Пио Бароха - Алая Заря

201

Действие романа происходит в двадцатые годы.На окраинной улице Мадрида, к которой примыкают несколько городских кладбищ, живут МануэльАлькасар с овдовевшей сестрой Игнасией и поселившаяся у них Сальвадора с малолетним братикомЭнрике. Мануэль работает наборщиком в типографии, Сальвадора с утра трудится в мастерскойготового детского платья, а вечером дает уроки рукоделия, Игнасия ведет хозяйство и стряпает. Напервом этаже дома помещается цирюльня горбуна Ребольедо и мастерская его сына, электромеханикаПерико. Соседи дружат и частенько собираются вместе играть в карты. Обычно к ним присоединяетсяприятель Ребольедо-отца старый Кануто, бывший ветеринар и мизантроп. Жизнь этих двух семейств изимой и летом протекает тихо и мирно, без особых радостей, но и без печалей.Однажды в дом приходит стройный, бледный, длинноволосый молодой человек в черном с собакой.

ЭтоХуан, брат Мануэля, с которым он не виделся пятнадцать лет. Он рассказывает о том, что выпало на егодолю. Семинарию он бросил и пристал к труппе бродячих комедиантов, потом познакомился схудожником, и они на пару реставрировали картины в церкви. Впроголодь жил и учился живописи вБарселоне, начал заниматься лепкой. Статуэтки охотно покупали, удалось скопить немного денег.Тогда он уехал в Париж, где продолжил учебу, работал в ювелирной мастерской, изготавливая всякогорода безделушки, брелоки и колечки. На открывавшуюся выставку Хуан представил свои произведения,их заметили, стали поступать заказы, появился некоторый достаток. Теперь он вернулся на родину.Адрес брата узнал случайно от англичанина Роберта Гэстинга, проживающего в отеле «Париж».

Хуанпросит Сальвадору позировать ему для скульптурного портрета, он сразу же отмечает незаурядностьеё личности.После череды сеансов и многих поисков Хуану наконец удается схватить нужное выражение, лицоСальвадоры кажется в одно и то же время и смеющимся, и опечаленным. Он советует брату не тянутьвремя и жениться на Сальвадоре, это редкая и достойная девушка. Того же мнения придерживается иПерико. Однако Мануэль в нерешительности. Похоже, у него в душе нет ничего, кроме чувстваблагодарности, ведь если бы не Сальвадора, так и вел бы он жизнь босяка, промышляющего где и чемпридется.На художественную выставку Хуан предоставляет скульптурную группу «Бунтари», статуэткустарьевщицы и бюст Сальвадоры. Его работы вызывают оживленные толки, начинают поступать заказы.Но жюри присуждает ему только третью премию, у них заранее все расписано.

Хуан возмущен и даженамеревается отказаться и от медали, и от денежной награды, но брат уговаривает его не поротьгорячку. Он мечтает арендовать типографию и нуждается в деньгах. Не по нутру Хуану стремлениеМануэля стать собственником, но тот имеет мощную поддержку в лице обеих женщин. Чтобы открытьдело, не хватает солидной суммы, и Мануэль занимает недостающие деньги у Роберта, пригласив его вкомпаньоны.Устройство типографии оказывается весьма хлопотным делом, от передряг и переутомления Мануэльзаболевает. Сальвадора заботливо за ним ухаживает, и все чаще подумывает он о женитьбе. На времяболезни Мануэль поручает заниматься типографией своему старинному приятелю наборщику Хесусу,который поселяется у него в доме.Как-то Хуан вместе с художником-декоратором, с которым познакомился на выставке, заходит втаверну под вывеской «Заря».

Его новый приятель сотрудничает в анархистской газете подпсевдонимом Либертарий, и молодой человек находит в нем друга и единомышленника. Таверна кажетсяобоим весьма подходящим местом для собра ний, и по воскресеньям здесь начинают происходитьвстречи участников анархистского кружка, получающего название «Алая заря». Его организатором идушой становится Хуан. Среди членов группы Ребольедо, Хесус, Кануто, Либертарий, студент СесарМальдонадо, баск Субименди, рабочий Мадридец, француз Карути, русский еврей Офкин, сапожник Шарик,гравер Скопос. Из любопытства захаживает сюда и Мануэль. Собирающиеся здесь спорят, обсуждают,обмениваются литературой общесоциологического и революционного характера. Выявляютсяразногласия, сталкиваются мнения.

