Двудольные размеры

132

ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ - иначе двусложные - размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей - сильной и слабой, или наоборот - слабой и сильной (Ú U - хорей и U Ú - ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах. При этом очень часто сильные доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «аUдмиUраUлтеÚйскаUяU иUглаÚ» и «ТоUгдаÚ чеUртаÚ, взгляÚд, вздоÚх, цвеÚт, слоÚвоU». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» (см. Ипостаса) основных стоп (ямб, хорей) - вспомогательными (пиррихий. U U и спондей. Ú Ú ). Так в первом случае имеем - пиррихий, ямб, пиррихий, ямб.

Во втором - ямб, ямб, спондей, спондей. Наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например. «БоÚй баUраUбаÚнныUй, клиÚкиÚ, скреÚжет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см. Хориямб). Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д.В р. Тяготение к так наз. Диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу). U Ú U Е° U Ú U Е° где Ú подчиненное и Е° главное ударение, напр.:«Где всÚе путÚи и всÚе распуÚтьяЖивоÚй клюкоÚй изможденЕ°ы».В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:«Мы - роковые глубины,Глухонемые ураганыУпали в хлынувшие сны,В тысячелетние туманы».А.

Белый.Однако каждое ударение в Д. Р. Может быть и самостоятельным, напр.:«Октябрь лег в жизни но`вой э`рой,Властне`й века` разгороди`л,Чем все` эпо`хи, че`м все ме`ры,Чем Ренесса`нс и дни Атти`л».В. Брюсов.В стихотворной практике эти модификации Д.р. Обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д.р. - ритмические ударения - самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные. По его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического - стихи эмоционального, лирического характера.

Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д.p. В русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения. Первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. Р. Вытесняются трехсложными размерами, а главное - современным чисто тоническим стихом. Силлабо-тонический стих, Ритмика.

Значения в других словарях
Дахни

ДАХНИ - см. Урду. ..

Дашкевич

ДАШКЕВИЧ Николай Павлович (1852-1908) - историк лит-ры, профессор Киевского университета, с 1907 академик. Д. Принадлежат свыше 70 печатных трудов, среди к-рых важнейшие. «Постепенное развитие науки истории литературы и ее современные задачи» («Киевские университетские известия», 1877, 10). Отзыв о сочин. Н. И. Петрова. «Очерки истории украинской литературы XIX века» (в Отч. XXIX, о нагр. Гр. Уварова, прилож. К LIX тому «Записок Имп. Академии наук», СПБ., 1888). Романтика Круглого стола в лит-р..

Двустишие

ДВУСТИШИЕ - простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой. Так напр. Распадается на двустишия александрийский стих (шестистопный ямб):«Порода красоты лицу не придает:В селе и в городе цветок равно цветет».Особым видом нерифмованного Д. Является дистих . Ряд античных строф (гиппонактова, архилохова, алкманова и др.) представлял собой Д. Еще шире распространено Д. В средневековой метрике - французские восьмисложники, немецкий четырехударный стих куртуазного эпоса и..

Де Квинси

ДЕ КВИНСИ Томас (Thomas de Quincey, 1785-1859) - английский писатель. Причислял себя к древнему аристократическому роду и перед фамилией поставил «de», но родился в культурной купеческой семье в Манчестере. Учился во многих школах, в том числе и в Оксфорде, вел бродячую жизнь и писал ради заработка на всевозможные темы (философия, политическая экономия, история лит-ры, критика). Его произведения имеют в наше время лишь исторический интерес, за исключением автобиографических «Признаний опиумоеда..

Дополнительный поиск Двудольные размеры Двудольные размеры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Двудольные размеры" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двудольные размеры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа