Дадаизм
ДАДАИЗМ - сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. Ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве. («Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня - вечно живет» (Р. Гюльзенбек). «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система - не иметь никакой системы» (Т. Цара)). Анархический бунт дадаистов против «всего» представляет собою одну из крайних форм образного выражения негодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемы перед лицом империалистической войны и ее социальных последствий.
Об этом говорят как возникновение, так и программа и практика Д.Как школа Д. Оформился в 1916, в. Нейтральной Швейцарии. Первые деятели Д. - Тристан Цара (поэт. Румын), Рихард Гюльзенбек (поэт. Немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Г. Арп (художник. Немец), М. Янко (художник. Румын). «Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран», - говорит Гюльзенбек. Д. Возник как искусство кабаре («Cabaret Voltaire»), потом перешел в лит-ру («Publications du Cabaret Voltaire» - «Публикации кабаре Вольтер», 1916. Huelsenbeck R., Die phantastischen Geleite, 1916. Tzara T., La premiere aventure celeste de Mr. Antipirine - «Первое небесное приключение г-на Антипирина», 1916, журнал «Dada») и в изоискусство (первая выставка дадаистов в 1917).
Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления их были лишены патриотической сентиментальности, были более острыми. Дадаисты доводили до конца, до крайних выводов, футуризм и экспрессионизм, сторонниками к-рых они раньше являлись. Уже в Швейцарии наметились два различных направления внутри самого Д. 1. «Абсолютный дада» - группа Цара и впоследствии французских и голландских дадаистов, идеалом к-рых была «статическая» и «симультанистическая» поэзия и «абсолютное искусство». 2. «Политический дада» - группа Гюльзенбека, а затем и немецких дадаистов, для к-рых Д.
- «это наиболее релятивистическое, антибуржуазно-антикапиталистическое, активистское мировоззрение политически мыслящих людей, для к-рых искусство является только ничтожной деталью мировой картины и к-рые должны постоянно восставать против искусства, пока оно в буржуазном обществе остается товарной ценностью» (Гюльзенбек).Первая группа после окончания войны переселилась во Францию, где к ней временно примкнули худ. Пикабиа, поэты Сандрар, Кокто, А. Бретон, Л. Арагон и др. Группа разложилась примерно в 1923-1924, когда часть «абсолютных дадаистов» перешла к «сверхреалистам» . Гюльзенбек вернулся в Германию в 1917, где и образовалась группа «политических дадаистов» (из поэтов в нее вошли. Р. Гаусман, И. Баадер, В.
Меринг, а из художников - Г. Гросс и Гартфильд (Герцфельд)). Но свою работу она развернула только по окончании войны, когда часть группы (Гросс и Гартфильд), особенно заострив свою антибуржуазную позицию, открыто высказалась за пролетарскую революцию (издательство дадаистов «Malik-Verlag» стало печатать и не-дадаистические работы революционных писателей, потом целиком перешло на службу революции. Гросс и Гартфильд, отказавшись от Д., приняли точку зрения революционного пролетариата). «Политичность» остальных дадаистов выражалась в том, что они, на словах признавая борьбу пролетариата, на деле издевались над идеями революции, так же как они издевались над идеалами буржуазии и мещанства. Эти «принципиальные» дадаисты вернулись, как и их французские единомышленники, к той же гедонистической лит-ре, к-рую они в свое время отрицали.
«Абсолютный Д.» в Германии представлял художник-поэт К. Швиттерс, «изобретатель» «мерзизма» и «последовательной поэзии» (см. Беспредметное искусство). Хотя в 1920-1922, в период расцвета Д., дадаистов было много во всех европейских странах, но вне Франции и Германии дадаисты сумели организовать школу только в Голландии (группа «Мекано», Бонсет, Бломфильд, Цитроэн и др.). В Италии к Д. Примыкали большие художники, главным образом футуристы, как например Кирико, Прамколини и др.Д. Стремится к абсолютному освобождению словесного материала от всяких религиозных, философских, этических и т. П. Ассоциаций, к тому, чтобы словом можно было бы пользоваться как самостоятельной «вещью», как звуковым комплексом. Отсюда, с одной стороны, та форма «симультанистической поэзии» Цара (poeme simultane), которая рассчитана на многоголосую декламацию и в к-рой словесный материал должен заменять оркестровые инструменты, а с другой стороны - форма так наз.
«негритянской» и «маорийской» поэзии, где стихотворение слагается из комбинаций уже существующих и тут же придуманных слов. Последняя форма давала возможность осуществить требование об уничтожении в поэзии ассоциативных образов. «Слова, - говорит Гюльзенбек, - должны остаться сферическими образами, замкнутыми в себе, маленькими мирами, имеющими свою собственную жизнь, свои собственные законы». Там, где провести это основное требование оказалось невозможным (особенно в прозе) и где поэт должен был пользоваться словарем родного яз., дадаисты продолжали традиции футуристов - «эпатировали буржуа». Эпатирование имело несколько приемов, наиболее характерные из к-рых:1. Поэт обращается к читателю или к публике не как поэт, а как не стесняющееся в выражениях частное лицо, напр.
«Прежде чем снизойти до вас, прежде чем поломать ваши гнилые кости. Прежде чем испортить ваш вкус к красоте, сахару, перцу, философии и метафизически-математически-лирическому винегрету. Нужно принять антисептическую ванну», - обращается к публике французский дадаист Рибмон-Дессэнь и заканчивает. «Adieu, mon ami!» (До свиданья, друг мой). Этим приемом уничтожается всякая поэтичность, сентиментальность, патетичность, т. Е. Все то, что дадаист ненавидел в поэзии.2. Дадаист выдвигает какое-нибудь положение, но сейчас же, в той же фразе, отрицает как это положение, так и отрицание его. «Надо быть достаточно дадаистом, чтобы по отношению к своему собственному Д. Суметь занять дадаистическую позицию» (Гюльзенбек). «Я пишу манифест и ничего не хочу, все же скажу кое-что, хотя я принципиально против всяких манифестов и против всякой принципиальности» (Цара).3.
Третий прием доводит до алогичного конца симультанизм футуристов и французских урбанистов. Поэт не только связывает фразы, к-рые сообщают о фактах и явлениях, совершившихся одновременно в разных местах и при различных обстоятельствах, но составляющих в конце концов единый образ. Дадаист ради неожиданности сочетает и ничего общего между собой не имеющие фразы, стараясь быть в пределах каждой из них наиболее «оригинальным» и фантастичным.4. Четвертый прием - с точки зрения содержания наиболее характерный для Д. - это циничность. В своей «борьбе» против мещанской псевдонравственности и лжестыдливости дадаисты пользуются образами и формулами, которые своей насыщенностью, близкой к патологичности, далеко превосходят эротизм любого гедониста в искусстве.
Правда, чувственность в дадаистической лит-ре не изысканная, она имеет дерзкие и наглые формы, однако эротическая изысканность полностью не уничтожается, а только получает другое, более откровенное выражение. Дадаистическая поэзия пользуется свободным стихом, которому свойственна широкая ритмичность футуристов или нервозная раздробленность экспрессионистов. Дадаисты, особенно немецкие, нередко пользовались типографским акцентированием стиха, применяя в одном и том же стихотворении разные типы шрифтов и заверстывая текст в разных, геометрических и «живописных» формах. Отсюда возникла в дадаистической поэзии так наз. «поэма-картина», где типографский набор создает определенный зрительный образ.Курт Швиттерс (Schwitters).
Книжная обложка.Библиография. Манифест Т. Цара в журнале «Dada», Zurich, 1918, № 3. Манифесты дадаистов и справки об истории дадаизма в сб. «Dada-Almanach», hrsg. Von R. Huelsenbeck, E. Reiss-V., 1920, в «Anthologie Dada», Zurich, Ed. Luxe, 1919. Huelsenbeck R., Dada siegt!, Malik-V., 1920. Фриче В. М., Западно-европейская литература XX в, Гиз, М. - Л., 1926.
Дополнительный поиск Дадаизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Дадаизм" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дадаизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа