И. В. Фон Гёте - Фауст

161

Трагедия открывается тремя вступительными текстами. Первый — это лирическое посвящениедрузьям молодости — тем, с кем автор был связан в начале работы над «Фаустом»и кто уже умер или находится вдали. «Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опятьприпоминаю благодарно».Затем следует «Театральное вступление». В беседеДиректора театра, Поэта и Комического актёра обсуждаются проблемы художественного творчества.Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечномуназначению. Как соединить истинную поэзию и успех. Здесь, так же как и в Посвящении,звучит мотив быстротечности времени и безвозвратно утраченной юности, питающей творческоевдохновение. В заключение Директор даёт совет решительнее приступать к делу и добавляет,что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра.

«В дощатом этом балаганевы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землюв ад».Обозначенная в одной строке проблематика «небес, земли и ада»развивается в «Прологе на небе» — где действуют уже Господь, архангелыи Мефистофель, Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля,который с первой же реплики — «К тебе попал я, Боже, на прием…» —словно завораживает своим скептическим обаянием. В разговоре впервые звучит имя Фауста,которого Бог приводит в пример как своего верного и наиусердного раба. Мефистофельсоглашается, что «этот эскулап» «и рвётся в бой, и любит брать преграды, и видитцель, манящую вдали, и требует у неба звёзд в награду и лучших наслажденийу земли», — отмечая противоречивую двойственную натуру учёного.

Бог разрешаетМефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутьевыведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещаязаставить Фауста пресмыкаться и «жрать […] прах от башмака». Грандиозная по масштабуборьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменногоначинается.…Тот, о ком заключён этот спор, проводит ночь без сна в тесной готическойкомнате со сводчатым потолком. В этой рабочей келье за долгие годы упорного труда Фаустпостиг всю земную премудрость. Затем он дерзнул посягнуть на тайны сверхъестественныхявлений, обратился к магии и алхимии. Однако вместо удовлетворения на склоне летон чувствует лишь душевную пустоту и боль от тщеты содеянного.

«Я богословьемовладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этомвсем был и остался дураком» — так начинает он свой первый монолог. Необыкновенныйпо силе и глубине ум Фауста отмечен бесстрашием перед истиной. Он не обольщаетсяиллюзиями и потому с беспощадностью видит, сколь ограниченны возможности знания, какнесоизмеримы загадки мирозданья и природы с плодами научного опыта. Ему смешны похвалыпомощника Вагнера. Этот педант готов прилежно грызть гранит науки и корпеть над пергаментами,не задумываясь над краеугольными проблемами, мучающими Фауста. «Всю прелесть чар рассеетэтот скучный, несносный, ограниченный школяр!» — в сердцах говорит о Вагнере учёный.Когда Вагнер в самонадеянной глупости изрекает, что человек дорос до того, чтоб знать ответна все свои загадки, раздражённый Фауст прекращает беседу.

Оставшись один, учёный вновьпогружается в состояние мрачной безысходности. Горечь от осознания того, что жизнь прошлав прахе пустых занятий, среди книжных полок, склянок и реторт, приводит Фауста к страшномурешению — он готовится выпить яд, чтобы покончить с земной долей и слитьсясо вселенной. Но в тот миг, когда он подносит к губам отравленный бокал, раздаютсяколокольный звон и хоровое пение. Идёт ночь Святой Пасхи, Благовест спасает Фаустаот самоубийства. «Я возвращён земле, благодаренье за это вам, святыепеснопенья!»Наутро вдвоём с Вагнером они вливаются в толпу праздничного народа. Всеокрестные жители почитают Фауста. И он сам, и его отец без устали лечили людей, спасаяих от тяжких болезней. Врача не пугала ни моровая язва, ни чума, он, не дрогнув,входил в заражённый барак.

Теперь простые горожане и крестьяне кланяются ему и уступаютдорогу. Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоцениваетсобственных заслуг. На прогулке к ним прибивается чёрный пудель, которого Фауст затемприводит к себе домой. Стремясь побороть безволье и упадок духа, овладевшие им, геройпринимается за перевод Нового Завета. Отвергая несколько вариантов начальной строки,он останавливается на толкованьи греческого «логос» как «дело»,а не «слово», убеждаясь. «В начале было дело», — стих гласит. Однако собакаотвлекает его от занятий. И наконец она оборачивается Мефистофелем, который в первый разпредстаёт Фаусту в одежде странствующего студента.На настороженный вопрос хозяинаоб имени гость отвечает, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желаязла».

Новый собеседник, в отличие от унылого Вагнера, ровня Фаусту по уму и силепрозрения. Гость снисходительно и едко посмеивается над слабостями человеческой природы, надлюдским уделом, словно проникая в самую сердцевину терзаний Фауста. Заинтриговав учёногои воспользовавшись его дремотой, Мефистофель исчезает. В следующий раз он появляетсянарядно одетым и сразу предлагает Фаусту рассеять тоску. Он уговаривает старого отшельникаоблачиться в яркое платье и в этой «одежде, свойственной повесам, изведать последолгого поста, что означает жизни полнота». Если предложенное наслаждение захватит Фаустанастолько, что он попросит остановить мгновенье, то он станет добычей Мефистофеля, егорабом. Они скрепляют сделку кровью и отправляются в странствия — прямо по воздуху,на широком плаще Мефистофеля…Итак, декорациями этой трагедии служат земля, небои ад, её режиссёры — Бог и дьявол, а их ассистенты — многочисленные духии ангелы, ведьмы и бесы, представители света и тьмы в их бесконечном взаимодействиии противоборстве.

Как притягателен в своём насмешливом всесилии главный искуситель —в золотом камзоле, в шляпе с петушиным пером, с задрапированным копытом на ноге,отчего он слегка хромает. Но и спутник его, Фауст, под стать — теперь он молод,красив, полон сил и желаний. Он отведал зелья, сваренного ведьмой, после чего кровь егозакипела. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизнии стремлении к высшему счастью.Какие же соблазны приготовил бесстрашномуэкспериментатору его хромоногий компаньон. Вот первое искушение. Она зовётся Маргарита, илиГретхен, ей идет пятнадцатый год, и она чиста и невинна, как дитя. Она выросла в убогомгородке, где у колодца кумушки судачат обо всех и все. Они с матерью похоронили отца.

Братслужит в армии, а младшая сестрёнка, которую Гретхен вынянчила, недавно умерла. В доме нетслужанки, поэтому все домашние и садовые дела на её плечах. «Зато как сладок съеденныйкусок, как дорог отдых и как сон глубок!» Эту вот бесхитростную душу суждено было смутитьпремудрому Фаусту. Встретив девушку на улице, он вспыхнул к ней безумной страстью.Сводник-дьявол немедленно предложил свои услуги — и вот уже Маргарита отвечает Фаустустоль же пламенной любовью. Мефистофель подначивает Фауста довести дело до конца, и тотне может противиться этому. Он встречается с Маргаритой в саду. Можно лишьдогадываться, какой вихрь бушует в её груди, как безмерно её чувство, если она — до тогосама праведность, кротость и послушание — не просто отдаётся Фаусту, но и усыпляетстрогую мать по его совету, чтобы та не помешала свиданиям.Почему так влечёт Фаустаименно эта простолюдинка, наивная, юная и неискушённая.

Может быть, с ней он обретаетощущение земной красоты, добра и истины, к которому прежде стремился. При всей своейнеопытности Маргарита наделена душевной зоркостью и безупречным чувством правды. Она сразуразличает в Мефистофеле посланца зла и томится в его обществе. «О, чуткостьангельских догадок!» — роняет Фауст.Любовь дарит им ослепительное блаженство,но она же вызывает цепь несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо её окна,столкнулся с парой «ухажеров» и немедленно бросился драться с ними. Мефистофельне отступил и обнажил шпагу. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в этот бойи заколол брата возлюбленной. Умирая, Валентин проклял сестру-гуляку, предав её всеобщемупозору. Фауст не сразу узнал о дальнейших её бедах.

Он бежал от расплаты за убийство,поспешив из города вслед за своим вожатым. А что же Маргарита. Оказывается, она своимируками невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья.Позже она родила дочку — и утопила её в реке, спасаясь от мирского гнева. Каране миновала её — брошенная возлюбленная, заклеймённая как блудница и убийца, оназаточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.Её любимый далеко. Нет, не в еёобъятиях он попросил мгновенье повременить. Сейчас вместе с неотлучным Мефистофелемон мчится не куда-нибудь, а на сам Брокен, — на этой горе в Вальпургиеву ночьначинается шабаш ведьм. Вокруг героя царит истинная вакханалия — мимо проносятся ведьмы,перекликаются бесы, кикиморы и черти, все объято разгулом, дразнящей стихией порока и блуда.Фауст не испытывает страха перед кишащей повсюду нечистью, которая являет себя во всеммногоголосом откровении бесстыдства.

Это захватывающий дух бал сатаны. И вот уже Фауствыбирает здесь красотку помоложе, с которой пускается в пляс. Он оставляет её лишь тогда,когда из её рта неожиданно выпрыгивает розовая мышь. «Благодари, что мышка не сера,и не горюй об этом так глубоко», — снисходительно замечает на его жалобуМефистофель.Однако Фауст не слушает его. В одной из теней он угадывает Маргариту.Он видит её заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет.Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает. Разве не сам Фауст явился еёсоблазнителем и палачом. Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему наконец усыпитьстражников и проникнуть в тюрьму. Вскочив на коней, двое заговорщиков несутся назадв город.

Их сопровождают ведьмы, чующие скорую смерть на эшафоте.Последнее свиданиеФауста и Маргариты — одна из самых трагических и проникновенных страниц мировойпоэзии.Испившая все беспредельное унижение публичного позора и страданияот совершенных ею грехов, Маргарита лишилась рассудка. Простоволосая, босая, она поётв заточении детские песенки и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста онане узнает его и съёживается на подстилке. Он в отчаянье слушает её безумные речи. Оналепечет что-то о загубленном младенце, умоляет не вести её под топор. Фауст бросаетсяперед девушкой на колени, зовёт её по имени, разбивает её цепи. Наконец она сознает, что переднею Друг. «Ушам поверить я не смею, где он? Скорей к нему на шею.

Скорей, скорейк нему на грудь. Сквозь мрак темницы неутешный, сквозь пламя адской тьмы кромешной,и улюлюканье и вой…»Она не верит своему счастью, тому, что спасена. Фаустлихорадочно торопит её покинуть темницу и бежать. Но Маргарита медлит, жалобно проситприласкать её, упрекает, что он отвык от неё, «разучился целоваться»… Фауст сноватеребит её и заклинает поспешить. Тогда девушка вдруг начинает вспоминать о своих смертныхгрехах — и безыскусная простота её слов заставляет Фауста холодеть от ужасногопредчувствия. «Усыпила я до смерти мать, дочь свою утопила в пруду. Бог думал её намна счастье дать, а дал на беду». Прерывая возражения Фауста, Маргарита переходитк последнему завету. Он, её желанный, должен обязательно остаться в живых, чтобы выкопать«лопатой три ямы на склоне дня.

Для матери, для брата и третью для меня. Мою копайсторонкой, невдалеке клади и приложи ребёнка тесней к моей груди». Маргариту опятьначинают преследовать образы погибших по её вине — ей мерещится дрожащий младенец,которого она утопила, сонная мать на пригорке… Она говорит Фаусту, что нет хуже участи, чем«шататься с совестью больной», и отказывается покинуть темницу. Фауст порываетсяостаться с нею, но девушка гонит его. Появившийся в дверях Мефистофель торопит Фауста. Онипокидают тюрьму, оставляя Маргариту одну. Перед уходом Мефистофель бросает, что Маргаритаосуждена на муки как грешница. Однако голос свыше поправляет его. «Спасена». Предпочтямученическую смерть, Божий суд и искреннее раскаяние побегу, девушка спасла свою душу.

Онаотказалась от услуг дьявола.В начале второй части мы застаём Фауста, забывшегосяна зелёном лугу в тревожном сне. Летучие лесные духи дарят покой и забвение егоистерзанной угрызениями совести душе. Через некоторое время он просыпается исцелённый,наблюдая восход солнца. Его первые слова обращены к ослепительному светилу. Теперь Фаустпонимает, что несоразмерность цели возможностям человека может уничтожить, как солнце, еслисмотреть на него в упор. Ему милей образ радуги, «которая игрою семицветной изменчивостьвозводит в постоянство». Обретя новые силы в единении с прекрасной природой, геройпродолжает восхождение по крутой спирали опыта.На этот раз Мефистофель приводит Фаустак императорскому двору. В государстве, куда они попали, царит разлад по причине оскуденияказны.

