Н. В. Гоголь - Вечера На Хуторе Близ Диканьки

196

«Вечера…», состоящие из 8 повестей, делятся ровнона 2 части, и каждая предваряется предисловием мнимого издателя. В первом, описывая свойхутор, он дает характеристики некоторым, особо колоритным обитателям Диканьки, что захаживаютвечерами в «пасичникову лачужку» и рассказывают те диковинные истории, прилежнымсобирателем которых и является Рудой ПанькоОписаниемупоительных роскошеств летнего дня в Малороссии начинается сия повесть. Среди красотавгустовского полдня движутся возы, заполненные товаром, и пеший люд на ярмаркув местечко Сорочинец. За одним из возов, груженным не только пенькою и мешкамис пшеницей (ибо сверх того здесь сидят чернобровая дивчина и ее злая мачеха), бредетистомленный жарою хозяин, Солопий Черевик.

Едва въехав на перекинутый через Псел мост, возпривлекает внимание местных парубков, и один из них, «одетый пощеголеватее прочих»,восхищаясь пригожей Параскою, затевает перебранку с злоязычною мачехой. Однако, прибывк куму, козаку Цыбуле, путешественники на время забывают это приключение, и Черевикс дочкою отправляются вскоре на ярмарку. Здесь, толкаясь меж возами, он узнает, что ярмаркеотведено «проклятое место», опасаются появления красной свитки, и уж были тому верныеприметы. Но как ни озабочен судьбою своей пшеницы Черевик, вид Параски, что обнимаетсяс давешним парубком, возвращает его к «прежней беспечности». Впрочем, находчивыйпарубок, назвавшись Голопупенковым сыном и пользуясь давним приятельством, ведет Черевикав палатку, и после нескольких кружек о свадьбе уж договорено.

Однако по возвращенииЧеревика домой грозная его супруга не одобряет такого поворота событий, и Черевик идетна попятный. Некий цыган, торгуя у опечаленного Грицько волов, не совсем бескорыстноберется ему помочь.Вскоре «на ярмарке случилось странное происшествие». Появиласькрасная свитка, и многие ее видели. Оттого Черевик с кумом и дочкою, собиравшиеся преждепровести ночь под возами, спешно возвращаются домой в компании перепуганных гостей,а Хавронья Никифоровна, грозная его сожительница, услаждавшая дотоле гостеприимством своимпоповича Афанасия Ивановича, вынуждена спрятать его на доски под самым потолком среди всякойдомашней утвари и сидеть за общим столом как на иголках. По просьбе Черевика кумрассказывает историю красной свитки — как за какую-то провинность был изгнаниз пекла черт, как пьянствовал он с горя, угнездившись в сарае под горой, пропилв шинке все, что имел, и заложил красную свитку свою, пригрозив прийти за нею через год.Жадный шинкарь позабыл о сроке и продал видную свитку какому-то проезжему пану,а когда явился черт, то прикинулся, будто в глаза его раньше не видал.

Черт ушел,но вечерняя молитва шинкаря была прервана явившимися вдруг во всех окнах свиными рылами.Страшные свиньи, «на ногах, длинных, как ходули», угощали его плетьми, пока тотне признался в обмане. Однако свитки вернуть было нельзя. Пана по дороге ограбил цыган,свитку продал перекупке, и та снова привезла ее на Сорочинскую ярмарку, но торговляей не задалась. Смекнув, что дело в свитке, она бросила ее в огонь, но свиткане сгорела, и перекупка подсунула «чертов подарок» на чужой воз. Новый владелецизбавился от свитки, лишь когда, перекрестившись, порубил ее на части, разбросал вокруги уехал. Но с той поры ежегодно во время ярмарки черт «с свиною личиною» ищеткуски своей свитки, и теперь только левого рукава недостает ему. В этом месте рассказа,неоднократно прерывавшегося странными звуками, разбилось окно, «и страшная свиная рожавыставилась».В хате все смешалось.

Попович «с громом и треском» упал, кум поползпод подол своей супруги, а Черевик, ухватив вместо шапки горшок, бросился вон и вскоре без силупал посреди дороги. С утра ярмарка, хоть И полнится страшными слухами о красной свитке,шумит по-прежнему, и Черевик, которому уж с утра попался красный обшлаг свитки,ворча ведет кобылу на продажу. Но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукаваи бросившись в ужасе бежать, Черевик, вдруг схваченный хлопцами, обвиняется в кражесобственной кобылы и заодно уж с подвернувшимся кумом, что бежал от привидевшейся емучертовщины, связан и брошен на солому в сарай. Здесь обоих кумов, оплакивавших свою долю,и находит Голопупенков сын. Выговорив себе Параску, он освобождает невольникови отправляет Солопия домой, где ждет его не только чудно обретенная кобыла,но и покупщики ее и пшеницы.

И хотя неистовая мачеха пытается помешать веселойсвадьбе, вскоре все танцуют, и даже ветхие старушки, которых, впрочем, увлекает не общаярадость, а один только хмель.Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «паничв гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настольконе удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно,а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.История, услышаннаядьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал)и многие детали которой принадлежали дедовой тетке, содержавшей в то время шинок, —произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором».Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческомобразе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкамдарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам.

Меж тем в сележил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозваньюБезродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побилПетруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка. Петрусьбыл изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вотуж все идет к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдетза ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюки предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаютсявстретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цвететпапоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю трипригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать егоне оглядываясь.

Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутсясотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок,и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишьот страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдругявляется избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку,а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру броситьего — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь,по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаетсяхохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать кровичеловеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову.Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старухуи заносит уж руку.

Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и сталовидно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся,«и безвинная кровь брызнула ему в очи».Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит,все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своем падает он и спит двадня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногахсвоих два мешка с золотом. Он несет мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, чтои старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившиемимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и. лица ее меньшого брата. Но ещечего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днем сидит, припоминая.Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.И лето прошло,и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетнымсвоим припоминанием.

И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привестииз Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечерунакануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топоромв старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынею. Узнает Пидорка Ивася,но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когдаже высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместоПетруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру.Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий обликон принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даютсянечистым рукам), а тетка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянскойдороге, чтоб перебраться в село.

За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и другихдобрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил еще его проделки.Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружоки поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнеювызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек,и дерзости парубков, и материнской строгости, и еще чего-то неясного. Нечем Левкеутешить красавицу. Отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе. Сидяна пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в темнойводе пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, «ясною панночкой», женился,но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочьиз дому.

Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницамии однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и темизбегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехалнынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.Послеизвестного описания украинской ночи в повествование врывается изрядно подгулявший Каленики, кроя на чем свет стоит сельского голову, «косвенными шагами», не без помощилукавых дивчин, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видитГанну, говорящую о нем, Левке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранитЛевка, предлагая Ганне свою, более серьезную любовь.

Неожиданное появление проказливых парубкови ясной луны открывает разгневанному Левке, что незнакомец сей — отец его. Спугнув голову,он подговаривает парубков проучить его. Сам же голова (о коем известно, что некогдаон сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, ныне крив, суров,важен и вдов, живет несколько под каблуком своей свояченицы) уже беседует в хатес винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Питаявсе возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместнымрассказом о теще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы.Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают голову к действиям.Поймани брошен в темную комору зачинщик в черном вывороченном тулупе, а голова с винокуроми десятским отправляются к писарю, дабы, изловив буянов, сей же час «резолюциюим всем учинить».

Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил егов сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и голова прежде в коморе,а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чертом. Когдановый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство,снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправуза нерадение.Об эту пору Левко в черном своем тулупе и с измазанным сажею лицом,подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядяна отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставнейвовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в немясная панночка.

Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Левку награду, еслион сыщет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледныи прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажетсяему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькаетзлоба, «Ведьма!» — говорит Левко, и панночка, смеясь, подает ему записку для головы.Тут проснувшегося Левку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянет свою неграмотность,хватают десятские с головою. Левко подает записку, что оказывается писаною «комиссаром,отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским» и содержит среди возбранений головеприказ женить Левка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, «а также починить мостыпо столбовой дороге» и другие важные поручения.

На вопросы обомлевшего головы Левкопридумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед.Ободренный такою честью голова сулит Левке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит своивечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестивв окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все еще ищети не может найти своей хаты.Быль сия начинается с сетований Фомы Григорьевича на тех слушательниц, чтовыпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат пододеялом. Затем, однако, он приступает к истории, что случилась с его дедом, коеговельможный гетьман послал с какой-то грамотой к царице. Дед, простившись с женойи малыми детьми, уж наутро был в Конотопе, где о ту пору случилась ярмарка.

Дедс зашитою в шапку грамотой пошел приискать себе огнива и табаку, да познакомилсяс гулякой-запорожцем, и такая меж них «попойка завелась», что дед вскоре позабыло деле своем. Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к нимеще одним гулякою.Запорожец, потчуя приятелей диковинными историями весь вечер, к ночипритих, оробел и наконец открылся, что продал душу нечистому и этою ночью срок расплаты. Дедобещался не спать ночи, чтоб пособить запорожцу. Заволокло все мраком, и путешественникипринуждены были остановиться в ближайшем шинке, где все уж спало. Уснули вскоре и обадедовых попутчика, так что ему пришлось нести караул в одиночку. Как мог, боролся дед со сном:и обсмотрел все возы, и проведал коней, и закурил люлюку — но ничто, и дажепочудившиеся ему под соседним возом роги не могли его взбодрить.

Он проснулся поздним утроми не нашел уж запорожца, пропали и кони, но, что хуже всего, пропала дедова шапкас грамотой и деньгами, которою вчера поменялся дед с запорожцем на время. И бранилдед черта, и просил совета у бывших в шинке чумаков — все без толку. Спасибо шинкарю,за пять злотых указал он деду, где сыскать черта, чтоб вытребовать у него обратнограмоту.Глухою ночью ступил дед в лес и пошел по еле приметной дорожке, указаннойшинкарем. Как и предупреждал он, все в лесу стучало, ибо цыгане, вышедши из нор своих,ковали железо. Миновав все указанные приметы, дед вышел к огню, вокруг коего сидели страшныерожи. Сел и дед. Долго молчали, пока дед не принялся наудачу рассказывать свое дело. «Рожии уши наставили, и лапы протянули».

Дед кинул все свои деньги, земля задрожала,и он очутился чуть не в самом пекле. Ведьмы, чудиша, черти — все вокруг отплясывало«какого-то чертовского трепака». Вдруг он оказался за столом, ломившимсяот яств, но все куски, что он брал, попадали в чужие рты. Раздосадованный дед, забывстрах, принялся браниться. Все захохотали, и одна из ведьм предложила ему трижды сыгратьв дурня. Выиграет — его шапка, проиграет — и света Божьего не увидит. Оба разаостался дурнем дед, хоть во второй и сам сдавал карты и были они поначалу совсем неплохи.Догадался он в третий раз потихоньку под столом карты перекрестить — и выиграл.Получив шапку, дед расхрабрился и потребовал коня своего, пригрозя перекрестить все бесовскоесобрание святым крестом.

Загремели пред ним лишь конские кости. Заплакал было дед, да черти далиему другого коня, что понес его через провалы и болота, над пропастями и крутизной страшной.Не удержался и сорвался дед, а очнулся на крыше своей же хаты, весь в крови,но целый. В доме кинулись к нему испуганные дети, указывая на мать, что спящаяподпрыгивала, сидя на лавке. Дед разбудил жену, которой снилась сущая чертовщина, и, решиввскоре освятить хату, немедля отправился к царице. Там, навидавшись диковин, он забылна время и о чертях. Да, видно, в отместку, что помешкал он хату освятить, долгопосле, «ровно через каждый год, и именно в то самое время», жена его против волипускалась в пляс.В предисловии, предваряющем дальнейшие истории,пасичник рассказывает о ссоре с «гороховым паничем» из Полтавы, что поминалсяпрежде.

Приехавшие к пасичнику гости принялись было обсуждать правила соления яблок,да зарвавшийся панич заявил, что прежде всего надобно пересыпать яблоки канупером,и неприличным сим замечанием вызвал всеобщее недоумение, так что пасичник принужден былотвесть его тихонько в сторону и объяснить нелепость такового суждения. Но паничоскорбился и уехал. С тех пор и не приезжал, что, впрочем, не повредило книжке,выпускаемой пасичником Рудым ПанькомНа смену последнему днюперед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать,и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Оначерным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт,которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету».

Укравши месяц, черт прячетего в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба,приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавшийна церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийтик Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумомне решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввидутакой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану,принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула. Суровая красавица насмехаетсянад ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь,в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятойчертом метели вернуться домой.

Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попалне в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно,и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. ПобитыйЧуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери,Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетели черт, обронив в трубе месяц.Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпалина улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитыезолотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесетей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугиваетголова, не пошедший к дьяку на кутю.

Черт проворно залезает в один из мешков,оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове,поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынуждензалезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегаявстречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим воследкозаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкойс Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесьОксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посредидороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме,то ли повесился.Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, какпоговаривают, «немного сродни черту».

Застав хозяина за поеданием галушек, а затеми вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясьна его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами,Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, чертвыскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрыйкузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велитчерту везти себя «в Петембург, прямо к царице».Найдя о ту пору Кузнецовымешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Ониидут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в своюхату.

Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовойженой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во второммешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.Кузнец, прискакавв Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижавв кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворцаи чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает оназапорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у нейцарских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этотпассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитаетза благо отправиться восвояси.В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят,каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану,она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать.

Кузнецже попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапкуи пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи,но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйтиза кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками,а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходилимимо».Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына,на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбашс молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец,недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними.

УЖ все плясало, когдавынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез,устрашившись образов.Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор.Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путьк запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбищас костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее,являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добираетсядо хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десятиотборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошлодо сабель, а там и до мушкетов.

Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрекиКатерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки.Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун,а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж болееволнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.После обеда, во время котороготесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведатьвокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видитколдовскую комнату, невесть чем освещенную, с чудным оружием по стенам и мелькающиминетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется.

Уж он колдунв поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтобКатерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясенный открывшимся, Данило возвращаетсядомой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекаетсяот отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовскийего замок. Не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь.Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивитьБога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка,выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленныйДанило беречь сына.Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хатыи угоняют скот.

Храбро бьется пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигаетего. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр,и, бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творитон заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный. Хотьне страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещетза сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвыми сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на ворономконе. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.Безумная Катеринавсюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его,хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум.Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, онаузнает отца и кидается к нему с ножом.

Колдун сам убивает дочь свою.За Киевомже «показалось неслыханное чудо». «вдруг стало видимо далеко во все концысвета» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горыс исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узналво всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна,и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника,не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правилон коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очии засмеялся. И умер колдун, и, мертвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева,от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзилив него зубы.

Еще один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и трясее нещадно, но не мог встать.Кончается быль сия старинной и чудной песней старцабандуриста в городе Глухове. Поется в ней о войне короля Степана с турчиноми братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделилс братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забралвсе добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тотпроклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей,и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самогов пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петроне сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить.Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.«С этой историей случилась история».

Рассказанная СтепаномИвановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленькийстолик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конецее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича,и для удобства подробное описание его прилагается.Иван Федорович Шпонька, живущий нынена хуторе своем Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей.Благонравием своим он привлек внимание даже страшного учителя латинского языка и былпроизведен им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результатекоего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, чтоникогда не имел желания идти в штатскую службу.

Посему, спустя два года после известияо смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням,не уступал иным кавалерийским. К примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку,а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитаячистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам. За исправность,спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведен в подпоручики. Умерлаего матушка, имением занялась тетушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получилот тетушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйствона себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилевадо Гадяча.В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишкомзамечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свел знакомство ГригорийГригорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и называвшим непременно в гости.Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тетушки ВасилисыКашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобамее в письме.

Тетушка исправно ведет хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле прижнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимыхсвоих галушек. Меж делом тетушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше,записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, чтоон наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения) , есть где-тои дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федоровичи встречает там знакомца своего Сторченка,Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягаетконей Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана,что сидел некогда у него в ухе. Он уверяет, что дарственной никакой нет и не былои, представив его матушке с сестрами, влечет Ивана Федоровича к столу, где тот знакомитсяс Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке».

Вовремя обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принужден стать на колени,умоляя его «взять стегнушко». После обеда грозный хозяин отправляется соснуть,и оживленная беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофелязанимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие.Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тетушке свое приключение, и, крайне раздосадованнаяувертливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новымзамыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучати впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они сбираются к соседу вместе.Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышнейнаедине.

Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, обаумолкают безнадежно, и заведенная тетушкой на возвратном пути речь о необходимостиженитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича. Ему снятся чудные сны. Жена с гусиным лицом,и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая егона колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя(«возьмите жены […] из нее все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничемне может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тетушки уж «созрел совершенно новыйзамысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесьобрывается.Быль сияотносится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею.

Отец с одним из сыновей уехалв Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан —дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинныеистории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все стариннымидедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и .

Значения в других словарях
Н. А. Некрасов - Саша

В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители её — славные старички,честные в своем радушии, «лесть им противна, а спесь неизвестна». Родители постарались в детстведать дочери все, что позволяли их небольшие средства. Однако наука и книги казались им излишними. Встепной глуши Саша сохраняет свежесть смуглого румянца, блеск черных смеющихся глаз и«первоначальную ясность души».До шестнадцати лет Саша не знает ни страстей, ни забот, ей вольно дышится в просторе полей, ср..

Н. А. Некрасов - Современники

«Бывали хуже времена, / Но не было подлей», — читает автор о 70-х гг. XIX в. Для того чтобыубедиться в этом, ему достаточно заглянуть в один из дорогих ресторанов. В зале № 1 собралисьсановники. Празднуется юбилей администратора. В числе главных достоинств юбиляра называется то,что он не довел до разоренья население вверенного ему края. «Подвижник» не воровал казенное добро,и за это собравшиеся выражают ему глубокую благодарность.В зале № 2 чествуют деятеля просвещения. Ему подносят портрет Магн..

Н. В. Гоголь - Вий

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштныесеминаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге,зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.Три бурсака. Богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи сдороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положитвсех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом ов..

Н. В. Гоголь - Женитьба

Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все жежениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и опосещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чегобарину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе иобсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь.Появляется сваха Фекла Ивановна и ..

Дополнительный поиск Н. В. Гоголь - Вечера На Хуторе Близ Диканьки Н. В. Гоголь - Вечера На Хуторе Близ Диканьки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Н. В. Гоголь - Вечера На Хуторе Близ Диканьки" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Н. В. Гоголь - Вечера На Хуторе Близ Диканьки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 45 символа