Зигфрид Ленц - Урок Немецкого

405

Зигги Йепсен, заключенный гамбургской колонии для несовершеннолетних, получает штрафной урокнемецкого за несданное сочинение на тему «Радости исполненного долга». Сам Йозвиг, любимыйнадзиратель, провожает юношу в карцер, где ему предстоит «отомкнуть несгораемый шкафвоспоминаний и растолкать дремлющее прошлое». Ему видится отец, Йене Оле Йепсен, ругбюльскийполицейский постовой с пустым, сухим лицом. Зигги возвращается к тому апрельскому утру 1943 г., когдаотец в неизменной накидке выезжает на велосипеде в Блеекенварф, где живет его давний знакомый,художник Макс Людвиг Нансен, чтобы вручить полученный из Берлина приказ, запрещающий ему писатькартины. Макс на восемь лет старше, ниже ростом и подвижнее Йенса.

В дождь и вёдро он одет всеро-синий плащ и шляпу. Узнав, что полицейскому поручено следить за выполнением предписания,художник замечает. «Эти недоумки не понимают, что нельзя запретить рисовать… Они не знают, чтосуществуют невидимые картины!» Зигги вспоминает, как десятилетним мальчишкой стал свидетелемподвохов и пакостей, «простых и замысловатых интриг и происков, какие рождала подозрительностьполицейского» в адрес художника, и решает описать это в штрафных тетрадях, присоединив, по желаниюучителя, радости, что достаются при исполнении долга.Вот Зигги вместе с сестрой Хильке и её женихом Адди собирает яйца чаек на берегу Северного моряи, застигнутый грозой, оказывается в деревянной кабинке художника, откуда тот наблюдает закрасками воды и неба, за «движением фантастических флотилий».

На листе бумаги он видит чаек, и укаждой — «длинная сонная физиономия ругбюльского полицейского». Дома мальчика ждет наказание:отец с молчаливого согласия болезненной матери бьет его палкой за то, что задержался у художника.Приходит новый ^приказ об изъятии картин, написанных художником за последние два года, иполицейский постовой доставляет письмо в дом Нансена, когда отмечается шестидесятилетие доктораБусбека, Маленький, хрупкий, Тео Бусбек первым заметил и многие годы поддерживалхудожника-экспрессиониста. Теперь на его глазах Йенс составляет список изымаемых полотен,предупреждая. «Берегись, Макс!» Нансена с души воротит от рассуждений полицейского о долге, и онобещает по-прежнему писать картины, полные света «невидимые картины»…На этом месте воспоминания прерывает стук надзирателя, и в камере появляется молодой психологВольфганг Макенрот.

Он собирается писать дипломную работу «Искусство и преступление, ихвзаимосвязь, представленная на опыте Зигги И.». Надеясь на помощь осужденного, Макенрот обещаетвыступить в его защиту, добиться освобождения и назвать то крайне редко встречающееся чувствостраха, которое явилось, по его мнению, причиной прошлых деяний, «фобией Йепсена». Зигги чувствует,что среди ста двадцати психологов, превративших колонию в научный манеж, это единственный, комуможно было бы довериться. Сидя за своим щербатым столом, Зигги погружается в ощущения далекоголетнего утра, когда его разбудил старший брат Клаас, тайно пробравшийся к дому после того, как его,дезертира, дважды прострелившего руку, поместили по доносу отца в гамбургскую тюремную больницу.Его знобит от боли и страха.

Зигги прячет брата на старой мельнице, где в тайнике хранит своюколлекцию картинок со всадниками, ключей и замков. Братья понимают, что родители исполнят свойдолг и выдадут Клааса людям в черных кожаных пальто, которые ищут беглеца. В последней надежде наспасение Клаас просит отвести его к художнику, который любил талантливого юношу, изображал насвоих Полотнах, демонстрируя его «наивную умиленность».Продолжая наблюдать за художником, полицейский постовой отбирает у него папку с листами чистойбумаги, подозревая, что это и есть «невидимые картины».Проходит три с половиной месяца с тех пор, как Зигги Йепсен начал трудиться над сочинением орадостях исполненного долга. Психологи пытаются определить его состояние, а директор, листаяисписанные тетради.

Признает, что такая добросовестная работа заслуживает удовлетворительнойоценки и Зигги может вернуться в Общий строй. Но Зигги не считает свою исповедь оконченной идобивается разрешения остаться в карцере, чтобы подробнее показать не только радости, но и жертвыдолга. От Макенрота он успевает подучить вместе с сигаретами очерк о Максе Нансене, который, поубеждению психолога, оказал на Зигги наиболее сильное влияние. Зигги вспоминает, как однаждывечером сквозь Неплотную светомаскировку на окне мастерской отец разглядывает художника,который короткими, резкими ударами кисти касается изображения человека в алой мантии и ещекого-то, исполненного страхом. Мальчик догадывается, что у страха лицо его брата Клааса.Застигнутый за работой художник решает сделать нечто несовместимое с ненавистным ему долгом,рвет на сверкающие лоскутья свою картину, это воплощение страха, и отдает полицейскому каквещественное доказательство духовной независимости.

