Еврипид - Ифигения В Тавриде

214

Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, котороечтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышлииз обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная, как их Артемида-охотница.У них был миф, при завязке и при развязке которого стояла Артемида, и оба раза —с человеческим жертвоприношением, — правда, мнимым, несовершившимся. Завязка этого мифа былана греческом берегу, в Авлиде, а развязка — на скифском берегу, в Тавриде.А между завязкой и развязкой протянулась одна из самых кровавых и жестоких историйгреческой мифологии.У великого аргосского царя Агамемнона, главного вождя греческой рати в Троянской войне,была жена Клитемнестра и было от нее трое детей.

Старшая дочь Ифигения, средняя дочь Электраи младший сын Орест. Когда греческая рать отплывала в поход на Трою, богиня Артемидапотребовала, чтобы Агамемнон принес ей в жертву свою дочь Ифигению. Агамемнон сделал это;как это произошло, Еврипид показал в трагедии «Ифигения в Авлиде». В последнеемгновение Артемида сжалилась над жертвой, подменила девушку на алтаре ланью, а Ифигениюумчала на облаке в далекую Тавриду. Там стоял храм Артемиды, а в храме хранилосьдеревянное изваяние богини, будто бы упавшее с небес. При этом храме Ифигения стала жрицей.Из людей никто не видел и не знал, что Ифигения спаслась. Все думали, что онапогибла на алтаре. Мать ее Клитемнестра затаила за это смертную ненавистьк мужу-детоубийце.

И когда Агамемнон воротился победителем с Троянской войны, она, мстяза дочь, убила его своей рукой. После этого сын ее Орест с помощью сестры своей Электры, мстяза отца, убил родную мать. После этого богини кровной мести Эриннии, мстя за Клитемнестру,наслали на Ореста безумие и гнали его в муках по всей Греции, пока его не спасли богАполлон и богиня Афина. В Афинах был суд между Эринниями и Орестом, и Орест былоправдан. Обо всем этом подробно рассказал Эсхил в своей трилогии «Орестея».Не рассказал он только об одном. Во искупление вины Орест должен был совершить подвиг:добыть в далекой Тавриде кумир Артемиды и привезти его в афинскую землю. Помощником емубыл его неразлучный друг Пилад, женившийся на сестре его Электре.

Как совершили Орести Пилад свое дело и как при этом Орест нашел свою сестру Ифигению, которую считал давнопогибшей, — об этом Еврипид написал трагедию «Ифигения в Тавриде».Действие — в Тавриде перед храмом Артемиды. Ифигения выходит к зрителями рассказывает им, кто она такая, как спаслась в Авлиде и как служит теперь Артемидев этом скифском царстве. Служба тяжела. Всех чужеземцев, каких занесет сюда море, здесь приносятв жертву Артемиде, и она, Ифигения, должна готовить их к смерти. Что с ее отцом,матерью, братом, она не знает. А сейчас ей приснился вещий сон. Рухнул аргосский дворец, средиразвалин стоит одна лишь колонна, и она обряжает эту колонну так, как обряжают здесьчужеземцев перед жертвой. Конечно, эта колонна — Орест.

А предсмертный обряд толькои может значить, что он умер. Она хочет его оплакать и уходит позвать для этого своихприслужниц.Пока сцена пуста, на нее выходят Орест с Пиладом. Орест жив, и он в Тавриде. Имназначено похитить кумир вот из этого храма, и они присматриваются, как туда проникнуть.Они сделают это ночью, а день переждут в пещере у моря, где спрятан их корабль. Туда онии направляются, а на сцену возвращается Ифигения с хором прислужниц. Вместе с нимиона оплакивает и Ореста, и злой рок своих предков, и свою горькую долю на чужбине.Вестник прерывает их плач. Только что на морском берегу пастухи схватили двухчужеземцев. Один из них бился в припадке и заклинал преследовательниц Эринний, а другойпытался помочь ему и защитить его от пастухов.

Обоих отвели к царю, и царь приказалобычным чином принести их в жертву Артемиде. Пусть Ифигения приготовится к положенномуобряду. Ифигения в смятении. Обычно эта служба при кровавой жертве в тягость ей. Но сейчас,когда сон сказал ей, что Орест погиб, сердце ее ожесточилось и она почти радуетсяих будущей казни. О, зачем не занесло сюда виновников Троянской войны — Елену и Менелая!Хор горюет о далекой родине.Вводят пленников. Они молоды, ей жаль их. «Как тебя зовут?» — спрашивает она Ореста. Он мрачномолчит. «Откуда ты?» — «Из Аргоса». — «Пала ли Троя. Уцелела ли виновница Елена?а Менелай. А Одиссей. А Ахилл. А Агамемнон. Как. Он погиб от жены. А она от сына!а сын — жив ли Орест?» — «Жив, но в изгнанье — всюду и нигде». — «О счастье.

Сон мойоказался ложным». — «Да, лживы сны и лживы даже боги», — говорит Орест, думая о том, как онипослали его за спасением, а привели на смерть.«Если вы из Аргоса, то у меня к вам просьба, — говорит Ифигения. — У меня есть письмона родину. Я пощажу и отпущу одного из вас, а он пусть передаст письмо, комуя скажу». И она уходит за письмом. Орест и Пилад начинают благородный спор, комуиз них остаться в живых. Орест велит спастись Пиладу, Пилад — Оресту. Орест пересиливаетв споре. «Я погубил мать, неужели я должен погубить еще и друга. Живи, помни обо мнеи не верь лживым богам». «Не гневи богов, — говорит ему Пилад, — смерть близка, но ещене наступила». Ифигения выносит писчие дощечки. «Кто повезет их?» — «Я, — говорит Пилад.

