Двудольные размеры
ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ - иначе двусложные - размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей - сильной и слабой, или наоборот - слабой и сильной (Ú U - хорей и U Ú - ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах. При этом очень часто сильные доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «аUдмиUраUлтеÚйскаUяU иUглаÚ» и «ТоUгдаÚ чеUртаÚ, взгляÚд, вздоÚх, цвеÚт, слоÚвоU». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» (см. Ипостаса) основных стоп (ямб, хорей) - вспомогательными (пиррихий. U U и спондей. Ú Ú ). Так в первом случае имеем - пиррихий, ямб, пиррихий, ямб.
Во втором - ямб, ямб, спондей, спондей. Наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например. «БоÚй баUраUбаÚнныUй, клиÚкиÚ, скреÚжет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см. Хориямб). Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д.В р. Тяготение к так наз. Диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу). U Ú U Е° U Ú U Е° где Ú подчиненное и Е° главное ударение, напр.:«Где всÚе путÚи и всÚе распуÚтьяЖивоÚй клюкоÚй изможденЕ°ы».В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:«Мы - роковые глубины,Глухонемые ураганыУпали в хлынувшие сны,В тысячелетние туманы».А.
Белый.Однако каждое ударение в Д. Р. Может быть и самостоятельным, напр.:«Октябрь лег в жизни но`вой э`рой,Властне`й века` разгороди`л,Чем все` эпо`хи, че`м все ме`ры,Чем Ренесса`нс и дни Атти`л».В. Брюсов.В стихотворной практике эти модификации Д.р. Обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д.р. - ритмические ударения - самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные. По его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического - стихи эмоционального, лирического характера.
Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д.p. В русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения. Первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. Р. Вытесняются трехсложными размерами, а главное - современным чисто тоническим стихом. Силлабо-тонический стих, Ритмика.
Дополнительный поиск Двудольные размеры
На нашем сайте Вы найдете значение "Двудольные размеры" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двудольные размеры, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 18 символа