Блез Паскаль - Письма К Провинциалу

239

Настоящие письма являют собой полемику автора с иезуитами, яростными гонителями сторонниковучения голландского теолога Янсения, противопоставлявшего истинно верующих остальной массеформально приемлющих церковное учение. Во Франции оплотом янсенизма стало парижское аббатствоПор-Рояль, в стенах которого Паскаль провел несколько лет.Полемизируя с иезуитами, автор прежде всего исходит из здравого смысла. Первой темой дискуссиистановится учение о благодати, вернее, трактовка этого учения отцами-иезуитами, представляющимиофициальную точку зрения, и сторонниками Янсения. Иезуиты признают, что все люди наделеныдовлеющей благодатью, но, чтобы иметь возможность действовать, им необходима благодатьдейственная, которую Бог посылает не всем.

Янсенисты же считают, что всякая довлеющая благодатьсама по себе действенна, но обладают ею не все. Так в чем же разница. — спрашивает автор, и тут жеотвечает. «И получается, что расхождение с янсенистами у них (иезуитов) исключительно на уровнетерминологии». Тем не менее он отправляется к теологу, ярому противнику янсенистов, задает ему тотже вопрос, и получает вот какой ответ. Не в том дело, дана благодать всем или не всем, а в том, чтоянсенисты не признают, что «праведники имеют способность исполнять заповеди Божий именно так, какмы это понимаем». Где тут до заботы о логике или хотя бы о здравом смысле!Столь же непоследовательны отцы-иезуиты и в рассуждении о деяниях греховных. Ведь еслидействующая благодать — откровение от Бога, через которое он выражает нам свою волю и побуждаетнас к желанию её исполнить, то в чем же расхождение с янсенистами, которые также усматривают вблагодати дар Божий.

А в том, что, согласно иезуитам, Бог ниспосылает действующую благодать всемлюдям при каждом искушении. «если бы у нас при всяком искушении не было действующей благодати,чтобы удержать нас от греха, то, какой бы грех мы ни совершили, он не может быть вменен нам».Янсенисты же утверждают, что грехи, совершенные без действующей благодати, не становятся от этогоменее греховными. Иными словами, иезуиты неведением оправдывают все. Однако давно известно, чтоневедение отнюдь не освобождает совершившего проступок от ответственности. И автор принимаетсяразмышлять, отчего же отцы-иезуиты прибегают к столь изощренной казуистике. Оказывается, ответпрост. У иезуитов «настолько хорошее о себе мнение, что они считают полезным и как бы необходимымдля блага религии, чтобы их влияние распространилось повсюду».

Для этого они избирают из своейсреды казуистов, готовых всему найти пристойное объяснение. Так, если к ним приходит человек,пожелавший вернуть неправедно приобретенное имущество, они похвалят его и укрепят в сембогоугодном деле. Но если к ним придет другой человек, который ничего не хочет возвращать, ножелает получить отпущение, они равно найдут резоны дать отпущение и ему. И вот, «посредствомтакого руководства, услужливого и приноравливающегося», иезуиты «простирают свои руки на весьмир. Для оправдания своего лицемерия они выдвинули доктрину вероятных мнений, состоящую в том, чтона основании должных рассуждений ученый человек может прийти как к одному выводу, так и к другому,а познающий волен следовать тому мнению, которое ему больше понравится.

«Благодаря вашимвероятным мнениям у нас полная свобода совести», — насмешливо замечает автор. А как казуистыотвечают на заданные им вопросы. «Мы отвечаем то, что нам приятно, или, вернее, что приятно тем, ктонас спрашивает». Разумеется, при таком подходе иезуитам приходится изобретать всяческие уловки,чтобы уклониться от авторитета Евангелия. Например, в Писании сказано. «От избытка вашего давайтемилостыню». Но казуисты нашли способ освободить богатых людей от обязанности давать милостыню,по-своему объяснив слово «избыток». «То, что светские люди откладывают для того, чтобы возвыситьсвое положение и положение своих родственников, не называется избытком. Поэтому едва ликогда-нибудь окажется избыток у людей светских и даже у королей».

