Единства

135

ЕДИНСТВА - термин классической драматургии. Требование единств действия и времени, как обязательных для трагедии, впервые было сформулировано Аристотелем. «Фабула, служащая подражанием действию, - писал он в VIII главе своей Поэтики , - должна быть изображением одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, чтобы при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого». Об единстве времени у него же читаем. «Трагедия особенно старается вместить свое действие в круг одного дня или лишь немного выйти из этих границ, а эпос не ограничен временем, чем и отличается от трагедии» (гл.

V).Французские и итальянские теоретики эпохи Возрождения дополнили учение Аристотеля об Е. Уже ранее формулировавшимся требованием единства места. В Италии поэт Триссино, ссылаясь на Аристотеля, настаивает в своей «Поэтике» (1529) на соблюдении единства времени. Ветторн, комментируя Аристотеля (1560), выдвигает закон единства места и действия. Кастильветро в своем выступлении (1570) объединяет уже все три требования. Во Франции знакомство с Аристотелем обнаруживают. Трагедия Мэрэ «Софонизба» (1629), трагедии Тайля (Taille) с его «Поэтикой», наряду с «Поэтикой» ряда других французов, вплоть до трагедии Корнеля «Сид» (1636) и его «Discours sur l’utilite du poeme dramatique et de ses diverses parties», с одной стороны, и «Поэтического искусства» Буало - с другой.

Буало дал классическую формулировку принципа Е. «В едином месте, в день один должно свершиться одно событие, и пьесой будут наслаждаться все, переполняя зал». В Германии на точке зрения необходимости Е. Стоял Готтшед, в России - Сумароков.Популярность аристотелевой теории Е. В XVI-XVIII вв. Находит себе объяснение в социальной психологии той классовой группы, к-рая в ту пору являлась общественным гегемоном. Создавая себе (в значительной мере руками буржуазии) трагедию, аристократия стремилась сделать этот драматический жанр строгим и насыщенным. Средневековый театр с его обилием эпизодов, расчлененностью сценической площадки, обилием всяческих условностей мизансцены, не удовлетворял нового зрителя. Отталкиваясь от площадных и демократических зрелищ средневековья, аристократический потребитель добивается монументального трагедийного спектакля, в построении к-рого Е.

Играют основную роль. В противоположность иррационализму, мистике и фантастике средневековья, хаотичности мистерии они утверждали строгую логическую последовательность и правдоподобие, к-рого добивался рассудок («прекрасно только то, что истинно», говорит Буало). Е. Способствовали четкому, незатемняемому никакими отклонениями и усложнениями выявлению той предельной обобщенности, к-рая так характерна для образов классической драмы, выражающих обычно отвлеченную от всякой иррациональной конкретности идею, качество, свойство и т. П., их строгое логическое развитие. «Торжество трех единств отвечало возраставшей требовательности высшего класса, для к-рого становились невыносимы наивные сценические несообразности предшествовавшей эпохи.

Единства имели за себя такую идею, к-рая должна была увлечь благовоспитанных людей, идею точного подражания действительности, способного вызвать надлежащую иллюзию» (Лансон). Таким образом победила здесь собственно утонченность аристократического вкуса, возраставшая вместе с упрочением «благородной и благосклонной монархии» (Плеханов), с ее стремлением все регламентировать, подчинить рассудочным правилам.По мере того как деградировала придворная аристократия и на смену ей восходила буржуазия, по мере того как оттачивалось классовое самосознание последней, ей становились чужды традиция высокой классической трагедии и теория Е. Как существенное звено в этой традиции. Процесс отталкивания от мертвеющих канонов аристократической драматургии наблюдается уже в конце XVIII в.

В так называемой «буржуазной драме» (см. «Драма»). Сокрушительный удар нанес этим канонам ее создатель и теоретик в Германии - Лессинг, - доказавший обусловленность Е. Места и времени устройством античной сцены и постоянным присутствием хора. Всемерно признавая основные положения «Поэтики» Аристотеля - единство действия, катарзис и т. Д., он обнаружил всю произвольность и поверхностность истолкования Е. Теоретиками французского классицизма. Но с особой остротой отрицание его принципов сказывается в позднейших выступлениях буржуазных романтиков (Гюго с его манифестом-предисловием к «Кромвелю» и драмой «Эрнани», драмы А. Дюма и мн. Др.). В 30-х гг. XIX в. Е. Уступают свое место тому просторному драматургическому каркасу, к-рый характеризует всю буржуазную драматургию прошлого столетия.Анализ Е.

В системе классической драматургии см. Также в статьях «Драма», «Классицизм» и «Трагедия».Библиография. Аристотель, Поэтика, перев. Н. И. Новосадского, ГАХН, М., 1927. Лессинг, Гамбургская драматургия, изд. Вольф, СПБ., 1914. Буало, Поэтическое искусство, перев. Под ред. П. С. Когана, СПБ., 1914. Клейнер Исидор, У истоков драматургии, «Academia», Л., 1924. Его же, Театр Мольера, ГАХН, М., 1927 (стр. 49 и след.). Freitag G., Die Technik des Dramas, Kap. XIII. Breitinger H., Les unites d’Aristote avant le «Cid» de Corneille, 1879. Teichmom E., Die drei Einheiten im franz. Trauerspiel nach Racine, Lpz., 1909. Borinski K., Die Antike in Poetik und Kunsttheorie, Lpz., 1924.

Значения в других словарях
Египетский язык

ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК - настолько своеобразен, что его до сих пор не удается включить ни в одну из языковых групп. По своему внутреннему строению он родственен как семитским , так и восточно-африканским яз. (бишари, сахо, галла и сомали) и северо-африканским берберским яз. Очень возможно, что Е. Яз., подобно древнеегипетскому народу, явился результатом скрещения семитско-азиатских и африканских элементов. О родстве Е. Яз. С хамитскими яз. Говорит ряд общих форм, как напр. Некоторые формы указательных..

Единоначатие

ЕДИНОНАЧАТИЕ - см. Анафора. ..

Еж

ЕЖ Томаш Теодор (JeЕє, 1824-1915) (псевдоним Зигмунда Милковского) - польский писатель-беллетрист и публицист, участвовал в венгерском восстании 1848, жил долго в Турции и Румынии, скитался по Европе и М. Азии, побывал в Америке. Писал повести и романы из жизни южных славян, румын, мадьяр. Особое значение имеют его произведения из польского и украинского быта. В них Е. Убедительно повествует о временах панщины, о разложении шляхетской молодежи и вырождении польского дворянства. Е. Издавал журна..

Езерска

ЕЗЕРСКА Андзя (1885-) - современная американская писательница. Принадлежит к группе американской мелкобуржуазной радикальной интеллигенции, представляя ее «иммигрантскую» часть. Ее роман - «Salome of the Tenements» (1922, русск. Перев. «Саломея с задворков»), «Bread givers» (1925, русск. Перев. «Гнет поколений») и ряд рассказов, напечатанных в различных сборниках, рисуют жизнь «еврейского гетто» Нью-Йорка - Ист-Сайда - и борьбу еврейской иммиграции за «приобщение» к Америке. Это «приобщение» пр..

Дополнительный поиск Единства Единства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Единства" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 8 символа