогает выбраться на берег статный юноша, который, каквыя..

Банабхатта - Кадамбари

Роман в прозе, оставшийся недописанным и законченный, по преданию, сыном Баны —БхушанойК царю Шудраке приходит девушка из касты неприкасаемых (чандалов) и дарит ему говорящегопопугая. По просьбе Шудраки попугай рассказывает, что, будучи птенцом, он едва спассяот горцев-охотников и нашел убежище в обители мудреца-провидца Джамбади.Джамбали поведал попугаю о его прошлых рождениях, за грехи которых он страдаетв птичьем облике.Некогда в городе Удджайини правил царь Тарапида, долго не имевший детей. ..

Дополнительный поиск Бальтасар Грасиан - Карманный Оракул, Или Наука Благоразумия Бальтасар Грасиан - Карманный Оракул, Или Наука Благоразумия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бальтасар Грасиан - Карманный Оракул, Или Наука Благоразумия" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бальтасар Грасиан - Карманный Оракул, Или Наука Благоразумия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 60 символа