Л. Де К. Де Вовенарг - Введение В Познание Человеческого Разума

121

Паскаль говорит. «Все правила достойного поведения давно известны, остановказа малым — за умением ими пользоваться».Любой принцип противоречив, любойтермин толкуется по-разному. Но, постигнув человека, можно постичь все.Некоторые смешивают свойства разума со свойствами характера, например,способность говорить ясно, а мыслить путано, и думают, что разум противоречив. Но разумлишь очень многообразен.Разум опирается на три основные начала. Воображение, размышление,память.Воображение — это способность представлять себе что-либо с помощьюобразов и с их же помощью выражать свои представления.Размышление — дар,позволяющий сосредоточиваться на идеях, обдумывать и сочетать их. Это исходная точкасуждения и оценки.

Память — хранительница плодов воображения и размышления. Памятьпо мощи должна соответствовать уму, иначе это ведет либо к скудости мысли, либок чрезмерной её широте.Плодовитость. Бесплодные умы не могут понять предмет в целом;умы плодовитые, но нерассудительные не могут понять себя. Пылкость чувств заставляетусиленно работать их мысль, но в ложном направлении.Сообразительность проявляетсяв быстроте работы разума. Она не всегда сопряжена с плодовитостью. Бывают умысообразительные, но бесплодные — ум, живой в беседе, но угасающий за письменнымстолом.Проницательность есть способность постигать явления, восходить к их причинами предугадывать их следствия. Знания и привычки совершенствуют её.Ясность —украшение рассудительности, но не каждый, обладающий ясным умом, рассудителен.Рассудительность и отчетливость воображения отличается от рассудительностии отчетливости памяти, чувства, красноречия.

Иногда у людей бывают несовместимые идеи,которые, однако, увязаны в памяти воспитанием или обычаями. Особенности нрава и обычаисоздают различия меж людьми, но и ограничивают их свойства определеннымирамками.Здравый смысл сводится к умению видеть любой предмет в его соразмерностис нашей природой или положением в обществе. Это способность воспринимать вещис их полезной стороны и здраво оценивать. Для этого надо на все смотреть просто.Рассудок должен преобладать над чувством, опыт — над размышлением.Глубина — вотцель всякого размышления. Глубокий ум должен удерживать мысль перед глазами, чтобы исследоватьеё до конца. Сообразительность всегда приобретается ценой глубины.Деликатность — эточувствительность, которая зависит от свободы обычаев.

Тонкость — своеобразная мудростьв вопросах чувства. Бывает и без деликатности.Широта ума — способность усваиватьмножество идей одновременно, не путая их друг с другом. Без нее нельзя статьгением.Наитие — мгновенный переход от одной идеи к другой, могущей сопрягатьсяс первой. Это неожиданные повороты ума Шутки — поверхностные порождениянаития.Хороший вкус — это способность судить о предметах, связанных с чувством. Этоумение чувствовать прекрасную природу. Вкус толпы не бывает верен. Доводы ума могут изменитьнаше суждение, но не вкус. О слоге и красноречии. Не всегда тот, кто хорошо мыслит,может выразить свою мысль в словах. Но великолепие слога при слабости идеи — форменнаячушь. Благородство изложению придают простота, точность и естественность.

Одни красноречивыв беседе, другие — наедине с рукописью. Красноречие оживляет все. Науки, дела, поэзию.Все ему повинуется.Об изобретательности. Изобретать — значит не создавать материалдля изобретений, но придавать ему форму, как зодчий — мрамору. Образец нашихпоисков — сама природа.О таланте и разуме. Талант немыслим без деятельности,он зависит также от страстей. Талант — редкость, так как для него нужны сочетанияразличных достоинств ума и сердца. Талант самобытен, хотя все великие люди следовали образцам:например, Корнель — Лукану и Сенеке. Разум должен обозначать совокупностьрассудительности, глубины и других качеств, но обычно разумом называют лишь одну из этихспособностей — и ведут споры, какую именно.О характере.

Характер содержит в себевсе, что отличает наш ум и сердце. Он соткан из противоречий.Серьезность —частная особенность характера. У нее много причин и разновидностей. Есть серьезностьспокойного ума, серьезность пылкого или благородного ума, серьезность робкого человекаи множество других её разновидностей. Серьезность рассеянности сказываетсяв чудачествах.Находчивость — способность пользоваться случаем в разговорахи делах. Она требует сообразительности и опыта.О рассеянности. Бывает рассеянность,происходящая от того, что работа ума замедлена вообще, а бывает — от того, что душасосредоточена на одном предмете.Локк учит. Любая страстьберет начало в наслаждении или страдании. Так как наслаждение или страдание вызываютсяу разных людей разными причинами, то каждый понимает под добром и злом разные вещи.

Однакоисточников добра и зла для нас два. Чувства и размышления. Впечатления от чувств мгновенныи непознаваемы. Страсти, порожденные мыслью, основаны либо на любви к бытию, либо питаютсячувством собственного несовершенства. В первом случае происходят веселость, кротость,умеренность в желаниях. Во втором появляются беспокойство и меланхолия. Страсти великихлюдей — сочетание того и другого.Ларошфуко говорит, что в любви мы ищем лишьсобственного наслаждения. Но нужно различать самолюбие и себялюбие. Себялюбие позволяетлюбить себя вне личности (в женщине, в славе и в других вещах), а самолюбие ставит насв центр вселенной. Гордыня — следствие самолюбия.Честолюбие — результатстремления раздвигать пределы своей личности, оно может быть и добродетелью,и пороком.Слава заглушает наши горести лучше всего остального, но это не добродетельи не заслуга, а лишь награда за них.

Поэтому не надо торопиться осуждать стремлениек славе. Страсть к славе жаждет внешнего величия, а страсть к наукам — величияизнутри. Искусства живописуют природу, науки — истину. Знания разумного человекане слишком обширны, зато доскональны. Их нужно прилагать к практике. Знание правил танцане принесет пользы человеку, никогда не танцевавшему. Но любой талант надовоспитывать.Скупость — детище нелепого недоверия к обстоятельствам жизни. Страстьк игре, наоборот, рождена нелепой верой в случай.Отцовская любовь ничем не отличаетсяот любви к самому себе, ибо ребенок во всем зависит от родителей и связан с ними.Но у детей есть самолюбие, поэтому дети любят отцов меньше, чем отцы —детей.Домашние животные ублажают наше самолюбие.

Мы воображаем, что попугай любит нас,ценит нашу ласку — и любим его за этот перевес над ним.Дружескую приязнь рождаетнесовершенство нашей сущности, а несовершенство самой этой приязни ведет к её охлаждению.Мы страдаем от одиночества, но и дружба не заполняет пустоты. В юности дружатнежней, в старости — крепче. Низок душою тот, кто стыдится дружбой с запятнавшими себялюдьми.О любви. Вполне возможна и любовь, свободная от грубой чувственности, но оканечаста. Человек влюбляется в созданный им образ, а не в реальную женщину. Вообщеже в любви главное для нас — качества внутренние, душа. Не надо путать любовьс дружбой, ибо дружбой правит разум, а любовью — чувства. Нельзя о человеке судитьпо его лицу, куда интересней смотреть, какие лица ему нравятся болеедругих.Сострадание — чувство, в котором печаль смешана с приязнью.

Оно бескорыстно,разум над ним не властен.О ненависти. Ненависть — глубокое уныние, которое отвращаетнас от того, чем оно вызвано — в это чувство входят и ревность,и зависть.Человек уважает все, что любит, в том числе и себя.Главнейшие чувствачеловека. Желание, недовольство, надежда, сожаление, робость, насмешка, замешательство, удивление.Но все они слабее любви, честолюбия и скупости.Человек не может в общем управлятьстрастями. Успокоить их нельзя, да и не нужно, потому что они — основа и сутьнашей души. Но бороться с дурными привычками необходимо, а победим ли мы их —на все Господня воля.Добромследует считать лишь то, что благотворно для всего общества, а злом — то, что для негогибельно. Интересами отдельного человека приходится жертвовать.

Цель законов — охранятьправа каждого.Добродетель — это предпочтение общего интереса интересу личному;а корыстный интерес — источник любых пороков. Добродетель не приносит людям счастьяпотому, что они порочны, а пороки не приносят пользы.Величие души — влечениесовершать великие деяния, добрые или злые. Поэтому иные пороки не исключают великих достоинств,и наоборот.О мужестве. Есть много разновидностей мужества. Мужество в борьбес судьбой, терпение, храбрость, твердость и другие. Но они редко встречаются всесразу.Чистосердечие — это верность, не ведающая подозрений и уловок. Умеренностьговорит о душевном равновесии. Благоразумие есть здравая предусмотрительность.Деятельность — проявление беспокойной силы, лень — спокойного бессилия.Суровость — ненависть к наслаждениям, строгость — ненависть к порокам.Мудрость — понимание сути добра и любовь к нему.Добродетель — это доброи красота вместе.

К примеру, лекарства хороши, но не красивы, и многое есть, чтокрасиво, но не полезно.Господин Круза говорит, что красота — это то, что наш разумвоспринимает как сложное, но неразделимое целое, это многообразие в единстве..

Значения в других словарях
Кэррол Л. - Сквозь Зеркало И Что Там Увидела Алиса, Или Алиса В Зазеркалье

Повесть-сказка (1869 — 1871) В этой книге Льюис Кэрролл, большой любитель головоломок, парадоксов и «перевертышей», автор уже ставшей знаменитой «Алисы в Стране Чудес», отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну — Зазеркалье. Как и в прошлый раз, Алиса пускается в приключения благодаря своему любопытному и симпатичному зверьку — черному котенку, с которым она в полудреме играет. А по ту сторону волшебной зеркальной грани начинаются разнообразные чудеса и превращения...

Кэтрин Энн Портер - Корабль Дураков

Август 1931 г. Из мексиканского порта Веракрус отплывает немецкий пассажирский пароход«Вера», который в середине сентября должен прибыть в Бремерхафен. Из раздираемойполитическими страстями Мексики корабль следует в Германию, где поднимает головунационал-социализм. Разноликое пассажирское сообщество — немцы, швейцарцы, испанцы, кубинцы,американцы — в совокупности своей составляют срез современного социума в преддвериивеликих потрясений, и портреты этих типических представителей человечества отли..

Л. Де К. Де Вовенарг - Размышления И Максимы

Легче сказать новое слово, чем примирить меж собой слова, уже сказанные.Наш разум скореепроницателен, чем последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.Если мысльнельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и её надо отбросить.Вырази ложнуюмысль ясно, и она сама себя опровергнет.Неизменная скупость в похвалах — верныйпризнак поверхностного ума.Пылкое честолюбие изгоняет из нашей жизни всякуюрадость — оно хочет править единовластно.Лучшая опора в несчастье — не разум,а мужест..

Л. Н. Толстой - Альберт

Пять человек богатых и молодых людей приехали как-то ночью веселитьсяна петербургский балик. Шампанского было выпито много, девицы были красивы, танцы и шумне переставали. Но было как-то скучно, неловко, каждому казалось почему то, что всеэто не то и ненужно.Один из пяти молодых людей, Делесов, более других недовольный и собой, и вечером, вышелс намерением потихоньку уехать. В соседней комнате он услыхал спор, и тут дверьраспахнулась, и на пороге показалась странная фигура. Это был среднего рост..

Дополнительный поиск Л. Де К. Де Вовенарг - Введение В Познание Человеческого Разума Л. Де К. Де Вовенарг - Введение В Познание Человеческого Разума

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Л. Де К. Де Вовенарг - Введение В Познание Человеческого Разума" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Л. Де К. Де Вовенарг - Введение В Познание Человеческого Разума, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 63 символа