Валентин Катаев - Растратчики

205

Курьер Никита поставил перед главбухом Филиппом Степановичем Прохоровым стакан чаю, но не ушел.Ему явно хотелось поговорить.Газеты были полны сообщениями о растратах и растратчиках и повальном в Москве бегстве их отправосудия. Даже в доме на Мясницкой, где располагается их контора, из шести учреждений пять ужерастранжирили денежки. «Одни мы нерастраченными на весь дом остались», — заключил Никита.Филипп Степанович отмахнулся. Он отличался умеренностью и усердием в служебных делах, асчетно-финансовой деятельностью занимался со времен окончания русско-японской войны. При всемтом в его характере была, хотя почти и незаметная, авантюристическая жилка. Было и безобидноевысокомерие, родившееся давным-давно, когда он прочел в великосветском романе фразу.

«Граф Гвидовскочил на коня…»Часа в три главбух заглянул к кассиру Ванечке. Завтра надо будет выплатить сотрудникамжалованье. Придется сходить в банк и получить тысяч двенадцать. Никита, услышав это, отправился засослуживцами. Когда те получили деньги, он потребовал выдать зарплату ему и, по доверенности,уборщице Сергеевой. Сделать же это удобно в тихой столовой за углом. Выпили пивка и закусили.Ванечка сбегал за водкой, так что потом главбух не хотел уже расставаться с кассиром и пригласилего к себе домой.Яниночка, жена, встретила нагруженных кульками гуляк отчаянной руганью. Под звон оплеух и визгжены Филипп Степанович и Ванечка ринулись из квартиры, наняли извозчика и очутились на Страстной,откуда уже с девицами отправились в ближайшие номера.

Наутро, впрочем, друзья проснулись не вномерах, а в купе поезда, подъезжающего к Ленинграду. Изабелла рассказала, что билеты купилнеожиданно появившийся Никита, что Ванечкина спутница сбежала в Клину, но в Ленинграде емунайдется новая подруга.Запершись в уборной, мужчины пересчитали наличность. Тысячи трехсот как не бывало. «Что жебудет?» — обомлел Ванечка. Главбух, неожиданно даже для себя, подмигнул. «Ничего не будет. Едемсебе и едем». Из глубин памяти выплыло. «Граф Гвидо вскочил на коня…»В Ленинграде поселились в гостинице «Гигиена». Изабелла привела обещанную кассиру девицу,костлявую, ленивую и чудовищно высокую. Вчетвером они кутили, играли в карты и рулетку. Огромныеденьги давали ощущение дешевизны и доступности наслаждений.

Однако хотелось «обследовать» городбез спутниц.Им удалось ускользнуть от них и отправиться на извозчике по Невскому, к Медному всаднику, нанабережные, к Зимнему… Филипп Степанович был потрясен. Ванечку мучило нетерпение скорее«дообследовать» город и познакомиться с бывшими княгинями. Извозчик отвез их в «Бар», что приЕвропейской гостинице, откуда уже в сопровождении элегантного молодого человека они отбыли наавтомобиле в «высшее общество».В голубой гостиной особняка на Каменноостровском были генералы в эполетах, дамы, сановники,кавалергарды, девушки в бальных платьях. По голубому ковру расхаживал император Николай Второй.Он поздоровался и осведомился. «Водки. Пива. Шампанского. Или прямо в девятку?»Филипп Степанович покачнулся и медленно произнес.

«Оч-ч-ень приятно. Я граф Гвидо со своимкассиром Ванечкой». Кассир в это время уже знакомился с девушкой. «Вы, извиняюсь, княгиня?» — «Свашего позволения — княжна».…Графа Гвидо вызволила из особняка Изабелла, через подруг вызнавшая, куда увезли её спутников.Ванечки же в особняке не оказалось. Он отправился с княжной, долго колесил по ресторанам. В концеконцов они остановились возле деревянного домика. Спутница потребовала деньги вперед и повелаего в каморку. Из-за ситцевого полога слышался громкий храп. Это спала бедная больная мамочка —княгиня. Девушка потребовала еще сто червонцев, но до себя так и не допустила. «Не прикасайтесь,сначала сходите в баню!» Из-за ситцевой занавески вышел детина в подштанниках и вышвырнул кассирана улицу.В гостинице «Гигиена» человек, назвавшийся уполномоченным какого-то Цехомкома, сманилмосквичей в провинцию.

Уж если обследовать, так обследовать. В поезде затеялась игра в девятку, иглавбух продулся бы в дым, но в городе Калинове Прохоров и Ванечка сбежали с поезда. В тридцативерстах была родная деревня кассира. Самогон лился рекой в избе вдовы Клюквиной, очень скоро,однако, догадавшейся, откуда у сына деньги. Столь же догадливым оказался и председательсельсовета. Пришлось бежать. Очнулись в поезде, невесть куда идущем. Соседом был солидного вида,необыкновенно аккуратный и обходительный гражданин — инженер Шольте. Выслушав сетования друзейна отсутствие достойных обследования объектов как в Ленинграде, так и в провинции, онпоинтересовался, много ли у них средств. Двенадцать тысяч он назвал суммой, на которую можнополовину земного шара обследовать, в том числе Крым и Кавказ.

Оказалось, что он тоже уже четыремесяца «обследует». Шольте очень удивился, что они так ничего и не повидали. Вот сейчас будетХарьков, пусть пересаживаются на поезд до Минвод и…У кассы друзья обнаружили, что денег уже нет даже на возвращение в Москву. Пришлось продатьпальто…В марте из здания губернского суда под конвоем вывели Филиппа Степановича и Ванечку. Никите,оказавшемуся поблизости, Ванечка показал растопыренную пятерню — пять лет..

Значения в других словарях
Валентин Катаев - Алмазный Мой Венец

Эта книга — не роман, не повесть, не лирический дневник и не мемуары.Хронологические связи заменены здесь ассоциативными, а поиски красоты — поискамиподлинности, какой бы плохой она ни казалась. Это мовизм (от «мове» — плохо). Этосвободный полет фантазии, порожденный истинными происшествиями. Поэтому почти никто не названздесь своим именем, а псевдоним будет писаться с маленькой буквы, кроме Командора.Моезнакомство с ключиком (Ю. Олеша) состоялось, когда мне было семнадцать, ему пятнадцать,поздн..

Валентин Катаев - Белеет Парус Одинокий

Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался вОдессу.Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морскоепространство. На память пришли строки. «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом…»И все же главное очарование моря составляла для девятилетнего мальчика не живописность его, аисконная таинственность. Фосфорическое свечение, скрытая жизнь глубин, вечное движение волн…Полным тайны было и видение взбунтовавшегося..

Валентин Катаев - Уже Написан Вертер

…Он спит, и ему видится, что он на дачном полустанке и ему надо перейти полотно, на которомостановился поезд. Нужно подняться, пройти через тамбур, и окажешься на другой стороне. Однако онобнаруживает, что другой двери нет, а поезд трогается и набирает ход, прыгать поздно, и поездуносит его все дальше. Он в пространстве сновидения и понемногу как будто начинает припоминатьвстречающееся на пути. И это высокое здание, и клумбу петуний, и зловещий, темного кирпича гараж. Уворот его стоит человек, п..

Валентин Распутин - Живи И Помни

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войнывозвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретятс распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настенахотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколькопримет. Любит ли она его. Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не былитакими уж счастливыми, но она очень предана св..

Дополнительный поиск Валентин Катаев - Растратчики Валентин Катаев - Растратчики

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Валентин Катаев - Растратчики" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Валентин Катаев - Растратчики, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 29 символа