Иосиф Бродский - Мрамор

228

Во втором веке после нашей эры в камере тюрьмы сидят два человека — Туллий Варрон и ПублийМарцелл. Тюрьма располагается в огромной стальной башне, около километра высотой, и камера Публияи Туллия располагается примерно на высоте семьсот метров. Туллий и Публий не совершали никакихпреступлений, но по законам Империи, установленным императором Тиберием, они отбываютпожизненное заключение. Законы эти основываются на статистике, согласно которой во все времена вместах заключения находится около 6,7 процента от числа населения любой страны. Император Тиберийсократил это число до 3 процентов, отменил смертную казнь и издал указ, по которому 3 процентадолжны сидеть пожизненно, независимо от того, совершил ли конкретный человек преступление илинет, а определяет, кому сидеть, — компьютер.Камера Туллия и Публия представляет собой «нечто среднее между однокомнатной квартирой икабиной космического корабля».

Посреди камеры — стальная опора Башни, проходящая по всей высоте,в помещении камеры она декорирована под дорическую колонну. Внутри её располагается лифт и шахтамусоропровода. Тела умерших узников спускают в мусоропровод, внизу которого расположены стальныеножи сечки, а еще ниже — живые крокодилы. Все это служит мерами предотвращения побегов из тюрьмы. Спомощью лифта, расположенного внутри трубы, в камеры подается все необходимое, а также то, чтозаказывают заключенные, отходы удаляются через мусоропровод. Внутри камеры на стеллажах и в нишахстоят мраморные бюсты классических писателей и поэтов.Туллий по происхождению римлянин, а Публий — уроженец провинции, варвар, как называет егосокамерник. Это не только характеристика их происхождения, но и характеристика мироощущения.Римлянин Туллий не протестует против своего положения, но это означает не смирение с участью, аотношение к ней как форме бытия, наиболее адекватной его сущности, ибо отсутствие пространствакомпенсировано избытком Времени.

Туллий стоически спокоен и не ощущает утраты того, что осталосьза стенами тюрьмы, так как не привязан ни к чему и ни к кому. Такое отношение к миру он считаетдостойным настоящего римлянина, и его раздражает привязанность Публия к житейским наслаждениям.Это называет он варварством, мешающим постичь истинный смысл жизни, который заключается в том,чтобы слиться со Временем. Избавиться от сантиментов, любви, ненависти, от самой мысли о свободе.Это и должно привести к слиянию со Временем, растворению в нем. Туллия не раздражает однообразиетюремного распорядка, так как истинный римлянин, по его мнению, не ищет разнообразия, но, напротив,жаждет единообразия, потому что смотрит на все sup sреcie aeternitatis.

Идея Рима в его понимании — вседоводить до логического конца — и дальше. Все иное называет он варварством.Время в камере проходит в постоянных пикировках Туллия и Публия, во время которых Туллийупрекает Публия за его стремление на свободу, которое он также считает проявлением варварства.Побег — это выход их Истории в Антропологию, «или лучше. Из Времени — в историю». Идея Башни — этоборьба с пространством, «ибо отсутствие пространства есть присутствие Времени». Потому, считаетон, Башня так ненавистна Публию, что страсть к пространству — суть варварства, в то время какистинно римской прерогативой является стремление познать чистое Время. Туллий не стремится насвободу, хотя считает, что выбраться из тюрьмы возможно.

Но именно стремление к возможному иотвратительно для римлянина. Публию же, по мысли Туллия, проще, как варвару, стать христианином,чем римлянином, потому что из жалости к себе он мечтает либо о побеге, либо о самоубийстве, но и то идругое, на его взгляд, отдает идеей вечной жизни.Туллий предлагает Публию пари на снотворное, которое положено узникам, что он осуществит побег.Пока Публий спит, Туллий, оставив в камере только бюсты Овидия и Горация, сбрасывает вмусоропровод остальные мраморные изваяния, в расчете, что они своей тяжестью, увеличеннойускорением свободного падения с высоты семьсот метров, разрушат ножи сечки и убьют крокодилов.Потом он запихивает в мусоропровод матрас и подушки и забирается туда сам.Проснувшись, Публий замечает в камере что-то неладное и обнаруживает отсутствие бюстов.

Онзамечает, что Туллий исчез, но не может этому поверить, осознав случившееся. Публий начинаетдумать о новом сокамернике и по внутреннему телефону сообщает претору, то есть тюремщику, обисчезновении Туллия Варрона. Но выясняется, что претору это уже известно, так как Туллий сампозвонил ему из города и сообщил, что возвращается домой, то есть в Башню. Публий в смятении, и вэтот момент в камере появляется Туллий, к изумлению Публия, который не может понять, почему Туллий,удачно осуществив побег, вернулся, но тот отвечает, что только затем, чтобы доказать, что выигралпари, и получить выигранное снотворное, которое, в сущности, и есть свобода, а свобода тем самым —снотворное. Но Публию чужды эти парадоксы.

Он уверен, что если бы сам сбежал, то уж ни за что невернулся бы, а теперь одним способом побега стало меньше. Но Туллий уверяет, что побег всегдавозможен, но это доказывает только то, что система несовершенна. Такая мысль может устроитьварвара, но не его, римлянина, стремящегося к абсолюту. Он требует отдать ему выигранноеснотворное. Публий просит рассказать, как ему удалось бежать из Башни, и Туллий открывает емумеханизм побега и говорит, что идею подсказал как раз ему флакон со снотворными таблетками,имеющий, как и мусоропровод, цилиндрическую форму. Но Публий хочет бежать из тюрьмы не как местажизни, а как места смерти. Свобода ему нужна, потому что она «есть вариации на тему смерти». Но, помысли Туллия, главный недостаток любого пространства, и в том числе этой камеры, заключается в том,что в нем существует место, в котором нас не станет, время же лишено недостатков, потому у него естьвсе, кроме места.

И поэтому его не интересует ни где он умрет, ни когда это произойдет. Егоинтересует только, «сколько часов бодрствования представляет собой минимум, необходимыйкомпьютеру для определения» состояния человека как бытия. То есть для определения, жив ли он. Исколько таблеток снотворного он «должен единовременно принять, дабы обеспечить этот минимум».Это максимальное бытие вне жизни, считает он, действительно поможет ему уподобиться Времени, «тоесть его ритму». Публий недоумевает, зачем Туллию столько времени спать, если заключение их —пожизненное. Но Туллий отвечает, что «пожизненно переходит в посмертно. И если это так, то ипосмертно переходит в пожизненно… То есть при жизни существует возможность узнать, как будеттам… И римлянин такой шанс упускать не должен».Туллий засыпает, а Публий пугается предстоящих семнадцати часов одиночества, но Туллий утешаетего тем, что, проснувшись, расскажет, что видел… про Время… Он просит придвинуть к нему поближебюсты Горация и Овидия и в ответ на упреки Публия, что мраморные классики ему дороже человека,замечает, что человек одинок, как «мысль, которая забывается»..

Значения в других словарях
Ильф И., Петров Е. - Двенадцать Стульев

В страстную пятницу 15 апреля 1927 г. В городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Перед смертью она сообщает ему, что в один из стульев гостиного гарнитура, оставшегося в Старгороде, откуда они бежали после революции, ею зашиты все фамильные драгоценности. Воробьянинов срочно выезжает в родной город. Туда же отправляется исповедовавший старуху и узнавший о драгоценностях священник Федор Востриков. Примерно в то же время в Старгород входит молодой ч..

Ильф И., Петров Е. - Золотой Теленок

Конец весны или начало лета 1930 г. В кабинет арбатовского предисполкома входит гражданин, выдающий себя за сына лейтенанта Шмидта и нуждающийся по сей причине в денежном вспомоществовании. Это Остап Бендер, спасенный хирургом от смерти после того, как Киса Воробьянинов, герой романа «Двенадцать стульев», полоснул его по горлу бритвой. Получив немного денег и талоны на питание, Бендер видит, что в кабинет входит еще один молодой человек, также представляющийся сыном лейтенанта Шмидта. Щекотливая..

Иосиф Бродский - Посвящается Ялте

Несколько человек, подозреваемых в убийстве, дают показания следователю, которые приводятся втом порядке, в котором они снимались. Вопросов следователя мы не слышим, но реконструируем их посодержанию ответов допрашиваемых.Человек, привлеченный в качестве свидетеля или подозреваемого к расследованию дела об убийстве,отвечает на вопросы следователя. Из его ответов следует, что субботним вечером его знакомыйдолжен был прийти к нему, чтобы разобрать шахматный этюд Чигорина, о чем они условились во в..

Ирвин Уэлш - Кошмары Аиста Марабу

Рой Стрэнг находится в коме, но его сознание переполнено воспоминаниями. Одни болеереальны — о жизни Эдинбургских окраин — и переданы гротескно вульгарным, коснымязыком. Другие — фантазия об охоте на африканского аиста марабу — рассказаны ярким,образным языком английского джентльмена. Обе истории захватывающе интересны как сами по себе,так и на их контрапункте — как резкий контраст между реальной жизнью, полной грязии насилия, и придуманной — благородной и возвышенной. История Роя Стрэнга —шокир..

Дополнительный поиск Иосиф Бродский - Мрамор Иосиф Бродский - Мрамор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иосиф Бродский - Мрамор" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иосиф Бродский - Мрамор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 23 символа