Йене признает исключительность егопоступка, ибо «есть и другие — большинство, — они подчиняются общему Порядку».Полицейский подозревает, что его сын прячется у художника, и это заставляет Клааса вновь менятьукрытие. На другой день во время налета английской авиации Зигги обнаруживает тяжело раненногоКлааса в торфяном карьере и вынужден сопровождать его домой, где отец немедленно извещает ослучившемся в гамбургскую тюрьму. «Его вылечат, чтобы произнести приговор», — говорит художник,глядя на безучастных родителей. Но настает и его час… Зигги оказывается свидетелем арестахудожника, того, как тот пытался сохранить хотя бы последнюю полную страха работу «Наводчик туч».Нансен не знает, как надежнее спрятать холст, и тут, в темноте мастерской, ему на помощь приходитмальчик.

Он поднимает свой пуловер, художник обертывает картину вокруг него, опускает пуловер,закрыв блеск огня, пожирающего картины, и он укрывает их в новом тайнике. Туда же он прячет«Танцующую на волнах», которую отец требует уничтожить, потому что там изображена полуобнаженнаяХильке. Художник понимает состояние Зигги, но вынужден запретить ему бывать в мастерской. Отец, откоторого мальчик защищает картины, грозит упрятать сына в тюрьму и пускает по его следуполицейских. Зигги удается обмануть преследователей, но ненадолго, и его, сонного, беспомощного,арестовывают в квартире Клааса.Теперь, встречая 25 сентября 1954 г. Свой двадцать первый день рождения, свое совершеннолетие вколонии для трудновоспитуемых, Зигги Йепсен приходит к выводу, что он, как и многие подростки,расплачивается за содеянное отцами.

«Ни у кого из вас, — обращается он к психологам, — рука неподнимется прописать ругбюльскому полицейскому необходимый курс лечения, ему дозволено бытьманьяком и маниакально выполнять свой треклятый долг».Так завершается урок немецкого, отложены тетради, но Зигги не спешит покинуть колонию, хотядиректор объявляет ему об освобождении. Что ждет его, навсегда связанного с ругбюльскимиравнинами, осаждаемого воспоминаниями и знакомыми лицами. Потерпит он крушение или одержитпобеду — кто знает….

Значения в других словарях
Зарубежная Литература - Разное

Королева, супруга Мелиадука, короля Лоонуа, разрешилась от бремени мальчиком и скончалась, едва успев поцеловать сына и наречь его именем Тристан (в пер. С фр. — грустный), ибо рожден он был в печали. Младенца король препоручил Гуверналу, сам же вскоре снова женился. Мальчик рос сильным и красивым, как Ланселот, но мачеха его невзлюбила, и поэтому, опасаясь за жизнь питомца, Гувернал увез его в Галлию, ко двору короля Фарамона. Там Тристан получил подобающее рыцарю воспитание, а двенадцати лет о..

Захер-мазохл.ф. - Венера В Мехах

Венера простужена. Разглагольствуя о холодности Европы и европейцев, она беспрестанно чихает и кутает мраморные плечи в темные собольи меха. «Чем грубее женщина будет обращаться с мужчиной, тем больше будет она им любима и боготворима». Приятная собеседница. Однако надо просыпаться — Северин уже ждет к чаю.«Странный сон!» — говорит Северин. Странный Северин. Тридцатилетний педант, живущий по часам, термометру, барометру, Гиппократу, Канту… но иногда вдруг настигаемый бешеными приступами страстно..

Зощенко М.м. - После Захода Солнца

М.Зощенко. Перед восходом солнца (ч.1 - 1943, ч.2 - 1972) Автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости. И Зоще..

И. В. Фон Гёте - Герман И Доротея

Действие происходит в провинциальном немецком городке в период французской буржуазнойреволюции. Поэма состоит из девяти песен, каждая из которых носит имя одной из греческихмуз — покровительниц разных видов искусств. Имена муз определяют и содержание каждойпесни.По дорогам, идущим от Рейна, тянутся обозы с беженцами. Несчастные люди спасаютсяс уцелевшим добром от хаоса, возникшего в приграничных областях Германии и Франциив результате французской революции.Небогатая чета из близлежащего городка ..

Дополнительный поиск Зигфрид Ленц - Урок Немецкого Зигфрид Ленц - Урок Немецкого

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зигфрид Ленц - Урок Немецкого" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зигфрид Ленц - Урок Немецкого, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 29 символа