Генри Лонгфелло - Песнь О Гайавате

237

Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь оГайавате. «О его рожденье дивном, / О его великой жизни. / Как постился и молился, / Как трудилсяГайавата, / Чтоб народ его был счастлив, / Чтоб он шел к добру и правде».Верховное божество индейцев, Гитчи Манито — Владыка Жизни, — «сотворивший все народы»,начертавший пальцем русла рек по долинам, слепил из глины трубку и закурил её. Увидевподнимавшийся к небу дым Трубки Мира, собрались вожди всех племен. «Шли Чоктосы и Команчи, / ШлиШошоны и Омоги, / Шли Гуроны и Мэндэны, / Делавэры и Могоки, / Черноногие и Поны, / Оджибвеи иДакоты».Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться и жить, «как братья», и предрекаетпоявление пророка, который укажет им путь к спасению.

Повинуясь Владыке Жизни, индейцыпогружаются в воды реки, смывают боевые краски, закуривают трубки и пускаются в обратный путь.Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином Западного Ветра,другие же ветра отдает детям. Восточный — Вебону, Южный — Шавондази, Северный — зломуКабибонокке.«В незапамятные годы, / В незапамятное время» прямо с месяца упала на цветущую долину прекраснаяНокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала её Веноной. Когда дочьвыросла, Нокомис не раз предостерегала её от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась матери. «Иродился сын печали, / Нежной страсти и печали, / Дивной тайны — Гайавата».Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя.

Гайавату вырастила и воспиталабабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы,отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой сМэджекивисом и вынуждает его отступать. После трехдневного сражения отец просит Гайаватупрекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к своемународу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его послесмерти владыкой Северо-Западного ветра.В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами облаге и счастье всех племен и народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, сзолотистыми кудрями и в зелено-желтых одеждах.

Три дня Гайавата борется с.посланником ВладыкиЖизни. На третий день он побеждает Мондамина, хоронит его и затем не перестает навещать его могилу.Над могилой один за другим вырастают зеленые стебли, это иное воплощение Мондамина — кукуруза,пища, посланная людям Гитчи Манито.Гайавата строит пирогу из березовой коры, скрепляя её корнями тэмрака — лиственницы, делая рамуиз ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другомсилачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил её от коряг и мелей. В заливеГитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра — Мише-Наму.Мише-Нама проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы, изо всех силстискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает.

Затем Гайавата побеждает злоговолшебника Меджисогвона — Жемчужное Перо, которого охраняют страшные змеи.Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в честьжениха и невесты танцует красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поет нежную песню,а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнаженной, иона послушно, «без смущенья и без страха» повинуется. Гаиавата же ловит Царя-Ворона, Кагаги,осмелившегося привести стаю птиц на посевы, и для острастки привязывает его на кровле своеговигвама.Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать их».Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и топят в водахГитаи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса.

Гайавата от горя заболевает, и егоисцеляют с помощью заклинаний и магических плясок.Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и безжалостно ихобыгрывает. Затем, раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис разоряетего вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за По-Пок-Кивисом. А тот, убегая,оказывается на бобровом плотине и просит бобров превратить его в одного из них, только больше ивыше всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождем. Тут на плотине появляетсяГаиавата. Вода прорывает плотину, и бобры поспешно скрываются. По-Пок-Кивис же не можетпоследовать за ними из-за своих размеров. Но Гайавате удается лишь поймать его, но не убить.

ДухПо-Пок-Кивиса ускользает и вновь принимает облик человека. Убегая от Гайаваты, По-Пок-Кивиспревращается в казарку, только больше и сильнее, чем все остальные. Это и губит его — он несправляется с ветром и падает на землю, но снова бежит, и Гайавате удается справиться со своимврагом, только призвав на помощь молнию и гром.Гайавата лишается еще одного своего друга — силача Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшиеему в темя «голубой еловой шишкой», в то время как он плыл в пироге по реке.Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты появляются призраки — две женщины. Они мрачно сидятв углу вигвама, не говоря ни слова, лишь хватают лучшие куски пиши. Так проходит много дней, и вотоднажды Гайавата просыпается среди ночи от их вздохов и плача.

Женщины рассказывают, что они —души мертвых и явились с островов Загробной Жизни, чтобы наставить живущих. Не нужно мучитьумерших бесплодной скорбью и призывами вернуться назад, не нужно класть в могилы ни мехов, ниукрашений, ни глиняных чаш — только немного пищи и огня в дорогу. Четыре дня, пока душа добираетсядо страны Загробной Жизни, надо жечь костры, освещая ей путь. Затем призраки прощаются с Гайаватойи исчезают.В селеньях индейцев начинается голод. Гайавата отправляется на охоту, но безуспешно, а Миннегагаслабеет день ото дня и умирает. Гайавата, исполненный скорби, хоронит жену и четыре ночи жжетпогребальный костер. Прощаясь с Миннегагой, Гайавата обещает скоро встретиться с ней «в царствесветлого Понима, / Бесконечной, вечной жизни».В селенье возвращается из далекого похода Ягу и рассказывает, что видел Большое Море и крылатуюпирогу «больше целой рощи сосен».

В этой лодке Ягу видел сто воинов, лица которых были выкрашеныбелой краской, а подбородки покрыты волосами. Индейцы смеются, считая рассказ Ягу очереднойнебылицей. Не смеется только Гайавата. Он сообщает, что ему было видение — крылатый челн ибородатые бледнолицые чужеземцы. Их следует встретить с лаской и приветом — так велел ГитчиМанито.Гайавата рассказывает, что Владыка Жизни открыл ему будущее. Он видел «густые рати» народов,переселяющихся на Запад. «Разны были их наречья, / Но одно в них билось сердце, / И кипела неустанно /Их веселая работа. / Топоры в лесах звенели, / Города в лугах дымились, / На реках и на озерах / Плыли смолнией и громом / Окрыленные пироги».Но открывшееся Гайавате будущее не всегда лучезарно.

Он видит и индейские племена, гибнущие вборьбе друг с другом.Гайавата, а за ним и остальные индейцы, приветливо встречают приплывших на лодке бледнолицых иприобщаются к истинам, которые провозглашает наставник бледнолицых, «их пророк в одежде черной»,— к началам христианской религии, рассказам «о Святой Марии-Деве, / О её предвечном Сыне».Гости Гайаваты засыпают в его вигваме, истомленные жарою, а сам он, простившись с Нокомис и сосвоим народом и завещая внимать мудрым наставлениям присланных из царства света гостей, уплываетв своей пироге на Закат, в Страну Понима, «к Островам Блаженных — в царство / Бесконечной, вечнойжизни!».

Значения в других словарях
Генри Джеймс - Письма Асперна

Исследователь творчества великого поэта Джеффри Асперна приезжает в Венецию, чтобыпознакомиться с его бывшей возлюбленной Джулианой Бордеро, которая живет с незамужнейплемянницей Тиной в большом доме и ни с кем не общается. У Джулианы есть письмаАсперна, которыми герой рассказа мечтает завладеть, но она прячет их от всехи пресекает всякие попытки биографов и почитателей Асперна завязать с ней знакомство.Зная, что она живет в бедности, герой решает снять у нее несколько комнат. Одержимый мысльюза..

Генри Дэвид Торо - Уолден, Или Жизнь В Лесу

В этой книге Торо описывает свою собственную жизнь, тот её период, когда он в течениедвух лет один жил на берегу Уолденского пруда в Конкорде, штате Массачусетс, а кроме того,делится своими соображениями о смысле бытия и о наиболее рациональном способе совмещениядуховной деятельности с обеспечением необходимых материальных условий жизни.Хижина, которую он выстроил собственными руками, стоит в лесу на расстоянии милиот всякого жилья. Пропитание он добывает исключительно трудом своих рук. Пользует..

Генри Лоусон - Шапка По Кругу

Основными героями рассказов Генри Лоусона являются простые австралийцы, в основном людифизического труда. В рассказе «Шапка по кругу» автор повествует о стригале овец БобеБрасерсе по прозвищу Жираф. Это высоченный парень, ростом приблизительно шесть футов три дюйма.Сложен он нескладно, и лицо у него бурого цвета. Его часто видят обходящим людейсо своей старой шапкой в руках. Эту шапку, которую друзья прозвали «капустная пальма»,он использует, чтобы собирать деньги на то или иное доброе дело. Так..

Генри Миллер - Тропик Рака

Опытным полем, на котором развертывается парадоксальное и противоречивое течение однойчеловеческой жизни — жизни неимущего американца в Париже рубежа 1920—1930-хгг., — становится, по существу, вся охваченная смертельным кризисом западная цивилизацияXX столетия.С Генри, героем книги, мы впервые сталкиваемся в дешевых меблирашкахна Монпарнасе на исходе второго года его жизни в Европе, куда его привело непреодолимоеотвращение к регламентированно-деловому, проникнутому духом бескрылого практицизмаи ..

Дополнительный поиск Генри Лонгфелло - Песнь О Гайавате Генри Лонгфелло - Песнь О Гайавате

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Генри Лонгфелло - Песнь О Гайавате" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Генри Лонгфелло - Песнь О Гайавате, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 34 символа