Екклезиаст
ЕККЛЕЗИАСТ (по-гречески - «оратор в народном собрании» или «проповедник в общине», перевод еврейского Koheleth) - одна из так наз. Канонических книг Ветхого завета, вместе с «Притчами» и «Песнью песней» принадлежит к «соломоновскому» циклу ветхозаветной литературы. Однако принадлежность Е. Соломону совершенно апокрифична и объясняется лишь стремлением, распространенным в поздней иудейской лит-ре, приписать каждое лит-ое произведение какому-либо известному историческому лицу. Вступительные слова Е., а также гл. I, ст. 12, 16, гл. II, ст. 7, 9 - представляют собой характерные интерполяции, , долженствующие уверить читателя, что именно Соломон и есть автор данного произведения. Эти интерполяции мало слажены с текстом и часто противоречат ему.Е.
- по существу сборник размышлений, афоризмов и сентенций абстрактно-философского и дидактического характера. С точки зрения правоверного иудаизма книга эта полна ереси и тем самым резко противоречит другим книгам Библии. Основное содержание ее. Глубокий пессимизм в отношении религиозной идеи, жалобы на тщетность человеческого труда, скорбь от сознания человеческого бессилия и невозможности преобразить природу мира и вещей. Е. Возмущается несправедливостью по отношению к слабым и обездоленным. Гибель праведных и благополучие порочных - основной мотив Е.Канонизирование этого явно антирелигиозного произведения составляло трудную задачу. Это было достигнуто и тем, что Е. Был покрыт именем Соломона, и тем, что самый конец Е.
Был подвергнут некоторой переработке. Заключительные строки Е. С их предостережением не писать бесполезных книг и соблюдать божьи заповеди выступают как благочестивая заплатка на всем произведении. Они имеют целью помирить традиционное благочестие и религиозный нигилизм основного содержания Е. Вообще несомненно, что текст Е. Подвергался неоднократным переделкам и сама литературная структура Е. Далеко неоднородна. Логически слаженная и блестяще сформулированная проповедь о «суете сует» с III главы постепенно переходит в область узко практических мудрствований и назидательных советов (гл. V). Вопрос об имени подлинного автора Е. Конечно неразрешим. Можно лишь с достаточной уверенностью наметить эпоху и социальную среду, в которых возникло это произведение.
Лингвистический (обилие арамейских слов) и историко-литературный анализ приводит к выводу, что Е. Был написан около середины III в. До христ. Эры, когда иудейство переживало значительный культурный кризис. Интересно, что в Е. Ни разу не упоминается имя Ягве, что там нет никаких указаний на «избранность» Израиля. Наоборот, настроение автора достаточно космополитично. Это объясняется тем, что политически Иудея в середине III века была постоянным плацдармом борьбы сирийской монархии Селевкидов с египетской монархией Лагидов, а культурно находилась под сильнейшим влиянием эллинизма. Философия Е. Сложилась как раз в тот момент, когда Иудея находилась на пути к значительной эллинизации и утере национальной и религиозной самобытности, прерванном политикой Антиоха Эпифана и восстанием Маккавеев.
Именно поэтому в Е. Звучат некоторые мотивы современной ему греческой философии - эпикуреизма, стоицизма и скепсиса Академии. Социальной средой, в к-рой возник Е., по всей вероятности была среда палестинской землевладельческой аристократии, экономическая база к-рой была подорвана. Отсутствие обеспеченности и политического равновесия и повело к возникновению философии культурного и религиозного нигилизма, выраженной в Е.Разложению культуры, созданной этим классом, способствовали и указанные влияния эллинизма, особенно сказавшиеся в усвоении деградирующей аристократией идей философского скепсиса, столь ярко формулированного в Е. По отношению к традиционным религиозно-культурным ценностям. Пессимизм Е. Оказал довольно большое влияние на мировую лит-ру, чему бесспорно способствовала мастерская форма произведения.
В отличие от других библейских сборников притч, изречения Е. Объединены не только тематически, но и формально частыми повторениями клаузулы («суета и томление духа»), анафорами (напр. Ст. 17-18 гл. II) и другими стилистическими приемами, свидетельствующими о большом риторическом мастерстве автора. Отличительной особенностью формы Е. Является также острая антитеза, частые противопоставления отрицательного положительному. В противоположность образному яз. Иова яз. Е. - философически-абстрактен, аллегоричен. Характерно введение загадки в построение рассуждения (гл. XII, ст. 3). Притчеобразные сентенции придают Е. Зачастую агадическую форму (см. «Агада»). Е. Имеет и чисто стилистические параллели в мировой лит-ре (Шопенгауэр, Ницше).
Точно так же его содержание неоднократно варьировалось с различными оттенками и в философских произведениях (Леопарди, Шопенгауэр) и др.Библиография. Meyer, Ursprung und Anfange des Christentums, B. II, Berlin, 1821. Kautzsch, Die heilige Schrift des Alten Testaments, hrsg. V. Bertholex, B. II, 1923.
Дополнительный поиск Екклезиаст
На нашем сайте Вы найдете значение "Екклезиаст" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Екклезиаст, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 10 символа