Екклезиаст

120

ЕККЛЕЗИАСТ (по-гречески - «оратор в народном собрании» или «проповедник в общине», перевод еврейского Koheleth) - одна из так наз. Канонических книг Ветхого завета, вместе с «Притчами» и «Песнью песней» принадлежит к «соломоновскому» циклу ветхозаветной литературы. Однако принадлежность Е. Соломону совершенно апокрифична и объясняется лишь стремлением, распространенным в поздней иудейской лит-ре, приписать каждое лит-ое произведение какому-либо известному историческому лицу. Вступительные слова Е., а также гл. I, ст. 12, 16, гл. II, ст. 7, 9 - представляют собой характерные интерполяции, , долженствующие уверить читателя, что именно Соломон и есть автор данного произведения. Эти интерполяции мало слажены с текстом и часто противоречат ему.Е.

- по существу сборник размышлений, афоризмов и сентенций абстрактно-философского и дидактического характера. С точки зрения правоверного иудаизма книга эта полна ереси и тем самым резко противоречит другим книгам Библии. Основное содержание ее. Глубокий пессимизм в отношении религиозной идеи, жалобы на тщетность человеческого труда, скорбь от сознания человеческого бессилия и невозможности преобразить природу мира и вещей. Е. Возмущается несправедливостью по отношению к слабым и обездоленным. Гибель праведных и благополучие порочных - основной мотив Е.Канонизирование этого явно антирелигиозного произведения составляло трудную задачу. Это было достигнуто и тем, что Е. Был покрыт именем Соломона, и тем, что самый конец Е.

Был подвергнут некоторой переработке. Заключительные строки Е. С их предостережением не писать бесполезных книг и соблюдать божьи заповеди выступают как благочестивая заплатка на всем произведении. Они имеют целью помирить традиционное благочестие и религиозный нигилизм основного содержания Е. Вообще несомненно, что текст Е. Подвергался неоднократным переделкам и сама литературная структура Е. Далеко неоднородна. Логически слаженная и блестяще сформулированная проповедь о «суете сует» с III главы постепенно переходит в область узко практических мудрствований и назидательных советов (гл. V). Вопрос об имени подлинного автора Е. Конечно неразрешим. Можно лишь с достаточной уверенностью наметить эпоху и социальную среду, в которых возникло это произведение.

Лингвистический (обилие арамейских слов) и историко-литературный анализ приводит к выводу, что Е. Был написан около середины III в. До христ. Эры, когда иудейство переживало значительный культурный кризис. Интересно, что в Е. Ни разу не упоминается имя Ягве, что там нет никаких указаний на «избранность» Израиля. Наоборот, настроение автора достаточно космополитично. Это объясняется тем, что политически Иудея в середине III века была постоянным плацдармом борьбы сирийской монархии Селевкидов с египетской монархией Лагидов, а культурно находилась под сильнейшим влиянием эллинизма. Философия Е. Сложилась как раз в тот момент, когда Иудея находилась на пути к значительной эллинизации и утере национальной и религиозной самобытности, прерванном политикой Антиоха Эпифана и восстанием Маккавеев.

Именно поэтому в Е. Звучат некоторые мотивы современной ему греческой философии - эпикуреизма, стоицизма и скепсиса Академии. Социальной средой, в к-рой возник Е., по всей вероятности была среда палестинской землевладельческой аристократии, экономическая база к-рой была подорвана. Отсутствие обеспеченности и политического равновесия и повело к возникновению философии культурного и религиозного нигилизма, выраженной в Е.Разложению культуры, созданной этим классом, способствовали и указанные влияния эллинизма, особенно сказавшиеся в усвоении деградирующей аристократией идей философского скепсиса, столь ярко формулированного в Е. По отношению к традиционным религиозно-культурным ценностям. Пессимизм Е. Оказал довольно большое влияние на мировую лит-ру, чему бесспорно способствовала мастерская форма произведения.

В отличие от других библейских сборников притч, изречения Е. Объединены не только тематически, но и формально частыми повторениями клаузулы («суета и томление духа»), анафорами (напр. Ст. 17-18 гл. II) и другими стилистическими приемами, свидетельствующими о большом риторическом мастерстве автора. Отличительной особенностью формы Е. Является также острая антитеза, частые противопоставления отрицательного положительному. В противоположность образному яз. Иова яз. Е. - философически-абстрактен, аллегоричен. Характерно введение загадки в построение рассуждения (гл. XII, ст. 3). Притчеобразные сентенции придают Е. Зачастую агадическую форму (см. «Агада»). Е. Имеет и чисто стилистические параллели в мировой лит-ре (Шопенгауэр, Ницше).

Точно так же его содержание неоднократно варьировалось с различными оттенками и в философских произведениях (Леопарди, Шопенгауэр) и др.Библиография. Meyer, Ursprung und Anfange des Christentums, B. II, Berlin, 1821. Kautzsch, Die heilige Schrift des Alten Testaments, hrsg. V. Bertholex, B. II, 1923.

Значения в других словарях
Екаладзе

ЕКАЛАДЗЕ Иа (1872-) - грузинский беллетрист. Р. В крестьянской семье. Учился в тифлисской духовной семинарии, курса которой однако не окончил. Был исключен за нежелание подчиниться установленному режиму.Первый рассказ Е. Появился в журнале «Иверия» (1892). Лит-ая деятельность Е. Совпала с периодом подъема революционного движения в Грузии. Его произведения посвящены жизни народнической интеллигенции. Сам народник - Е. Дает ряд ярких образов «ушедших в народ» интеллигентов. После революции 1905 в..

Екатерина II

ЕКАТЕРИНА II (1729-1796) - как писательница является представительницей той дворянской дидактики, к-рая особенно характерна для русского XVIII в. Свое писательство она понимала как орудие популяризации идей просвещенного абсолютизма, защищавшихся ею в первую, «либеральную», пору ее царствования. Большинство ее произведений составляют сатиры. Выражая устремления крупного аристократического дворянства, Е. Направляет острие своей сатиры, с одной стороны, против средне- и мелкопоместного дворянства..

Елена

ЕЛЕНА - греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. Существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к-рую ему придала эпическая поэзия (Гомер и др.). Е., дочь Зевса и Леды - в других вариантах Немезиды, - отличалась необычайной красотой (отсюда позднейший эпитет. Е. Прекрасная). После неудачной попытки Тезея похитить Е. Земной отец ее, муж Леды, Тиндарей заставил всех многочисленных искателей руки Е. Поклясться, что они..

Елин-Пелин

ЕЛИН-ПЕЛИН (1878-) - псевдоним болгарского писателя Димитрия Иванова. Крестьянин по происхождению, Е.-П., не закончив среднего образования, вернулся в родную деревню и некоторое время учительствовал. В литературе стал известен как автор рассказов из крестьянской жизни. В 1904 издал первый, в 1912 - второй том своих рассказов. Кроме того выпустил еще небольшие очерки и юморески «Пепел с моей папироски», патриотические рассказы и песенки за время мировой войны «Букет юнаку» (храброму), юморески «..

Дополнительный поиск Екклезиаст Екклезиаст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Екклезиаст" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Екклезиаст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 10 символа