Аввакум
АВВАКУМ, протопоп (1620-1682) - один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником, А. Уже с ранних лет был борцом и оппозиционером, хотя и мыслил консервативно. Когда началась реформа исправления церковных книг по новогреческим образцам (1653), А. Со всей силою темперамента выступил на защиту старины уже как лицо, известное царю Алексею и московским придворным кругам. Дальнейшая жизнь А. Проходит в ссылках (в Тобольск, в Даурию, на Мезень, в Пустозерск), прерывавшихся дважды вызовами в Москву. В 1664 - для уговоров его, влиятельного главаря старообрядцев, и в 1666 - для суда над ним с участием вселенских патриархов.
Суд лишил его сана, проклял и приговорил к заточению. В 1682 А. Вместе с тремя другими раскольниками-учителями сожжен на костре.Его литературное наследие, помимо истолковательных бесед на тексты писания, состоит из многочисленных (свыше 40) посланий и челобитных и из «жития» - автобиографии. Идейная сторона всех этих сочинений - в порицании никонианства, возглавляемого патриархом - предтечей антихриста, в доказательствах преимущества старой веры и в религиозно-догматических рассуждениях, иногда переходящих в теорию старообрядческой общины (о беспокойстве, о самосожжении как очистительной мученической смерти). Неуравновешенностью натуры, подверженностью бредовым идеям и галлюцинациям объясняется наличие всякого рода «видений», в к-рые автор сам искренно верит и к-рыми пользуется, доказывая свою мысль.
Отсюда же логические ошибки в выводах и крайняя подчас пестрота аргументов. Речь А. - простонародная, хотя местами и с подражанием риторике.Замечательным памятником старорусской литературы является «Житие» А. - его автобиография. «Житие» проникнуто, с одной стороны, некоторым агиографическим колоритом (стилевые недомолвки в рассказе), с другой - и по преимуществу - необычайной реальностью содержания и яз. Страстный темперамент А. Ярко обрисовывается в многочисленных бытовых черточках и рассказах в его «Житии». По рассказу Аввакума он то отнимает у некоего «начальника» девицу, свою прихожанку, то из ревности по вере гонит зашедших в село скоморохов, причем ломает у них хари (маски) и бубны, а их плясовых медведей бьет и пускает на волю, то наотрез отказывается благословить «брадобритца», сына боярина Шереметьева.
В результате таких поступков А. Часто сам оказывается потерпевшим, изгнанным, побитым, брошенным в реку, - но неизменно смотрит на себя как на ревнителя веры, гонимого за веру. Столь же своеобразны стиль и композиция «Жития» - «простодушно деловой сказ то разнообразится перебоем восклицательных и вопросительных интонаций, торжественным чтением библейских текстов, к-рое временами переходит в ораторскую речь, проповедь, то уснащается каламбурами, шутливыми народными присловьями, двустишиями, лишь слабо связанными с искусственной - виршевой поэзией» (В. Виноградов).Яркий изобразительный талант вместе с авторитетностью А. Среди старообрядческой массы вызвал к жизни целую плеяду писателей, идеологически и стилистически родственных А.
Сюда относится деятельность братьев Денисовых, Павла Прусского и др., а также большое количество анонимной литературы народного характера («Сказание о граде Китеже», «Об Опольском царстве», «О картофеле и о табаке», стихотворные плачи, сектантские паспорта в стихах и т. Д.). Библиография. Мякотин В. А., Протопоп А., СПБ., 1894. Бороздин А. К., Протопоп А., Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в., СПБ., 1898. Изд. 2-е., СПБ., 1900. Виноградов В. В., О задачах стилистики, Наблюдения над стилем «Жития» протопопа А., «Русская речь», сб. Статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923.
Дополнительный поиск Аввакум
На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа