Н. А. Некрасов - Кому На Руси Жить Хорошо

221

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныневременнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина,Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают споро том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из них по-своему судито том, кто главный счастливец на Руси. Помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин,министр государев или царь.За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать верст.Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костер и за водкой продолжаютспор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогаетразрешить волнующий мужиков вопрос.Решение находится неожиданно.

Один из мужиков, Пахом,ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, гдеможно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском,чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к томуже скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду. Получив все эти блага, мужикидают зарок дознаться, «кому живется весело, вольготно на Руси».Первым возможным«счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречныхже солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том,сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, чтосчастье — в покое, богатстве и чести.

Но ни одним из этих благ попне обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он долженидти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит привиде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медныепятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовыхусадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяныне только по Руси, но и по дальней чужеземщине. На их воздаяние надеятьсяне приходится. Ну а о том, каков попу почет, мужики знают и сами. Им неловкостановится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрессвященников.Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужикиотправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспроситьнарод о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный домс надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница.

Но больше всего в селепитейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. СтарикВавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, чтоПавлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином»,покупает для него заветный гостинец.Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку,наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя,а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом».Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день. Повальным пьянством, дракамипо дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова меритькрестьянина на мерочку господскую.

По их мнению, трезвому человеку на Руси житьневозможно. Он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды. Без выпивкииз гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагойиз деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьет».Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во времяпожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки,висевшие в избе. Он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придет великаяпечаль.Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живется.Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удается обнаружить таковых. Радидармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитыйпараличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французскимтрюфелем, и даже оборванные нищие.Наконец кто-то рассказывает им историю ЕрмилаГирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своейсправедливостью и честностью.

Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупитьмельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперьнесчастлив. После крестьянского бунта он сидит в остроге.О несчастье, постигшем дворянпосле крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетнийпомещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина:деревни, леса, нивы, крепостные актеры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие.Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашалсвоих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилосьсо всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.И хотя мужики по себе знают, что жизньв крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают:великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разомлишился привычного образа жизни, и по мужику.Отчаявшись найти счастливого средимужиков, странники решают расспросить баб.

Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клинуживет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думаетиначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.До замужестваМатрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печникаиз чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь, когдажених уговаривал Матрену выйти за него. Потом началась обычная беспросветная жизньдеревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправилсяна работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным,кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, кудаон попал за убийство ненавистного немца-управляющего.

Савелий рассказывал Матрене, чтотакое русское богатырство. Мужика невозможно победить, потому что он «и гнется,да не ломится».Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоресвекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследилза младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из городасудейские производили вскрытие её ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя послеу нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унестиовцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыномЛиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости. Её мужа в обходзаконов забрали в солдаты.

Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна,за которую молится теперь вся семья.По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагинойможно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине,рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о кровипервенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива,потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.В разгарсенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены.На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшиеотдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие.

Оказывается,крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещикаУтятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикампойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания,и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.Здесь, у села Вахлачина, странникислушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, соленую — и историио крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного.Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. СамодурПоливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещебольшую любовь.

К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, какза ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавицеАрише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулсяк барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступнымему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливановпровел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.Еще однуисторию — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник ИонаЛяпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливалгрехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убилжестокого пана Глуховского.Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника —Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решилосвободить своих крестьян.Но не одни мужики-странники думают о народном счастье.На Вахлачине живет сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовьк покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине.

Уже пятнадцати лет Гриша твердознал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, какоб убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждет, что в ней еще скажетсята несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, каку Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовет на честный путь. Судьба готовит Грише«путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».Еслибы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они навернякапоняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествиядостигнута..

Значения в других словарях
Мюриэл Спарк - Мисс Джин Броди В Расцвете Лет

Героини романа — шесть девочек-школьниц, объединившихся в «клан Броди» волей их любимойучительницы, мисс Джин Броди. Действие происходит в Эдинбурге в тридцатые годы. Мисс Броди ведеткласс маленьких девочек начального отделения респектабельной частной школы. На одном из первыхуроков истории мисс Броди рассказывает вместо лекции трагический сюжет своей первой любви — еёжених погиб на войне за неделю до перемирия, — чем трогает девочек до слез. Так начинаются еёзанятия по «Истине, Добру и Красоте»..

Н. А. Некрасов - Дедушка Мазай И Зайцы

Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старогоохотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, ирассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории про деревенскихохотников. Один поломал курок у ружья, и ходит с коробком спичек, а другой носит с собой горшок сугольками, потому что руки зябнут. Один из рассказов автор записал.Мазай рассказывал, что в их низменном крае велось бы гораздо больше..

Н. А. Некрасов - Мороз, Красный Нос

В крестьянской избе страшное горе. Умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозитгроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдовакрестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.У судьбы есть три тяжкие доли. Повенчатьсяс рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечирусской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях»,к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут ..

Н. А. Некрасов - Русские Женщины

Зимней ночью 1826 г. Княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь.Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который долженнавсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с роднымПетербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла еёмолодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро наг..

Дополнительный поиск Н. А. Некрасов - Кому На Руси Жить Хорошо Н. А. Некрасов - Кому На Руси Жить Хорошо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Н. А. Некрасов - Кому На Руси Жить Хорошо" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Н. А. Некрасов - Кому На Руси Жить Хорошо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 41 символа