Народные И Древнерусские Произведения - Житие Александра Невского

158

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк. Так говорит господь. "Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду". И воистину - не без божьего повеления было княжение его.И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона (1), и дал ему бог премудрость Соломона (2), храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.

Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав. "Оставили меня одного". Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим.Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал. "Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей".Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской (3) из северной земли подумал про себя.

"Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря. "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою".Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами. "Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал. "Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне".И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу.

Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря. "Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца (4), который сказал. "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем. Они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"". Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу.Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить.

И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу (5).И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад (6), плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга.

Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис. "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику (7) своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему. "Не рассказывай этого никому".После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих - одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великй силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря. "Покорим себе славянский народ".А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил.

Немцы же, дерзкие, соединились и сказали. "Пойдем, И победим Александра, и захватим его".Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули. "О княже наш славный. Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя". Князь же Александр воздел руки к небу и сказал. "Суди меня, боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи..."Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники.

И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил бог Александра пред всеми полками. И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь. "Ты, господи, помог кроткой Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою".

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима. Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его бог и больший чин принять - схиму (8). И такс миром богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на па мять святого апостола Филиппа.Митрополит же Кирилл говорил. "Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!" Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита.

И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил бог угодника своего.(1) Самсон - богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах.(2) Соломон - царь Израильско-Иудейского государства в 965-928 гг. До н. Э. Славился необыкновенной мудростью.(3) Страна Римская - имеется в виду католическая страна.(4) Песнотворец - царь Израильско-Иудейского государства Давид (конец II в. - около 950 г. До н. Э.). Сочинял псалмы - песни, которые исполняли певцы и народ во славу Господа.(5) Борис и Глеб - сыновья новгородского и киевского князя Владимира Святославовича, убитые своим братом Святополком.

Были признаны святыми.(6) Насад - лодка.(7) Сродник - свой, родной, связанный кровным родством человек.(8) Схима - монашеский чин..

Значения в других словарях
Народные И Древнерусские Произведения - Евпатий Коловрат

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и..

Народные И Древнерусские Произведения - Жена-доказчица

Жил старик со старухою. Сбили они на реке заезочек (1) и заложили по мордочке (2). Пошли домой. На дороге увидала старуха клад и давай всем рассказывать. Что с ней делать. Вздумал старик пошутить над старухою, пошел в поле, поймал зайца и отправился на реку морды смотреть. Вынул одну - а в ней щука попалась. Он щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох. Воротился домой и зовет старуху горох крючить (то есть снимать с поля).Вот собрались и поехали. Доро..

Народные И Древнерусские Произведения - Иван – Крестьянский Сын И Чудо-юдо

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились. Пашню пахали да хлеб засевали.Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть. Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:- Не горюйте, батюшка и матушка. Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним би..

Народные И Древнерусские Произведения - Илья Муромец И Соловей Разбойник

Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А й черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке ..

Дополнительный поиск Народные И Древнерусские Произведения - Житие Александра Невского Народные И Древнерусские Произведения - Житие Александра Невского

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народные И Древнерусские Произведения - Житие Александра Невского" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народные И Древнерусские Произведения - Житие Александра Невского, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 65 символа