Ваккенродер

147

ВАККЕНРОДЕР Вильгельм Гейнрих (Wackenroder, 1773-1798) - немецкий писатель, ближайший друг Тика. Не претендуя на обоснованность своих взглядов, на создание эстетической теории, сознательно отказываясь от построения какой-либо системы идей, В. Наивно, но отчетливо выразил в форме интимных высказываний - исповеди, записи своих впечатлений - идеологию ранних романтиков, те веяния времени, к-рые означали смену классицизма Гёте и Шиллера новым литературным направлением. Разложение «Римской империи немецкой нации» конца XVIII века, хозяйственная отсталость Германии, в которой капиталистические элементы были еще слабы, заставили идеологов бюргерства уйти в царство отвлеченной идеи, в мир прошлого. И В. В своих «Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders» (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом.

Год выхода книжки В. (1797) можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале еще не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. «Сердечные излияния» составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В ней В. Рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своем призвании, отравленной непониманием окружающих. Внутренне объединяющее книжку настроение, - это благоговение перед искусством как божественным откровением. Искусство не мыслится В. Вне связи с религией вообще и католицизмом в частности. Современная В. Жизнь не могла создать такого религиозного искусства.

Религиозность художественного творчества исключалась уже рационализмом нового времени, в особенности эпохи Просвещения. Отталкиваясь от этого рационализма, В. Преклоняется перед средневековым искусством, не разобщенным, а связанным с религией. Вдумываясь в эту благотворную для него связь, В. Усматривает в ней лишь выражение общей жизненной целостности на основе веры. Человек переходной эпохи, остро чувствующий неустойчивость и сложность современной ему жизни, В. Создал себе идеализированное представление о средневековье, будто бы не знавшем противоречий разума и чувства, чуждом сомнений и внутреннего разлада. Строгое деление сословного общества отводило каждому его место, ставило перед каждым определенную цель жизни.

Искусство входило в эту органическую целостность как один из составных, ею порожденных и ее укрепляющих элементов. Отдельные виды искусства - поэзия, музыка, живопись и архитектура - также органически сливаются у В. Воедино, в один грандиозный синтез. Синтетическое искусство, впервые провозглашенное В., стало мечтой романтиков, к-рую от них унаследовали близкие им по духу художники последующих поколений.После смерти В. Тик издал в 1799 его «Phantasien uber die Kunst fur Freunde der Kunst» (Фантазии об искусстве для друзей искусства), прибавив к ним ряд своих статей, написанных в стиле «Фантазий». Тик обязан своему другу и идеей романа «Franz Sternbalds Wanderungen» (Странствования Франца Штернбальда) - повествование о путешествии, к-рое совершил один из учеников А.

Дюрера в Рим (см. Тик).Стиль В. Характеризуется типичными чертами раннего романтизма. Приподнятостью, отсутствием образов элементарных ощущений, фрагментарностью изложения, в котором рассуждение переплетается с рассказом и описанием.Ярко выраженная В. Идеализация средневековья вообще и немецкого средневековья - в частности, возбудившая любовь и интерес к изучению национальной старины, имела огромные последствия в дальнейшей истории немецкого романтизма.Влияние В. Не ограничивается немецкой литературой. Его произведения, переведенные в 1826 на русский язык, сыграли важную роль в развитии эстетических воззрений русского «любомудрия». Авторитет В. Выдвигали русские романтики двадцатых-тридцатых годов XIX в. В своей борьбе против классической теории.Его эстетических взглядов придерживались Шевырев и В.

Ф. Одоевский. Идеализация родной старины, столь типичная именно для немецкого романтизма, ложится в основу «антизападнического» патриотизма русских славянофилов.Библиография. I. Русск. Перев. «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного», 1826, переизд. Под ред. Проф. П. Н. Сакулина, М., изд. К. Ф. Некрасова, 1914. Wackenroder W. H., Werke und Briefe, 2 Bde, Jena, 1910.II. Браун Ф. М., Немецкий романтизм - в «Истории западной литературы», под ред. Батюшкова, т. I, M., 1912. Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. В. Ф. Одоевский, т. I, М., 1913. Wolflin, Studien iur Literaturgeschichte, 1893. Koldewey K., Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck, Lpz., 1904. Stoecker H., Zur Kunstanschauung des 18 Jahrhunderts von Winkelmann bis Wackenroder, Berlin, 1904.

Hartmann H., Kunst nnd Religion bei Wackenroder, Tieck und Solger, Erlangen, 1916.

Значения в других словарях
Вайян-Кутюрье

ВАЙЯН-КУТЮРЬЕ Поль (Paul Vaillant-Couturier, 1892-) - французский писатель, коммунист. Если не считать ранней книги стихов («La visite du berger», 1913), навеянной воспоминаниями деревенского детства, проникнутой смутной неудовлетворенностью, книги невнятных исканий, - то начало творческой деятельности В.-К. Надо связывать с войной 1914-1918. Во всяком случае первый законченный период его творчества, включающий роман «В отпуску» (Une permission de detente, 1919), книгу рассказов, написанную сов..

Вакели

ВАКЕЛИ Иона (1900-) - современный грузинский пролетарский писатель. Литературную деятельность начал после Октябрьской революции. В первый период своего творчества В. - во власти революционной романтики. Его поэзия насыщена ритмом фабрик и заводов и выражает идею мощи пролетарского коллективного труда. Фетишизируя шум и грохот машин и отражая тематику революционной борьбы и строительства, В. Вначале почти не затрагивал насущных вопросов быта и духовной культуры пролетария. К трезвому реализму и ..

Вакх

ВАКХ - см. Дионис. ..

Вакыф

ВАКЫФ Молла Пенах (1717-1796) - тюркский поэт XVIII в. Р. В Казакском уезде Азербайджана. Был советником карабахского хана. Это определило характер его творчества. Он воспевал в своих произведениях гл. Обр. Жизнь и деятельность своего повелителя. Во время дворцового переворота В. Был казнен как сторонник Ибрагим-хана.Вакыф вместе с Видади впервые начал писать на тюркском яз. Он имел исключительное влияние на современников и в период наивысшего расцвета ашугской литературы у тюркских народов вве..

Дополнительный поиск Ваккенродер Ваккенродер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ваккенродер" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ваккенродер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа