Ромен Гари - Корни Неба

150

События развиваются в середине 50-х гг. Роман начинается со встречи отца Тассена,семидесятилетнего члена иезуитского ордена, и Сен-Дени, директора крупного государственногозаповедника во Французской Экваториальной Африке. Отец Тассен — ученый, занимающийсяв Африке проверкой своих палеонтологических гипотез и имеющий среди миссионеров репутациючеловека более занятого наукой о происхождении человека, чем спасением души. Сен-Дени —один из тех любящих Африку колониальных чиновников, который, проработав долгое времяадминистратором в глубинке, очень много сделал для того, чтобы облегчить участь местногонаселения. Однако долгий жизненный опыт сделал его пессимистом, и он не веритв способность государственных органов предпринять что-либо радикальное для того, чтобызащитить людей и природу от наступления техники.

Сен-Дени не любит цивилизацию,он одержим навязчивой идеей спасти черных африканцев от материалистического Запада, помочьим сохранить свои племенные традиции и поверья, помешать африканцам пойти по следамевропейцев и американцев. Восхищаясь африканскими обрядами, он дружит с местнымиколдунами, с одним из которых у него даже есть уговор, что тот превратит его после смертив африканское дерево. Раньше он даже сожалел, что не родился с черной кожей, потому чтосчитал африканцев детьми природы. Но теперь он с сожалением констатирует, что те уходятвсе дальше и дальше от природы, потому что местные революционеры отравляют Африку западнымиядами и потому что на лозунгах черных освободителей остаются только слова ненависти.Отец Тассен проделал верхом весьма долгий и нелегкий для него путь, чтобы выслушать рассказСен-Дени о Мореле и обо всем, что с ним связано.

Морель и является главным персонажемромана. Романтик и идеалист, он пытается защитить от уничтожения слонов, нещадноистребляемых белыми охотниками из-за бивней и черным местным населением из-за мяса. Морелюкогда-то удалось выжить в немецком концлагере благодаря тому, что он и его товарищи думалио гуляющих по бескрайним просторам Африки этих сильных и свободных животных.Он пытается спасти их отчасти из благодарности, но главным образом потому, чтосвязывает со спасением животных также и спасение обновленного, возрожденного благодаряим человечества. Он мечтает о чем-то вроде исторического заповедника, похожегона заповедники в Африке, где запрещена охота. В этом заповеднике должны быть сохранены дляпередачи правнукам все духовные ценности человечества.Главное оружие Мореля — воззвания и манифесты, которые он предлагает подписать всем,кого встречает на своем пути.

Желающих подписать обнаруживается не так уж много,но постепенно вокруг Мореля образуется группа сочувствующих ему людей. Некоторые из нихискренне разделяют его заботы. Таков в первую очередь датский ученый-натуралист Пер Квист,начавший свою борьбу за сохранение природы еще почти в начале века. Другой надежный егосоюзник, или точнее, союзница — немка Минна. Когда-то в послевоенном Берлине эта красиваядевушка подружилась с советским офицером, который за эту дружбу поплатился либо свободой,либо скорее всего жизнью. После чего Минна, утратив интерес к жизни, опустилась на самоеее дно. Борьба за сохранение фауны стала для нее и борьбой за возвращение себечеловеческого достоинства. Еще один из сочувствующих Морелю — бывший американский летчикФорсайт, который в свое время воевал в Корее и, будучи сбитым, оказался вынужден, чтобыспастись, участвовать в разработанной китайскими и северо-корейскими органами пропагандыоперации, целью которой было убедить мировое общественное мнение в том, что американскимивойсками применялось бактериологическое оружие.

В результате, когда он вернулся из плена,жизнь на родине оказалась для него невозможна. Его с позором выгнали из армии, и он,нелегально покинув США, уехал в Африку и укрылся в Чаде, а там, признав справедливостьдействий Мореля, стал его союзником.Среди противников Мореля выделяется в первую очередь некий Орсини, охотник-спортсмен.Стремясь дать более выпуклое представление об этом человеке, Сен-Дени прибегает к аналогии.Он рассказывает об одном американском писателе, который как-то в пьяном виде объяснил ему,что регулярно наведываться в Африку, чтобы застрелить там очередную порцию львов, слонови носорогов, его заставляет страх перед жизнью, перед смертью, перед неизбежной старостью,перед болезнями, перед импотенцией.

Когда страх становился невыносимым, этот писатель старалсямысленно отождествлять его с носорогом или слоном, с чем-то, что можно убить. После чегоза шесть недель охоты он как бы проходил курс лечения, которое на полгода избавляло егоот шизофренического наваждения. Нечто похожее происходило и с Орсини, вся жизнь которого,по словам Сен-Дени, была. Долгим бунтом против собственной малозначительности что как рази заставляло его убивать сильных и красивых животных. Орсини не без отваги мелкой шавкизащищал собственное ничтожество от слишком высокого представления о человеке, в которомему не было места. Он убивал слонов, чтобы справиться с ощущением собственнойнеполноценности. Являясь естественным антагонистом Мореля, он в пику ему организовываетмассовый отстрел слонов и в конце концов погибает позорной смертью, растоптанный слонами.В определенный момент Морель, видя, что его петиции в защиту животных не помогают, чтоколониальные чиновники не только не поддерживают его, но и чинят всяческиепрепятствия, решил начать самостоятельно наказывать наиболее злостных истребителей животных,в большинстве своем богатых плантаторов и торговцев слоновой костью.Он с единомышленниками поджигает их фермы и склады со слоновой костью.

К немупримыкает еще несколько человек. Кое-кто из них не в ладах с законом, а кое-ктомечтает освободить Африку от колониального господства. Таков блистательный вождьосвободительного движения Вайтари, чернокожий красавец, получивший прекрасное образованиев Париже, являвшийся одно время депутатом французского парламента. Он пытается использоватьМореля в своих целях, хотя по существу является таким же антагонистом Мореля, каки Орсини, таким же, как он, врагом африканской природы. Дело в том, что, стыдясьотсталости Африки, он не хочет путем постепенного улучшения условий жизни способствоватьее прогрессу. Вдохновляясь примером СССР, является сторонником ускоренной индустриализацииконтинента. Он готов превратить Африку в такой же концлагерь, в какой Сталин превратилРоссию, дабы заставить соотечественников отказаться от древних обычаев и заставитьих строить дороги, рудники, плотины.

И ради этого он готов уничтожить всех африканскихслонов. Смеясь в глубине души над идеализмом Мореля, он цинично пользуется им, пытаясьвыдать его борьбу за спасение природы за политическую борьбу, а втайне дает своим юнымпоследователям задание уничтожить наивного француза, чтобы можно было объявить его первым белым,отдавшим жизнь за независимость Африки, и сотворить из него полезную для африканскогонационализма легенду. Одновременно он со своим отрядом уничтожает стадо слонов, чтобы,продав бивни, купить на вырученные деньги оружие. Немалую роль тут, естественно, играюти личные амбиции Вайтари, связанные с присущим подавляющему большинству политическихдеятелей комплексом неполноценности.В конечном счете получается, что в борьбе с идеалистом Морелем объединились все силы,либо заинтересованные в уничтожении слонов, либо просто безразличные ко всему.

В концеромана тех, кто был с Морелем, арестовывают, а сам он уходит в лес. Возможно, он погиб,но автор не оставляет надежды на то, что Морель жив и где-нибудь продолжает борьбу..

Значения в других словарях
Рождественский В. А. - Памятник

Распахнув сюртук свой, на рассветеОн вдыхал все запахи земли.Перед ним играли наши дети,Липы торжествующе цвели.Бабочки весенние порхалиНад его курчавой головой.Светлая задумчивость печалиШла к нему, и был он как живой.Вот таким с собою унесли мыИ хранили в фронтовой семьеОбраз нам родной, неповторимый,Юношу на бронзовой скамье.И когда в дыму врага, в неволеЗадыхался мирный городок,Ни один боец без тайной болиВспомнить об оставшемся не мог.Где теперь он. Что в плену с ним сталось?Может быть, рас..

Роже Мартен Дю Гар - Семья Тибо

Начало XX в. Нежная дружба связывает двух одноклассников — Жака Тибо и Даниэляде Фонтанена. Открытие одним из учителей переписки между мальчиками приводит к трагедии.Оскорбленный в лучших чувствах своими школьными наставниками, которые грубо овладели егозаветной «серой тетрадью» и гнусно истолковали дружбу с Даниэлем, Жак вместес другом решает бежать из дома. В Марселе они тщетно пытаются сесть на корабль, затемрешают добраться до Тулона пешком, но их задерживают и отправляют домой. Отъезд Даниэ..

Ромен Роллан - Жан-кристоф

В маленьком немецком городке на берегу Рейна в семье музыкантов Крафтов рождается ребенок.Первое, еще неясное восприятие окружающего мира, тепло материнских рук, ласковое звучание голоса,ощущение света, темноты, тысячи разных звуков… Звон весенней капели, гудение колоколов, пениептиц — все восхищает маленького Кристофа. Он слышит музыку всюду, так как для истинногомузыканта «все сущее есть музыка — нужно только её услышать». Незаметно для себямальчик, играя, придумывает собственные мелодии. Деду..

Ромен Роллан - Кола Брюньон

«Жив курилка…» — кричит Кола приятелям, пришедшим посмотреть, померли он от чумы. Но нет, Кола Брюньон, «старый воробей, бургундских кровей, обширныйдухом и брюхом, уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий», не собираетсяпокидать столь любимую им землю и по-прежнему упивается жизнью, даже находит её«более смачной, чем раньше». Кола — столяр, у него дом, сварливая жена, четверосыновей, любимая дочь и обожаемая внучка Глоди. Вооружившись долотом и стамеской, он стоитперед верстаком и ..

Дополнительный поиск Ромен Гари - Корни Неба Ромен Гари - Корни Неба

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ромен Гари - Корни Неба" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ромен Гари - Корни Неба, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 23 символа