Макс Фриш - Назову Себя Гантенбайн

356

Сюжет распадается на отдельные истории, и каждая из них имеет несколько вариантов. Так,например, образ повествователя раздваивается на два различных образа, Эндерлинаи Гантенбайна, олицетворяющих возможные для повествователя варианты его существования. Авторне дает «досмотреть» судьбы своих героев до их естественного конца. Делоне столько в них, сколько в истинной сути человека, как такового, сокрытойза «невидимым», в «возможном», лишь часть которого выходит на поверхностьи находит реальное воплощение в действительности.Повествователь примеряет своему герою истории, как платья. Роман начинается с того, чтоЭндерлин попадает в автомобильную аварию и чуть не сбивает одиннадцать школьников. Сидяза рулем, он, очевидно, задумался о приглашении прочесть несколько лекций в Гарварде,которое он получил незадолго до того.

У него пропадает желание выступать перед знакомымии всеми окружающими в роли сорокалетнего доктора философии, и он решает изменить свойобраз, выбирает для себя новую роль — роль слепого, и нарекает себя Гантенбайном.Он приобретает все атрибуты слепого. Очки, палочку, желтую нарукавную повязкуи свидетельство слепого, которое дает ему легальную возможность закрепиться в социумев этом образе. Отныне он видит в людях то, что они никогда не позволили бы емуувидеть, не считай они его слепым. Перед ним открывается истинная суть всех тех, с кемон общается, кого он любит. Его темные очки становятся неким элементом, расщепляющим правдуи ложь. Людям удобно общаться с тем, перед кем им не нужно надевать на себя маску, ктоне видит лишнего.Изображая из себя слепого, Гантенбайн пытается освободиться, в частности, от пошлойревности, свойственной ему прежде.

Ведь слепой не видит, не видит многого. Взглядов, улыбок,писем, тех, кто находится рядом с его любимой женщиной. Меняется его внешность,но изменяется ли при этом его суть?Эндерлин долго колеблется, прежде чем начать играть роль Гантенбайна. Он представляет себесвою будущую жизнь, если все пойдет по-прежнему. Одним дождливым днем он сидит в бареи ждет прихода некоего Франтишека Свободы, которого прежде никогда не видел. Вместо негоприходит его жена, синеглазая, черноволосая женщина лет тридцати, очень привлекательная,и предупреждает Эндерлина, что муж ее прийти не сможет, поскольку в данный моментнаходится в служебной командировке в Лондоне. Они довольно долго беседуют, вечеромсобираются вместе пойти в оперу, однако из ее дома, куда он заезжает за ней передначалом спектакля, они так и не выходят.

Проведя ночь вместе, они клянутся друг Другу, что этаистория останется без продолжения, не будет ни писем, ни звонков.На следующий день Эндерлину уже нужно улетать из этого незнакомого ему городаи действительно навсегда расстаться с женщиной, к которой у него начинает зарождатьсяистинное чувство. Он едет в аэропорт. Его сознание раздваивается. Одному внутреннему«я» хочется уехать, другому — остаться. Если он уезжает, эта история завершается,если остается, то становится его жизнью. Предположим, он остается. Через месяц жена Свободы,зовут ее, к примеру, Лиля, признается своему мужу, что безумно любит другого. Теперь судьбаЭндерлина во многом зависит от поведения Свободы, этого высоченного, широкоплечегобелобрысого чеха с намечающейся лысиной, как его представляет себе Эндерлин.

Если тот ведетсебя умно, с достоинством, уезжает на месяц на курорт, дает Лиле возможность и время всевзвесить и возвращается без упреков, поражая ее своей мужественностью и романтичностью,она, возможно, остается с ним. Или же все-таки расстается и начинает совместную жизньс Эндерлином. Какой может быть эта жизнь?Возможно, что познакомился с Лилией он уже тогда, когда стад изображать слепого. Он живетна ее содержании. Она не знает, что у него есть свой собственный счет в банке и что,когда она этого не замечает, он оплачивает штрафы, квитанции, занимается машиной, покупаетей ко дню рождения, якобы из своих карманных средств, которые дает ему Лиля, такие подарки,каких сама она никогда бы себе не позволила.

Таким образом в семье решен материальныйвопрос, когда работающая, самостоятельная женщина чувствует себя действительно самостоятельной.Предположим, Лиля по профессии актриса, большая актриса. Она прелестна, талантлива,но несколько беспорядочна — никогда не убирает в квартире и не моет посуду.В ее отсутствие Гантенбайн тайком приводит квартиру в порядок, а Лиля веритв волшебных гномов, благодаря которым беспорядок уничтожается сам по себе.Он ходит с ней по ателье, беседует о ее нарядах, тратит на это столько времени,сколько никогда не тратит ни один мужчина. Он присутствует в театре на репетициях,поддерживает ее морально, дает нужные советы по поводу ее игры и по поводупостановки пьесы.Встречая Лилю в аэропорту, когда она возвращается с очередных гастролей, он никогдане спрашивает ее о том мужчине, всегда одном и том же, который помогаетей подносить чемоданы, ведь он не может его видеть.

Гантенбайн никогда не спрашиваетЛилю о тех письмах, что приходят ей регулярно по три раза в неделю в конвертахс датскими марками.Лиля счастлива с Гантенбайном.Однако у Гантенбайна может и не хватить выдержки. В один прекрасный вечер он можетоткрыться Аиде, сказать ей, что он не слепой, что он всегда все видел, и потребоватьу нее ответа об этом мужчине из аэропорта, о письмах. Он трясет Лилю, она рыдает. ЗатемГантенбайн просит прощения. У них начинается новая жизнь. Вернувшись с очередных гастролей,Лиля рассказывает Гантенбайну об одном юнце, который нагло за ней ухаживал и даже хотелна ней жениться. Затем приходят телеграммы от него с сообщением, что он приезжает. Сценыи выяснения отношений между Гантенбайном и Лилей.

С тех пор как Гантенбайн перестаетиграть роль слепого, он становится невозможным. Он в беспокойстве. Они откровенноразговаривают. Гантенбайн и Лиля близки друг Другу, как давно уже не были. Пока в однопрекрасное утро не раздается звонок в дверь.На пороге — молодой человек, которого, как Гантенбайну кажется, он узнает, хотя преждени разу его не видел. Он проводит его в спальню к Лиле, будучи уверен, что это тотсамый навязчивый хлыщ, который слал Лиле телеграммы. Лиля просыпается и кричитна Гантенбайна. Тот запирает Лилю с молодым человеком в спальне на ключ, а самуезжает. Затем, когда у него закрадывается сомнение, действительно ли это тот самый молодойчеловек, он возвращается домой. Лиля — в синем халатике, дверь в спальню выломана,молодой человек оказывается студентом-медиком, мечтающим о сцене и пришедшимпосоветоваться с Лилей.

Когда за тем захлопывается дверь, Лиля сообщает, что уходит. Онане может жить с сумасшедшим. Это понятно. Нет, Гантенбайн предпочитает остаться в ролислепого.Однажды он приходит в гости к Эндерлину. Образ жизни Эндерлина очень изменился. У негобогатый дом, роскошные машины, слуги, прекрасная мебель, драгоценности. Деньги так и текутк нему в руки. Эндерлин что-то рассказывает Гантенбайну, чтобы тот его понял. Почему жеГантенбайн ничего не говорит. Он только заставляет Эндерлина видеть все, о чем тотумалчивает. Они не друзья больше. Повествователь произвольно меняет профессию Лили. ТеперьЛиля не актриса, а научный работник. Она не брюнетка, а блондинка, у нее другойлексикон. Гантенбайна она иногда пугает, по крайней мере на первых порах.

Лилю почтине узнать. Она высказывает то, о чем актриса умалчивает, и умолкает в тех случаях,когда актриса высказывается. Другие интересы, другой круг друзей. Те же только принадлежностив ванной, которые Гантенбайн видит. Или же Лиля — итальянская графиня, за много вековотвыкшая, чтобы на нее кричали, завтракает в постели. Даже те люди, с которыми онавстречается, приобретают свой стиль. Гантенбайн выглядит как граф. К обеду Лилю можно ждатьчасами, она живет в своем собственном времени, и посягать на него кому быто ни было не имеет смысла. Гантенбайн не выносит, когда Лиля целыми днями спит.Прислугой делается все, чтобы Гантенбайн не сердился. Лакей Антонио делает все, чтобыприсутствие графини, которой Гантенбайн не видит, хотя бы было слышно.

Пододвигает коленомее кресло, расставляет чашки и так далее. Когда лакей уходит, Гантенбайн разговариваетс отсутствующей графиней. Он спрашивает ее о том, кто у нее есть, кроме него, чтоу нее с Нильсом (предполагаемое имя датчанина), говорит, что однажды прочел письмоиз Дании. Что может ответить ему графиня. Графиня, которая спит?Где же настоящая Лиля. И что же, собственно, было в жизни героя, которая подходитк концу. Один мужчина любит одну женщину. Эта женщина любит другого мужчину, первый мужчиналюбит другую женщину, которую опять-таки любит другой мужчина. Весьма обыкновенная история,у которой концы с концами никак не сходятся...Помимо основных персонажей в ткани повествования всплывают как вымышленные, таки подлинные истории второстепенных персонажей.

Затрагиваются вопросы морали, мировой ситуациив сфере политики и экологии. Всплывает тема смерти. Один человек ошибочно считает, что житьему остается один год. Как меняется его жизнь в связи с этим заблуждением. Другой читаетв газете собственный некролог. Для всех и даже для себя он мертв, поскольку присутствуетна собственных похоронах. Что остается от его судьбы, жизни, связей, роли, которуюон привык играть. Что остается от него самого. Кто он теперь?.

Значения в других словарях
Макиавеллин. - Государь

ТрактатГосударь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Начиная с XIV главы, он целиком сосредоточился на личности правителя, что видно уже из назва..

Макс Фриш - Дон Жуан, Или Любовь К Геометрии

Действие разворачивается в Севилье в «эпоху красивых костюмов». Отец Дон Жуана,Тенорио, сетует отцу Диего на то, что его сын, двадцатилетний молодой человек, совершенноне интересуется женщинами. Душа его всецело принадлежит геометрии. И даже в публичномдоме он играет в шахматы. Разговор этот происходит во время маскарада, предшествующегосвадьбе Дон Жуана и донны Анны, дочери дона Гонсало, командора Севильи. Дон Гонсало пообещалсвою дочь Дон Жуану как герою Кордовы. Тот измерил длину вражеской кр..

Макс Фриш - Хомо Фабер

События разворачиваются в 1957 г. Вальтер Фабер, пятидесятилетний инженер, швейцарецпо происхождению, работает в ЮНЕСКО и занимается налаживанием производственногооборудования в промышленно отсталых странах. По работе ему приходится часто путешествовать.Он вылетает из Нью-Йорка в Каракас, однако его самолет из-за неполадок в моторе вынужденсовершить аварийную посадку в Мексике, в пустыне Тамаулипас.За те четыре дня, что Фабер проводит вместе с остальными пассажирами в раскаленнойпустыне, он сбли..

Максим Горький - В Людях

Служит «мальчиком» при магазине «модной обуви». Хозяин кажется слепым. Делает гримасы, но хозяинэто замечает. Чешутся руки. Хозяин сказал, что «ветошничество — это хуже нищенства, хужеворовства». Сознается, что и воровал. В магазине также торговал брат, Саша Яковлев, приказчик.«Когда входила покупательница, хозяин вынимал из кармана руку, касался усов и приклеивал на лицосвое сладостную улыбку. Приказчик вытягивался, плотно приложив локти к бокам, а кисти ихпочтительно развешивались в воздухе, С..

Дополнительный поиск Макс Фриш - Назову Себя Гантенбайн Макс Фриш - Назову Себя Гантенбайн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макс Фриш - Назову Себя Гантенбайн" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макс Фриш - Назову Себя Гантенбайн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 34 символа