Екатерина II

178

ЕКАТЕРИНА II (1729-1796) - как писательница является представительницей той дворянской дидактики, к-рая особенно характерна для русского XVIII в. Свое писательство она понимала как орудие популяризации идей просвещенного абсолютизма, защищавшихся ею в первую, «либеральную», пору ее царствования. Большинство ее произведений составляют сатиры. Выражая устремления крупного аристократического дворянства, Е. Направляет острие своей сатиры, с одной стороны, против средне- и мелкопоместного дворянства, высмеивая некультурность и слепое подражание французам, а, с другой - против попыток самостоятельного анализа общественных вопросов зарождавшейся буржуазной интеллигенцией. Знание быта городского и провинциального дворянства передано было Е.

Окружавшими ее литераторами, в сотрудничестве с к-рыми она писала свои сочинения. Вообще авторство Е. Не вполне покрывается ее именем. Первоначально она выступает как журналистка, основывая в 1769 журнал «Всякая всячина», где ей принадлежит несколько заметок («Письмо патр. Правдомыслова» и др.). С 1772 Е. Пишет ряд комедий, среди к-рых следует отметить. «О, время», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Госпожа Вестникова с семьей», «Думается тако, а делается инако». В 1783 Е. Принимает близкое участие в журнале «Собеседник любителей российского слова» (1783-1784), издававшемся кн. Дашковой «иждивением Имп. Академии наук», в к-ром Е. По существу являлась негласным редактором. Здесь напечатаны ее статьи под общим заглавием «Были и небылицы» - сатирические заметки на разные темы, преимущественно о нравах того времени, частью направленные против окружавших ее придворных (И.

Шувалов, Чоглоков). Она писала также комические оперы («Горе-богатырь», «Новгородский богатырь»), сказки утопического характера («Хлор», «Февей»), в к-рых излагала свои взгляды на задачи воспитания, «исторические представления» (о Рюрике, Олеге, Игоре). Следует отметить и борьбу Е. С масонством (комедии - «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман сибирский», также пародии на масонскую ложу - «Тайна противонелепого общества (Anti-absurde), открытая непричастным оному»). Плохо разбираясь в сущности учения и причисляя к его последователям и шамана и Калиостро, Е. Чувствует его связь с «левыми» течениями, с к-рыми она позже, испуганная французской революцией, станет бороться более действительными средствами (ссылка Радищева в Сибирь, заключение Новикова в Шлиссельбург).От чисто литературных произведений Е.

Следует отличать ее работы историко-публицистического характера и переводные («Наказ», «Записки касательно российской истории», «Велизар», «Memoires» и др.). Не представляя большой лит-ой ценности, комедии Е. Интересны гл. Обр. Заключенным в них публицистическим содержанием и легким сатирическим изображением тогдашних дворянских нравов. Строясь по обычному типу комедий XVIII в., с их незамысловатой любовной интригой, преувеличенно комическими персонажами и ловкими слугами («наперсниками»), произносящими нравоучительные сентенции, они высмеивают ханжество, сплетни, суеверие, скупость, щегольство, подражание французам и т. П. Наиболее удачны типы. Ханжи - Ханжахиной, сплетницы - Вестниковой, прожектера - Некопейкина, петиметра - Фирлюфюшкова и др.

Несмотря на участие в работе над комедиями Е. Русских литераторов, язык последней не всегда правилен. Однако он близок к разговорному. Упрощение речи она сама упорно отстаивала («Завещание» в «Собеседнике». «Краткие и ясные выражения предпочитать длинным и кругловатым. Кто писать будет, тому думать по-русски, из иностранных яз. Не занимать слов, красноречия не употреблять нигде...» и т. Д.). Авторство Е. Долгое время скрывалось от публики.Библиография. I. Сочин. Е. На основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями А. Н. Пыпина (по смерти его под ред. А. Барскова) изданы Академией наук в 1901-1908, в 12 тт. В это издание включено много ранее нигде ненапечатанных сочинений Е., автобиографических записок и даны подробные примечания об отдельных пьесах и переводах на иностранные яз.II.

Пыпин А., История русской литературы, т. IV, изд. 4-е, СПБ., 1913 (гл. I-II, здесь же и библиография, изд. 1-е, СПБ., 1889).III. Неустроев А., Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802, СПБ., 1874. Его же, «Указатель» к названной работе, СПБ., 1898. Голицын Н., кн., Библиографический словарь русских писательниц, СПБ., 1889. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. Включительно, ч. 2, СПБ., 1902. Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ. 1910.

Значения в других словарях
Езерска

ЕЗЕРСКА Андзя (1885-) - современная американская писательница. Принадлежит к группе американской мелкобуржуазной радикальной интеллигенции, представляя ее «иммигрантскую» часть. Ее роман - «Salome of the Tenements» (1922, русск. Перев. «Саломея с задворков»), «Bread givers» (1925, русск. Перев. «Гнет поколений») и ряд рассказов, напечатанных в различных сборниках, рисуют жизнь «еврейского гетто» Нью-Йорка - Ист-Сайда - и борьбу еврейской иммиграции за «приобщение» к Америке. Это «приобщение» пр..

Екаладзе

ЕКАЛАДЗЕ Иа (1872-) - грузинский беллетрист. Р. В крестьянской семье. Учился в тифлисской духовной семинарии, курса которой однако не окончил. Был исключен за нежелание подчиниться установленному режиму.Первый рассказ Е. Появился в журнале «Иверия» (1892). Лит-ая деятельность Е. Совпала с периодом подъема революционного движения в Грузии. Его произведения посвящены жизни народнической интеллигенции. Сам народник - Е. Дает ряд ярких образов «ушедших в народ» интеллигентов. После революции 1905 в..

Екклезиаст

ЕККЛЕЗИАСТ (по-гречески - «оратор в народном собрании» или «проповедник в общине», перевод еврейского Koheleth) - одна из так наз. Канонических книг Ветхого завета, вместе с «Притчами» и «Песнью песней» принадлежит к «соломоновскому» циклу ветхозаветной литературы. Однако принадлежность Е. Соломону совершенно апокрифична и объясняется лишь стремлением, распространенным в поздней иудейской лит-ре, приписать каждое лит-ое произведение какому-либо известному историческому лицу. Вступительные слова..

Елена

ЕЛЕНА - греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. Существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к-рую ему придала эпическая поэзия (Гомер и др.). Е., дочь Зевса и Леды - в других вариантах Немезиды, - отличалась необычайной красотой (отсюда позднейший эпитет. Е. Прекрасная). После неудачной попытки Тезея похитить Е. Земной отец ее, муж Леды, Тиндарей заставил всех многочисленных искателей руки Е. Поклясться, что они..

Дополнительный поиск Екатерина II Екатерина II

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Екатерина II" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Екатерина II, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 12 символа