—Но кому?» — «Оресту, — отвечает Ифигения. — Пусть он знает, что сестра его Ифигенияне погибла в Авлиде, а служит Артемиде Таврической. Пусть придет и спасет меняот этой тяжкой службы». Орест не верит своим ушам. «Я должен передать это письмо Оресту. —переспрашивает Пилад. — Хорошо. Передаю!» — и он вручает писчие дощечки товарищу. Ифигенияне верит своим глазам. «Да, я твой брат Орест. — кричит Орест. — Я помню тканное тобойпокрывало, где ты изобразила затмение солнца, и прядь волос, которую ты оставила матери,и прадедовское копье, которое стояло в твоем тереме!» Ифигения бросается ему в объятия —подумать только, она чуть не стала убийцей брата. Ликующими песнями празднуют они узнание.Сбылось нечаянное, но осталось главное.

Как же Оресту добыть и увезти кумир Артемидыиз таврического храма. Храм под охраной, и со стражей не сладить. «Я придумала. —говорит Ифигения, — я обману царя хитростью, а для этого скажу ему правду. Я скажу,что ты, Орест, убил свою мать, а ты, Пилад, помогал ему. Поэтому оба вы нечисты,и прикосновение ваше осквернило богиню. И над вами и над статуей нужно совершитьочищение — омовение в морской воде. Гак и вы, и я, и статуя выйдем к морю — к вашемукораблю». Решение принято. Хор поет песню в честь Артемиды, радуясь Ифигении и завидуя ей. Онавернется на родину, а им, прислужницам, еще ДОЛГО тосковать на чужбине.Ифигения выходит из храма с деревянной статуей богини в руках, навстречу ей — царь.Служение Артемиде — женское дело, царь не знает его тонкостей и послушно верит Ифигении.Очищение кумира — это таинство, пусть же стража удалится, а жители не выходят из домов,а сам царь займется окуриванием храма, чтобы у богини была чистая обитель.

(Это тоже правда:богиню нужно очистить от крови человеческих жертвоприношений, а чистая обитель ей будетв афинской земле.) Царь входит в храм, Ифигения с молитвою Артемиде следует к морю,за ней ведут Ореста и Пилада. Хор поет песню в честь вещего Аполлона, наставителя Ореста:да, бывают лживы сны, но не бывают лживы боги!Наступает развязка. Вбегает вестник, вызывает царя. Пленники бежали, и с ними — жрица,и с нею — кумир богини. Они, стражники, долго стояли отворотясь, чтобы не видеть таинств,но потом обернулись и увидели у берега корабль, а на корабле беглецов. Стражникибросились к ним, но было поздно. Скорее на суда, чтобы перехватить преступников. Однакотут, как часто бывает в развязках у Еврипида, возникает «бог из машины».

Над сценоюпоявляется богиня Афина. «Остановись, царь. Дело беглецов угодно богам. Оставь их в покоеи отпусти вслед им вот этих женщин из хора. А ты смелей, Орест. Правь к афинской землеи там на берегу воздвигни святилище Артемиде. Человеческих жертв ей больше не будет,но в память о Тавриде в главный праздник на ее кумир будут брызгать кровью. А ты,Ифигения, станешь первой жрицей в этом храме, и потомки там будут чтить твою могилу.А я спешу вам вслед в мои Афины. Вей, попутный ветер!» Афина исчезает, таврический царьостается коленопреклоненным, трагедии конец..

Значения в других словарях
Еврипид - Ипполит

В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царьЭгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите. Убилв лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему. Помощницей ему былакритская царевна Ариадна. Она дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта. Ариадну онобещал взять в жены, но ее потребовал для себя бог Дионис, и за это Тесеявозненавидела богиня любви Афродита.Второй женой Тесея была воительница-амазон..

Еврипид - Ифигения В Авлиде

Начиналась Троянская война. Троянский царевич Парис обольстил и похитил Елену, женуспартанского царя Менелая. Греки собрались на них огромным войском, во главе его всталаргосский царь Агамемнон, брат Менелая и муж Клитемнестры — сестры Елены. Войско стоялов Авлиде — на греческом берегу, обращенном к Трое. Но отплыть оно не могло — богиняэтих мест Артемида, охотница и покровительница рожениц, наслала на греков безветриеили даже противные ветры.Почему Артемида это сделала — рассказывали по-разному..

Еврипид - Медея

Есть миф о герое Ясоне, вожде аргонавтов. Он был наследным царем города Иолка в СевернойГреции, но власть в городе захватил его старший родственник, властный Пелий, и, чтобы вернутьее, Ясон должен был совершить подвиг. С друзьями-богатырями на корабле «Арго» доплытьдо восточного края земли и там, в стране Колхиде, добыть священное золотое руно,охраняемое драконом. Об этом плавании потом Аполлоний Родосский написал поэму«Аргонавтика».В Колхиде правил могучий царь, сын Солнца. Дочь его, царевна-во..

Евтушенко Е. А. - Свадьбы

А. МежировуО, свадьбы в дни военные!Обманчивый уют,слова неоткровенныео том, что не убьют...Дорогой зимней, снежною,сквозь ветер, бьющий зло,лечу на свадьбу спешнуюв соседнее село.Походочкой расслабленной,с челочкой на лбувхожу, плясун прославленный,в гудящую избу.Наряженный, взволнованный,среди друзей, родных,сидит мобилизованныйрастерянный жених.Сидит с невестой - Верою.А через пару днейшинель наденет серую,на фронт поедет в ней.Землей чужой, не местною,с винтовкою пойдет,под пулею немецкою,бы..

Дополнительный поиск Еврипид - Ифигения В Тавриде Еврипид - Ифигения В Тавриде

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Еврипид - Ифигения В Тавриде" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Еврипид - Ифигения В Тавриде, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 28 символа