Анархизм, который исповедует Хуан, носит возвышенный,гуманитарный характер. Хуан почти ничего не читал из анархических книг, его любимые писатели —Толстой и Ибсен. Анархизм Либертария, провозглашающего бунт индивида против государства,является выражением воинствующего индивидуализма. Для Мальдонадо, сына лакея, анархизмпроистекает из уязвленного самолюбия и предстает способом отомстить обществу, презирающему егоза низкое происхождение. Анархизм беспринципный воплощают Мадридец, Хесус и Кануто,проповедующие разрушение ради разрушения.У Мануэля много работы в типографии, за пьянство он вынужден уволить Хесуса, но тот остается житьу него в доме и, бездельничая целыми днями, на удивление, вечно при деньгах.Роберт, доставляющий Мануэлю заказ, советует другу относиться к анархистским идеям как кзанятиям спортом и не слишком увлекаться.

Он с сожалением констатирует, что Мануэль мог бы многогодобиться в жизни, но по натуре не боец, слабохарактерный и безвольный. Мануэль нанимает метранпажаПепе Иоралеса, социалиста по убеждениям, и теперь они часто спорят о преимуществах и недостаткахсоциалистической и анархистской доктрин.Мануэль все откладывает объяснение с Сальвадорой, ему кажется, что девушка влюблена в брата, итогда не остается ничего иного, как уехать и пустить себе пулю в лоб. Домашние обнаруживают, чтоХесус по ночам занимается кражами на кладбищах. Вместе с сообщниками, среди которых и почтенныйсеньор Кануто, он тянет оттуда мраморные плиты, железные цепи, металлические ручки, распятия иканделябры, что и сбывается старьевщикам.

Однако, когда полиция выходит на след шайки, Хесус исеньор Кануто успевают уехать в Танжер.Хуан долгое время не появляется в доме Мануэля, тот узнает, что брат болен, у него нехорошо слегкими. Мануэль разыскивает Хуана в захудалой гостинице и перевозит к себе. Благодаря хорошемууходу Хуан вскоре встает на ноги.Мануэль все более критично относится к анархистской доктрине, все же он буржуа, ему по душепорядок и дисциплина. А подкладывать бомбы вообще варварство, считает он и ни в какую несоглашается с Либертарием, утверждающим, что на террор государства следует отвечать толькотеррором. Во время болезни Хуан не перестает вести активную работу, он занимается вопросамипропаганды, ведет обширную переписку. Прекраснодушный идеалист, он посещает трущобы, безнадежнопытаясь отыскать «золото человеческой души» среди озлобленных, испорченных городских подонков.На анархистском митинге в театре он произносит пламенную речь о человеческом достоинстве,освобождении человеческой личности.Хуана с товарищами приглашают в богатый дом, хозяин которого намеревается издавать журналрадикального направления и предлагает сотрудничество.

Однако разговоры собравшихся здесьинтеллигентов не что иное, как демагогическая болтовня, они стремятся к достижению эгоистическихцелей и в то же время боятся разбушевавшейся народной стихии. Общего языка найти не удается.Приближается день коронации короля Альфонса Тринадцатого. В кружке «Алая заря» появляетсяСильвио Фернандес Трасканехо с предложением принять участие в заговоре. Либертарий,размежевавшийся с группой, предупреждает Мануэля. Хуан доверчив, его хотят впутать в какую-тоисторию, наверняка это происки полиции, раскрытие заговора было бы ей весьма кстати.Хуан приводит в дом прибывшего из Парижа Пассалакву. Гость ведет себя подозрительно, ночью,тайком от Хуана, Мануэль и Сальвадора осматривают его вещи и находят в чемодане бомбу, которуюПерико удается обезвредить, чертежи взрывных устройств, нелегальную литературу.

Всекомпрометирующее хозяева тщательно уничтожают. Когда наутро полиция заявляется с обыском, имничего не удается обнаружить. Мануэль потрясен. Как мог беспредельно добрый, такой гуманный Хуанучаствовать в столь злодейском преступлении. Ничто не может оправдать массового убийства. «Всепути, все способы хороши, лишь бы они приводили к страстно ожидаемой революции», — возражает Хуан.Трасканехо разоблачен, он провокатор, действующий по указке полиции.Дела в типографии идут не так хорошо, как хотелось бы, он еще не может рассчитаться с долгом,докладывает Мануэль приехавшему из Англии Роберту. Но компаньон решил выйти из дела и оставитьдруга полным владельцем типографии, он вручает ему запродажную запись. Роберт советует Мануэлюотбросить анархистские идеи, сам он — сторонник просвещенного деспотизма, не верит в демократию,рассматривая её только как принцип построения общества, но не его цель.Мануэль и Сальвадора наконец-то вступают в брак.

Накануне дня коронации Хуан исчезает из дома.Ходят слухи, что по пути следования процессии будет совершено покушение. Обеспокоенный Мануэльобходит заполненные народом улицы в поисках брата, но особых происшествий не случается. Толькосеньор Кануто, осыпающий оскорблениями солдат и национальный флаг, попадает под сабельные удары.Мануэль на руках выносит ослабевшего брата из толпы, которую теснят полицейские.Несколько дней Хуан находится в полубессознательном состоянии, он наотрез отказываетсяисповедаться приглашенному Игнасией священнику. Полиция является с ордером на его арест, но онуже умер. Блюстители закона настойчиво рекомендуют провести похороны без демонстрации. У домасобирается большая толпа, гроб накрывают красным знаменем..

Значения в других словарях
Петрушевскаял.с. - Никогда

Произведение Людмилы Петрушевской Никогда повествует читателю об одном из дней жизни обычной современной женщины. Сюжет произведения основывается на столкновении героини с разнообразием деревенской жизни. Героиня отправляет ребенка на лето в детский сад за город, сама остается ухаживать за больным отцом. Однако вскоре Лена – так зовут героиню, начинает скучать по пятилетнему сыночку и решается поехать к нему на сутки. Лена договаривается с соседкой, чтобы та покормила старика один день. Попав за..

Петрушевскаял.с. - Сети И Ловушки

Небольшое, но весьма содержательное произведение Людмилы Петрушевской Сети и ловушки.Монолог ведется от лица женщины, которая вспоминает свою молодость. Когда мне было двадцать лет… Потом, впрочем, она добавляет, что возраст не имел абсолютно никакого значения – главным было то, что если жизнь ставит нам сети и ловушки, надо уметь их видеть.Молодой героине всего двадцать, есть муж – аспирант, но брак официально не зарегистрирован, и есть ребенок – где-то там, внутри...Молодые живут в коммунально..

Пиранделло Л. - Черепаха

Приятель мистера Мишкоу считал, что черепаха приносит счастье. Чтобы в этом убедить своего друга, он подарил ему черепашку. Но жена мистера Мишкоу была непроницаемой женщиной, и дети были такими же, как старики. Жена потребовала, чтобы черепахи не было в доме или она уедет в Англию через 3 дня. Мистер Мишкоу долго думал, как избавиться от черепахи. Но поняв, что это предлог жены уйти от него, он оставил черепашку. А когда она затанцевала, мистер Мишкоу понял, что это и есть то самое счастье.. ..

Писахов С. Г. - Морожены Песни

В прежне время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить.Мы до той поры и, в толк не брали, что можно песнями торговать.В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня - подмога, на гулянье - для пляса, в гостьбе - для общего веселья. Чтобы песнями торговать - мы и в уме не держали.Про это дело надо объяснительно обсказать, чтобы сказанному вера была. Это не выдумка, а так дело было.В стары годы морозы жили градусов на двести, ..

Дополнительный поиск Пио Бароха - Алая Заря Пио Бароха - Алая Заря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пио Бароха - Алая Заря" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пио Бароха - Алая Заря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 22 символа