Никто не знает, как поправить дело, кроме Мефистофеля, выдавшего себя за шута.Искуситель развивает план пополнения денежных запасов, который вскоре блестяще реализует.Он пускает в обращение ценные бумаги, залогом которых объявлено содержание земных недр.Дьявол уверяет, что в земле множество золота, которое рано или поздно будет найдено, и этопокроет стоимость бумаг. Одураченное население охотно покупает акции, «и деньги потеклииз кошелька к виноторговцу, в лавку мясника. Полмира запило, и у портного другаяполовина шьёт обновы». Понятно, что горькие плоды аферы рано или поздно скажутся, но пока придворе царит эйфория, устраивается бал, а Фауст как один из чародеев пользуется невиданнымпочётом.Мефистофель вручает ему волшебный ключ, дающий возможность проникнуть в мирязыческих богов и героев.

Фауст приводит на бал к императору Париса и Елену,олицетворяющих мужскую и женскую красоту. Когда Елена появляется в зале, некоторыеиз присутствующих дам делают в её адрес критические замечания. «Стройна, крупна.А голова — мала… Нога несоразмерно тяжела…» Однако Фауст всем существомчувствует, что перед ним заветный в своём совершенстве духовный и эстетический идеал.Слепящую красоту Елены он сравнивает с хлынувшим потоком сиянья. «Как мир мне дорог, каквпервые полон, влекущ, доподлинен, неизглаголан!» Однако его стремление удержать Еленуне даёт результата. Образ расплывается и исчезает, раздаётся взрыв, Фауст падаетназемь.Теперь герой одержим идеей найти прекрасную Елену. Его ждёт долгий путь через толщиэпох.

Этот путь пролегает через его бывшую рабочую мастерскую, куда перенесёт его в забытьиМефистофель. Мы вновь встретимся с усердным Вагнером, дожидающимся возвращения учителя.На сей раз учёный педант занят созданьем в колбе искусственного человека, твёрдо полагая,что «прежнее детей прижитье — для нас нелепость, сданная в архив». На глазахусмехающегося Мефистофеля из колбы рождается Гомункул, страдающий от двойственностисобственной природы.Когда наконец упорный Фауст разыщет прекрасную Елену и соединитсяс нею и у них родится ребёнок, отмеченный гениальностью — Гете вложил в его образчерты Байрона, — контраст между этим прекрасным плодом живой любви и несчастнымГомункулом выявится с особой силой. Однако прекрасный Эвфорион, сын Фауста и Елены, недолгопроживёт на земле.

Его манят борьба и вызов стихиям. «Я не зритель посторонний,а участник битв земных», — заявляет он родителям. Он уносится ввысь и исчезает,оставляя в воздухе светящийся след. Елена обнимает на прощанье Фауста и замечает:«На мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается…» Вруках у Фауста остаются лишь её одежды — телесное исчезает, словно знаменуя преходящийхарактер абсолютной красоты.Мефистофель в семимильных сапогах возвращает герояиз гармоничной языческой античности в родное средневековье. Он предлагает Фаустуразличные варианты того, как добиться славы и признания, однако тот отвергаетих и рассказывает о собственном плане. С воздуха он заметил большой кусок суши,которую ежегодно затопляет морской прилив, лишая землю плодородия, Фаустом владеет идеяпостроить плотину, чтобы «любой ценою у пучины кусок земли отвоевать».

Мефистофель,однако, возражает, что пока надо помочь их знакомому императору, который после обманас ценными бумагами, пожив немного всласть, оказался перед угрозой потери трона. Фаусти Мефистофель возглавляют военную операцию против врагов императора и одерживают блестящуюпобеду.Теперь Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного замысла, однакоему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков — Филемонаи Бавкиды. Упрямые старики не желают поменять своё жилище, хотя Фауст и предложилим другой кров. Он в раздражённом нетерпении просит дьявола помочь справитьсяс упрямцами. В результате несчастную чету — а вместе с ними и заглянувшегок ним гостя-странника — постигает безжалостная расправа.

Мефистофель со стражникамиубивают гостя, старики умирают от потрясения, а хижина занимается пламенем от случайнойискры. Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает:«Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словампроклятье вам, проклятье вам!»Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, чтожизнь опять подходит к концу. Все его стремленья сосредоточены теперь в достижении мечтыо плотине. Его ждёт ещё один удар — Фауст слепнет. Его объемлет ночная тьма. Однакоон различает стук лопат, движение, голоса. Им овладевает неистовая радостьи энергия — он понимает, что заветная цель уже брезжит. Герой начинает отдаватьлихорадочные команды. «Вставайте на работу дружным скопом.

Рассыпьтесь цепью, где я укажу.Кирки, лопаты, тачки землекопам. Выравнивайте вал по чертежу!»Незрячему Фаусту невдомёк,что Мефистофель сыграл с ним коварную штуку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители,а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу. Герой между тем исполненсчастья. В душевном порыве он произносит последний свой монолог, где концентрируетобретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть,не богатство, не слава, даже не обладание самой прекрасной на земле женщиной даруетподлинно высший миг существования. Только общее деяние, одинаково нужное всем и осознанноекаждым, может придать жизни высшую полноту. Так протягивается смысловой мост к открытию,сделанному Фаустом ещё до встречи с Мефистофелем.

«В начале было дело». Он понимает,«лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил». Фауст произноситсокровенные слова о том, что он переживает свой высший миг и что «народ свободныйна земле свободной» представляется ему такой грандиозной картиной, что он могбы остановить это мгновение. Немедленно жизнь его прекращается. Он падает навзничь.Мефистофель предвкушает момент, когда по праву завладеет его душой. Но в последнюю минутуангелы уносят душу Фауста прямо перед носом дьявола. Впервые Мефистофелю изменяет самообладание,он неистовствует и проклинает сам себя.Душа Фауста спасена, а значит, его жизньв конечном счёте оправдана. За гранью земного существования его душа встречается с душойГретхен, которая становится его проводником в ином мире.…Гете закончил «Фауста»перед самой смертью.

«Образуясь, как облако», по словам писателя, этот замысел сопровождалего всю жизнь..

Значения в других словарях
И. В. Фон Гёте - Рейнеке-лис

Действие происходит во Фландрии. Сюжет общеизвестен и не раз уже подвергался до Гетепоэтической обработке. Обобщения, содержащиеся в тексте, дают возможность приложить фабулуко многим временам.На праздник, Троицын день, звериный король Нобель собирает подданных. Не явился ко дворутолько Рейнеке-лис, он плут и избегает лишний раз появляться на глаза монарху. Опять всезвери жалуются на него. У Изегрима-волка он обесчестил жену, а детей покалечил,у песика Вакерлоса отнял последний кусочек колбасы, ..

И. В. Фон Гёте - Страдания Юного Вертера

Именно этот жанр, характерный для литературы XVIII в., выбирает Гете для своего произведения,действие же происходит в одном из небольших немецких городков в конце XVIII в. Романсостоит из двух частей — это письма самого Вертера и дополнения к ним под заголовком«От издателя к читателю». Письма Вертера адресованы его другу Вильгельму, в нихавтор стремится не столько описать события жизни, сколько передать свои чувства, которыевызывает у него окружающий мир.Вертер, молодой человек из небогатой семь..

И. В. Фон Гёте - Эгмонт

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотяв пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяетсясолдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином.Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская,которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа.Народ же Фландрии л..

И. С. Тургенев - Ася

Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было летдвадцать пять. Н. Н. Тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своем остановился в тихомнемецком городке N. Однажды Н. Н., придя на студенческую вечеринку, познакомился в толпе с двумярусскими — молодым художником, назвавшимся Гагиным, и его сестрой Анной, которую Гагин называлАсей. Н. Н. Избегал русских за границей, но новый знакомый ему понравился сразу. Гагин пригласил Н.Н. К себе домой, на..

Дополнительный поиск И. В. Фон Гёте - Фауст И. В. Фон Гёте - Фауст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "И. В. Фон Гёте - Фауст" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением И. В. Фон Гёте - Фауст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 22 символа