Амирхан
АМИРХАН Фатих (Амерханов) (1886-1926) - крупный татарский писатель и публицист. С раннего детства учится в одном из популярнейших по тому времени медрессе Мухамедия, основанном знаменитым Шейхом Алимджан Эль-Баруди. Несмотря на новометодность медрессе и на высокую авторитетность во всем мусульманском мире самого Шейха Баруди, шакирды (учащиеся) были недовольны академической программой медрессе, требовали коренных реформ и в 1904 предприняли организованное выступление, в результате к-рого свыше 100 шакирдов, в том числе и А., были исключены из медрессе. А. Был во главе этого шакирдского движения, оказавшего сильное влияние на настроение шакирдов в других медрессе. Касимовского (Рязанской губернии), Оренбургского, Уфимского, Ишбабинского и др.
Это движение татарской учащейся моложи известно под названием «Движениеед шакирдов-ислахистов», - сторонников коренных реформ в медрессе. Его нельзя рассматривать изолированно. Оно несомненно создавалось под влиянием революционной борьбы российского пролетариата в эпоху революции 1905. После изгнания из медрессе А. Приглашается в Москву в качестве секретаря издававшегося тогда З. Шамилем журн. «Тербиете-этфаль» (Воспитание молодежи). В 1907 А. Организует в Казани еженедельную газ. «Эль-Ислах», официальным редактором к-рой хотя и был В. Бахтиаров, но фактически ее редактировал А. Газета эта, с одной стороны, была официальным органом ислахистов, с другой - ориентировалась на либеральные буржуазные элементы татар. С 1912 по 1917 А.
Руководит националистической газ. «Кояш» (Солнце), принимает самое близкое участие в литературно-художественном журн. «Анг» и юмористическом журн. «Ялт-юлт». Литературное творчество А. Многогранно. Современник А., знаменитый татарский поэт Тукаев, так характеризует его. «По едкости и глубине своего юмора А. - наш Гоголь, по красоте стиля - Тургенев, как психолог - он похож на Достоевского». И как публицист, и как писатель А. Был одним из самых талантливых и смелых борцов против старого, фанатичного быта татарского общества. При этом А. Считал невозможным возрождение татарского общества пока женщина-татарка остается под чадрой, совершенно бесправной и т. Д. Жестокая борьба татарского молодого поколения за свое освобождение и борьба за освобождение женщины-татарки от старых семейных устоев и традиций лучше всего переданы в классических произведениях А.
- в драме «Яшляр» (Молодежь) и лирической повести «Татар Кезы» (Девушка-татарка). В повестях «Фахтулла хазрят» и «Кендезги сяхар» вся едкость и острота сатиры А. Направлены против духовенства и мещанства. В культурном возрождении татар А. Был убежденнейшим западником. Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясающая картина войны 1914-1918, гражданская война, ужасы голода в Поволжьи приводят А. К мистицизму, к-рый не покидает его до самой смерти.
Дополнительный поиск Амирхан
На нашем сайте Вы найдете значение "Амирхан" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амирхан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа