Чингиз Айтматов - Белый Пароход

336

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три. Бабка, теткаБекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещежена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому чтоу нее нет детей, за это и бьет её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном.Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умелработать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостямразъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе,а заставить уважать себя не научился.Мальчик не помнил ни отца, ни матери.Ни разу не видел их. Но знал. Отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать послеразвода уехала в далекий город.Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедовбинокль смотреть на Иссык-Куль.

Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход.С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобытолько голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплыветон и скажет отцу своему, матросу. «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно,как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеютсянад ним. А Орозкул так и покрикивает!По вечерам дед рассказывал внуку сказку.«…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напаливраги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в рукиврагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда РябаяХромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и сталапросить отдать детей.

«Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымямое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила. «Это дети человеческие.Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг другане жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих,привела на Иссык-Куль.Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучиласьона. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон.Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужкебешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвалив честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.Потом умер одинбогатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала.

С тех пор не быломаралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатаямать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется«.Снова настала осень в горах.Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков —приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам двасосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, тамумеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потомтаскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну какспросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем.Хотелось избить жену, да дом был далеко.

Тут еще этот дед увидел маралов и чутьне до слез дошел, точно встретил братьев родных.И когда совсем близко было до кордона,окончательно повздорили со стариком. Тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забратьиз школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой.Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровьи ушел.Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнализ дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела,что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет?Дед ведь в руках у него…Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесумаралов, — вернулись все-таки! — да деду было не до того.

И тогдамальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принеслаОрозкулу и Бекей люльку на рогах.На кордон тем временем приехали люди за лесом.И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точнопреданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые,из заповедника.Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которогоисходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его такимне видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делилиогромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову.Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображеннуюголову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.Скоро все расселись за столом.Мальчика все время мутило.

Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясоматери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху. Запугал, чтоиначе Орозкул его выгонит.И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернетсяв горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду….

Значения в других словарях
Чжэн Тинъюй - Монах С Мешком Пишет Знак "терпение"

Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За этополагались адские муки, но Будда милосердно отправил провинившегося на землю, чтобы тотвозродился в человеческом облике. Теперь его зовут Лю Цзюньцзо, он нестоек в вере, можетотклониться от праведного пути. Дабы наставить его, послан будда Милэ в образе Монахас мешком. Кроме того, еще один вероучитель в облике человека по имени Лю Девятыйотправлен для того, чтобы побудить Лю Цзюньцзо уйти в монастырь, воспринять уч..

Чигринови.г. - Плач Перепёлки

В начале августа 1941 года Родион Чубарь, председатель Веремейковского колхоза, созвал последнее общее собрание. Немцы наступали, и надо было, согласно директиве Сталина, угнать подальше колхозное стадо, чтобы не досталось врагу. Погонщиками были заместитель председателя колхоза (завхоз) Денис Зазыба и двое колхозников. В деревню Зазыба вернулся больной — напился холодной воды, застудил горло. Не успел прилечь — явился Чубарь, сказал, что зерно, которое было в амбаре, он уже сдал государству и п..

Чингиз Айтматов - Джамиля

Шел третий год войны. Взрослых здоровых мужчин в аиле не было, и потому жену моегостаршего брата Садыка (он также был на фронте), Джамилю, бригадир послал на чисто мужскуюработу — возить зерно на станцию. А чтоб старшие не тревожились за невесту,направил вместе с ней меня, подростка. Да ещё сказал. Пошлю с ними Данияра.Джамиля былахороша собой — стройная, статная, с иссиня-черными миндалевидными глазами, неутомимая,сноровистая. С соседками ладить умела, но если её задевали, никому не уступала в ..

Чингиз Айтматов - И Дольше Века Длится День

Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…Апо сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства —Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъездеБоранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщитьо смерти Казангапа.Тридцать лет назад, в конце сорок четвертого, демобилизовали Едигеяпосле контузии. Врач сказал. Через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог.И т..

Дополнительный поиск Чингиз Айтматов - Белый Пароход Чингиз Айтматов - Белый Пароход

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чингиз Айтматов - Белый Пароход" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чингиз Айтматов - Белый Пароход, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 31 символа