Столь же лицемерны иезуиты и всоставлении правил «для людей всякого рода», то есть для духовенства, дворянства и третьегосословия. Так, например, они допускают служение обедни священником, впавшим в грех беспутства,исключительно на основании того, что, если нынче со всей строгостью «отлучать священников оталтаря», служить обедни будет буквально некому. «А между тем большое число обеден служит к большейславе Бога и к большей пользе для души». Не менее гибки и правила для слуг. Если, к примеру, слугавыполняет «безнравственное поручение» своего господина, но делает это «только ради временнойвыгоды своей», таковой слуга с легкостью получает отпущение. Оправдываются также и кражиимущества хозяев, «если другие слуги того же разряда получают больше в другом месте».

При этомавтор насмешливо замечает, что в суде подобная аргументация почему-то не действует.А вот как отцы-иезуиты «соединили правила Евангелия с законами света». «Не воздавайте никомузлом за зло», — гласит Писание. «Из этого явствует, что человек военный может тотчас же начатьпреследовать того, кто его ранил, правда, не с целью воздать злом за зло, но для того, чтобысохранить свою честь». Подобным образом они оправдывают и убийства — главное, чтобы не былонамерения причинить зла противнику, а только желание поступить себе во благо. «следует убиватьлишь когда это уместно и имеется хорошее вероятное мнение». «Откуда только берутся подобныеоткровения!» — в растерянности восклицает автор. И мгновенно получает ответ.

От «совсем особенныхозарений».Столь же своеобразно оправдывается и воровство. «Если встретишь вора, решившегося обокрастьбедного человека, для того, чтобы отклонить его от этого, можно указать ему какую-нибудь богатуюособу, которую он может обокрасть вместо того». Подобные рассуждения содержатся в труде подназванием «Практика любви к ближнему» одного из авторитетнейших иезуитов. «Любовь эта,действительно, необычна, — замечает автор, — спасать от потери одного в ущерб другому». Не менеелюбопытны рассуждения иезуитов о людях, занимающихся ворожбой. Должны ли они возвращать деньгисвоим клиентам или нет. «Да», если «гадатель несведущ в чернокнижии», «нет», если он «искусныйколдун и сделал все, что мог, чтобы узнать правду».

«Таким способом можно заставить колдуновсделаться сведущими и опытными в их искусстве», — заключает автор. Его же оппонент искренневопрошает. «Разве не полезно знать наши правила?»Следом автор приводит не менее любопытные рассуждения из книги отца-иезуита «Сумма грехов»:«Зависть к духовному благу ближнего есть смертный грех, но зависть к благу временному толькопростительный грех», ибо вещи временные ничтожны для Господа и его ангелов. Здесь же помещенооправдание соблазнителя. «девица владеет своей девственностью так же, как своим телом», и «можетрасполагать ими по усмотрению».Поразительное новшество являет собой и учение о «мысленных оговорках», позволяющихлжесвидетельствовать и давать ложные клятвы. Оказывается, достаточно после того, как скажешьвслух.

«Клянусь, что не делал этого», прибавить тихо «сегодня» или же нечто подобное, «словом,придать речам своим оборот, который придал бы им человек умелый».Не менее резво справляются иезуиты и с церковными таинствами, требующими от прихожанинадушевных и иных усилий. Например, можно иметь двоих духовников — для грехов обычных и для грехаубийства. Не отвечать на вопрос, «привычен ли грех», в котором каешься. Духовнику же достаточноспросить, ненавидит ли кающийся грех в душе, и, получив в ответ «да», поверить на слово и датьотпущение. Следует избегать греха, но если обстоятельства влекут вас к нему, то прегрешениеизвинительно. И, совершеннейше переворачивая с ног на голову все представления о порядочности,иезуиты исключают из числа отвратительнейших грехов клевету.

«Клеветать и приписывать мнимыепреступления для того, чтобы подорвать доверие к тем, кто дурно говорит о нас, — это толькопростительный грех», — пишут они. Учение это столь, широко распространилось среди членов ордена,отмечает автор, что всякого, кто рискнет оспорить его, они называют «невеждой и дерзким». И сколькоистинно благочестивых людей стало жертвой клеветы этих недостойных учителей!«Не беритесь же больше изображать наставников. Нет у вас для этого ни нравственных, ниумственных способностей», «оставьте церковь в покое», — призывает своих оппонентов автор. Те же вответ обрушиваются на него с обвинениями в ереси. Но какие доказательства приводят возмущенныеотцы-иезуиты. А вот какие. Автор «из членов Пор-Рояля», аббатство Пор-Рояль «объявленоеретическим», значит, автор тоже еретик.

«Следовательно, — заключает автор, — вся тяжесть этогообвинения падает не на меня, а на Пор-Рояль». И он вновь яростно бросается в бой в защиту веры,возвышающей дух человеческий. «Бог изменяет сердце человека, изливая в душу его небеснуюсладость, которая, превозмогая плотские наслаждения, производит то, что человек, чувствуя, с однойстороны, свою смертность и свое ничтожество и созерцая, с другой стороны, величие и вечность Бога,получает отвращение к соблазнам греха, которые отлучают его от нетленного блага. Обретая высшуюсвою радость в Боге, который привлекает его к себе, он неуклонно влечется к нему сам, чувствомвполне свободным, вполне добровольным»..

Значения в других словарях
Бичер-стоуг. - Хижина Дяди Тома

Действие романа происходит в начале 1850-х гг. В США. Открывается он разговором «доброго» плантатора Шелби с работорговцем Гейли, которому он хочет продать своего лучшего негра дядю Тома в уплату долгов. Разглагольствуя о гуманизме, понимаемом весьма своеобразно, Гейли выражает точку зрения многих работорговцев. Не следует, полагает он, продавать ребенка на глазах у матери, чтобы не было лишних слез и, таким образом, не портился товар. Не стоит также сильно их пороть, но и носиться особо не стои..

Блез Паскаль - Мысли

«Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способенк добру», «пусть презирает себя, ибо способность к добру остается в немвтуне»…«Ум сугубо математический будет правильно работать, только если емузаранее известны все определения и начала, в противном случае он сбивается с толкуи становится невыносимым». «Ум, познающий непосредственно, не способен терпеливодоискиваться первичных начал, лежащих в основе чисто спекулятивных, отвлеченных понятий,с которыми он не сталкивается в ..

Бо Синцзянь - Повесть О Красавице Ли

В стародавние времена подрастал в семье знатного сановника сын, юноша необычайныхдарований. Отец гордился им.Пришла пора отправляться на государственные экзамены в столицу. Юноша въехал в Чанъаньчерез ворота квартала увеселений и тотчас заприметил возле одного из домов красавицу.Похоже, и та отметила молодца. От людей наш герой узнал, что девица Ли жадна и коварна,но все-таки свел с ней знакомство. И она его прямо околдовала. Поселились они вместе. Юношазабросил друзей, занятия, знай по театраль..

Богомолов В.о. - В Августе Сорок Четвертого

В. О. Богомолов В августе сорок четвёртого Летом 1944 г. Нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная часть Литвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских агентов, разрозненных групп немецких солдат, банд, подпольных организаций. Все эти нелегальные силы действовали внезапно и жестоко. На их счету уже было много убийств и других преступлений, кроме того, в задачи подпольных организаций входил сбор и передача немцам сведений о Красной Армии. 13 августа неизвестная ра..

Дополнительный поиск Блез Паскаль - Письма К Провинциалу Блез Паскаль - Письма К Провинциалу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Блез Паскаль - Письма К Провинциалу" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Блез Паскаль - Письма К Провинциалу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 35 символа